Влияние инновационных технологий на спортивный бизнес

Ларин А.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (90), Июнь 2014

Цитировать:
Ларин А.С. Влияние инновационных технологий на спортивный бизнес // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 6. – С. 90-97.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21610007
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В условиях сильнейшей конкурентной борьбы в большом спорте высока роль инновационной деятельности для достижения спортсменами высокого результата. В настоящее время разработка и быстрое внедрение новейших спортивных товаров и услуг значительно влияют на улучшение финансовых показателей спортивного бизнеса.

Ключевые слова: инновации, маркетинг, прибыль, спорт, технологии, инновационные компании, спортивный бизнес

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Престижные соревнования последних десятилетий в различных видах спорта показали, что без инновационных технологий не может обойтись ни одна страна, претендующая на высокие достижения своих спортсменов на мировой арене. В спорте высших достижений уже давно идет борьба за доли секунды, сотые и даже тысячные. В настоящее время большой спорт подобрался вплотную к пределу человеческих возможностей, и неудивительно в этой связи использование новейших методов и технологии для улучшения результата спортсменов.

Планомерное движение вперед в спорте может происходить за счет ограниченного количества факторов, в каждом из которых инновации могут дать определенный толчок как для развития результатов спортсменов, так и для развития бизнеса в области спорта.

Выявление одаренных спортсменов и развитие природных талантов

В последнее время спортивный бизнес вкладывает все больше средств в деятельность по выявлению одаренных спортсменов. Так, открывая футбольные школы для детей раннего возраста или покупая молодых игроков, бизнесмены хотят минимизировать свои затраты. Для этого используются услуги рекрутинговых агентств, в которых помимо общепринятых мер по выявлению талантливых спортсменов используются инновационные методы отбора, такие как отбор по отпечаткам пальцев, программно-аналитический отбор.

Исследование рынка показывает, что в России лидирующее место в данной сфере занимает компания Genetic-test, которая представлена в 200 городах России и СНГ. Потребность в данной услуге есть и постоянно растет. Так, постепенно развиваясь, с 2011 г. компания смогла выйти на оборот в 50 тысяч исследований в месяц, что равно полутора миллионам рублей выручки. В планах небольшой инновационной компании из Новосибирска построить бизнес стоимостью 500 млн долл. [1]. Спортивные клубы охотно пользуются такими услугами, т.к. при правильном отборе впоследствии они могут заработать приличные суммы.

Управление тренировочным процессом и новейшие методики тренировки и подготовки спортсменов.

На тренировке в школах высшего спортивного мастерства уже немыслимо представить тренера и спортсмена, не пользующихся технологическими преимуществами. Если раньше, в 1970-е годы, на бег Валерия Борзова на Олимпиаде в Мюнхене делали раскадровку целым институтом, то сейчас почти каждый тренер может снять своего спортсмена на камеру и по кадрам посмотреть его технические движения.

В спортивной подготовке ведущих стран используются методы с инновационным подходом. Компании по производству программного обеспечения создают компьютерные 3D модели движущегося спортсмена, где четко видна его техническая работа. Программисты из Стэндфордского университета разрабатывают программное обеспечение OpenSim, которое позволяет моделировать идеальное выполнение технического упражнения и сравнивать с существующим выполнением у спортсмена [4]. Это дает возможность четко определить для спортсмена его недостатки в технике выполнения упражнения, а также дать рекомендации по устранению этих недостатков вплоть до укрепления определенных групп мышц, необходимых именно для выполнения этого упражнения.

Апробируя такие программы на спортсменах, в дальнейшем планируется развиваться в направлении медицинских услуг по лечению больных с отклонениями в координации движений. Что может привести к развитию рынка реабилитационной медицины и лечения церебрального паралича.

На данном этапе в большинстве случаев технологии 3D моделирования являются очень дорогостоящими и закрытыми, что говорит о высоком потенциале развития этого сегмента рынка программного обеспечения.

Изобретения и усовершенствования в спортивном инвентаре, оборудовании, экипировке и т.д.

