Источники накопления и составляющие человеческого капитала

Некрасова Н.А., Харченко Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (87), Март 2014

Цитировать:
Некрасова Н.А., Харченко Е.В. Источники накопления и составляющие человеческого капитала // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 3. – С. 11-22.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21357312
Цитирований: 38 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Россия на сегодняшний день имеет сильную «базу» для формирования на основе человеческого потенциала человеческого капитала. Эффективные реформы в сфере образования способствуют росту человеческого капитала страны. В формировании человеческого капитала принимают участие только талантливые, творческие и способные на инновационную деятельность граждане.

Ключевые слова: человеческий капитал, человеческий потенциал, мотивация, уровень образования, карьерный рост, инновационная деятельность граждан, уровень знаний, профессиональный рост



Известно, что человеческий потенциал наиболее точно определяется с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), который был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется ООН в ежегодном отчете о развитии человеческого потенциала. При подсчете ИРЧП учитываются 3 показателя [2]:

– ожидаемая продолжительность жизни;

– уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения;

– уровень жизни, оцененный через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

Пройдемся по составляющим…

В 2012 г. расчеты ИРЧП охватили 187 стран, которые по уровню развития разделились на 4 группы:

1 группа – с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала (ИРЧП >0,796);

2 группа – с высоким уровнем развития человеческого потенциала (ИРЧП 0,712–0,796);

3 группа – со средним уровнем развития человеческого потенциала (ИРЧП 0,536–0,712);

4 группа – с низким уровнем развития человеческого потенциала (ИРЧП <0536).

Россия относится к странам с высоким уровнем развития человеческого потенциала. ИРЧП Российской Федерации на 2012 г. составляет 0,788 и в рейтинге стран Россия занимает 55 позицию из 187 стран и территорий [3]. С 1990 по 2012 г. ИРЧП Российской Федерации увеличился с 0,73 до 0,788, среднегодовой прирост составил около 0,3%. Анализ изменения ИРЧП в России по годам и составляющих его индикаторов представлен в таблице 1 [7].

Таблица 1

Динамика ИРЧП и составляющих его индикаторов в России


Ожидаемая продолжительность жизни
при рождении (лет)
Ожидаемая продолжительность
обучения (лет)
Средняя продолжительность
обучение (лет)
Валовой национальный доход на душу населения
ИРЧП
1990
68
12,7
9,2
12,604
0,730
1995
66
11,7
10
7,790
0,695
2000
65
12,1
11,3
8,395
0,713
2005
66,1
13,7
11,6
11,560
0,753
2010
68,5
14,3
11,7
13,664
0,782
2011
68,8
14,3
11,7
13,897
0,784
2012
69,1
14,3
11,7
14,461
0,788

Из таблицы видно, что в период с 1990 по 2012 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась на 1,1 года, ожидаемая продолжительность обучения увеличилась на 1,6 года, средняя продолжительность обучения – на 2,5 года.

На рисунке 1 показан вклад каждого компонента индекса ИРЧП России с 1990