Локомотивом всей инновационной деятельности в области спорта, безусловно, являются изобретения и усовершенствования, касающиеся спортивного инвентаря, оборудования и экипировки. Большинство изобретений для спорта высших достижений внедряются на массовый рынок и становятся незаменимыми вещами в повседневной жизни потребителей.

Самым технологически инновационным видом спорта по праву является авто- и мотоспорт. Принимая участия в самых престижных гоночных сериях, автоконцерны тестируют свои новейшие разработки, которые затем применяют при производстве серийных автомобилей. Победы в авто- и мотогонках очень положительно влияют на продажи продукции концернов, становясь хорошей рекламой и добавляя престижности бренду в целом.

Анализируя ежегодную отчетность Fiat Group, можно проследить показатели доходности компании Ferrari, входящей в итальянскую группу. Так в 1999 г. чистый доход компании составлял 647 млн евро, а операционная прибыль составляла около 25 млн евро [3]. Этот год считается возрождением гоночной марки, т.к. впервые за 16 лет команда Ferrari смогла завоевать кубок конструкторов в престижной гоночной серии «Формула-1». Сопоставив данные финансовых отчетов компании и результаты команды в гонках «Формула-1», можно с уверенностью сказать, что есть тесная взаимосвязь между результатами выступления на соревнованиях и финансовыми показателями фирмы. Так с 1999 по 2008 г. чистый доход компании и операционная прибыль в год растет быстрыми темпами и достигает 1921 млн евро и 339 млн евро соответственно, но после основные финансовые показатели растут значительно медленнее. По итогам 2012 г. чистый доход составил 2433 млн евро, а операционная прибыль – 350 млн евро, т.е. увеличение за 4 года в процентном отношении составило 26,6% и 3,2% соответственно [3]. В то же время феноменальные победы гонщиков Михаэля Шумахера и Кими Райкконена, а также победы команды в Кубке конструкторов как раз закончились после 2008 г., и по настоящее время команда не может вернуть себе былое лидерство.

Ярким примером применения инновации в спорте является компания Pentland Group, которой принадлежит известный бренд Speedo. Эта компания совершила революцию в плавательном мире, создав плавательный костюм, который, уменьшая лобовое сопротивление пловца всего лишь на 2%, позволил установить 108 мировых рекордов. На Олимпиаде в Пекине в костюмах этой фирмы было завоевано 33 из 36 золотых медалей в плавании. Почти каждый заплыв на тех играх был совершен в технологичной экипировке Speedo. Костюм LZR Racer был выпущен за полгода до пекинской олимпиады, и уже за первые два месяца продаж были распроданы все торговые запасы компании, при том что стоимость его была по 550 долларов за штуку, а требовалось их спортсмену для достойной подготовки от трех до пяти в месяц [6]. Причина была в недолговечности уникальных свойств костюма, которые сохранялись на 5–10 заплывов. Данное обстоятельство приводило к частой замене костюма и, следовательно, к серьезным финансовым успехам компании.

Подавляющее превосходство продукции компании, а также высокая стоимость привели к тому, что Всемирная федерация плавания ужесточила правила и запретила использовать полиуретановые костюмы, к тому же ограничив их размеры для мужчин от пояса до колен и для женщин от плеч до колен. Такое решение спортивных чиновников привело к значительному снижению доходов компании, но благодаря финансовому заделу и хорошо разрекламированному бренду компания до сих пор является лидером в производстве товаров для плавания.

Обратная ситуация произошла с компанией по производству лодок для гребли на байдарках и каноэ. Инновационная форма лодки некогда малоизвестной компании Plastex из Польши позволила увеличить скорость прохождения дистанции до 5%. Данное улучшение конструкции привело к тому, что в 1999 г. польские спортсмены смогли завоевать 11 медалей на Чемпионате мира по гребле [5]. В 2001 г. Всемирная федерация гребли приняла решение не запрещать нововведение, а узаконить его в правилах. Это позволило производителям лодок беспрепятственно развивать инновацию компании Plastex. А сама компания превратилась в мирового лидера по производству спортивного инвентаря для гребли.

Спортивная фармакология и новейшие методики восстановления спортсменов

Спортивная фармакология – это часть медико-биологической науки о лекарственных веществах и их действии на организм здорового человека, которая направлена на улучшение приспособления организма к запредельным нагрузкам спорта высших достижений.

Анализируя ассортимент продукции предприятий мировой и отечественной спортивной фарминдустрии, можно выделить два четко выраженных направления развития производства: допинговое и восстановительно-реабилитационное.

Допинговое направление предполагает производство запрещенных препаратов, на которые имеется повышенный спрос среди спортсменов, в первую очередь на новейшие препараты и средства, которые трудно или невозможно обнаружить на допинг-контроле. Если раньше данная продукция изначально разрабатывалась для лечения каких либо заболеваний человеческого организма, и впоследствии выяснялось, что применение у здорового человека этого же препарата приводило к улучшению его работоспособности или физических качеств, то в настоящее время существуют фармкомпании, специализирующиеся на разработке препаратов только для спорта.

Компания из Китая GenSci с 1996 г. производит синтетический гормон роста [2]. В процессе поиска новых рынков сбыта в компании было установлено, что качественный гормон роста очень востребован в спортивной индустрии. Препарат давал возможность спортсменам добиваться потрясающих результатов, а допинг-контроль до 2008 г. не мог обнаружить факт употребления этого гормона. Специализация компании на производстве препаратов для спорта позволила стать мировым лидером на рынке гормона роста и подобных препаратов.

Восстановительно-реабилитационное направление производство разрабатывает препараты для скорейшего восстановления организма после физических нагрузок и для реабилитации спортсмена после травм.

Препараты данного направления производятся в первую очередь для инвалидов и для реабилитации человека после травм, а затем находят применение в спорте. Такая продукция является не запрещенной в спорте и производится в основном для массового рынка, а на спортивном рынке испытываются новейшие разработки. Тестирование продукции на спортсменах получается выгоднее и результативнее. Во-первых, мир спорта готов платить больше деньг, чем массовый потребитель, за инновационный товар, который сократит восстановление и реабилитацию спортсмена и тем самым сократит издержки спортивного бизнеса. Во-вторых, доработка и улучшение товара идут намного быстрее за счет хорошей обратной связи, т.к. спортсмены, благодаря высокой чувствительности и пониманию своего организма, дают больше полезной информации для производителей.

Выводы

1. Спортсмены высокого уровня понимают, что, находясь на пике спортивной формы, значительно улучшить свой результат в спорте можно только посредством инновационного развития оборудования и инвентаря, новейшей методики тренировочного процесса, изобретений в фармакологии и улучшения восстановительных мероприятий организма спортсмена.

2. По сути, являясь для спортивной индустрии «подопытными кроликами», спортсмены с целью улучшения результата требуют инновационных исследований над собой. В то же время компаниям, производящим спортивные товары и услуги, выгодно иметь такой полигон для исследований и апробирования новых технологий, изобретений и инновационных методов для последующего внедрения на массовый рынок. Поэтому предприятия, использующие раньше других нововведения в спорте, получают возможность первыми захватить значительную долю рынка, соответственно получить большую прибыль. А отсутствие инноваций уменьшает количество спортивных побед и приводит снижению доходов спортивного бизнеса.

3. Анализ спортивной продукции, производимой в России, показывает, что предприятий в данной сфере крайне мало, а инновационных практически нет. Особенно это касается области спортивной медицины и улучшения оборудования, инвентаря и т. д. Это одна из причин, почему в настоящее время наши команды не выигрывают общекомандные зачеты среди стран-участниц на Олимпийских играх и других важнейших соревнованиях.


Источники:

1. Официальный сайт компании «Genetic-test» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://genetic-test.ru/o-kompanii.
2. Официальный сайт компании «GenSci» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gensci-china.com/gensci/About.asp .
3. Официальный сайт компании «FIAT».Отчетность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fiatspa.com/en-US/investor_relations/financial_reports/Pages/ annual_reports.aspx.
4. Официальный сайт Стэндфордского университета. Проект «OpenSim» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://opensim.stanford.edu.
5. Официальный сайт компании «Plastex» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.plastexboats.com/history.
6. Официальный сайт компании «Speedo» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.speedo.com.ru/ru/speedo_brand/insidespeedo/history/index.html.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:00:00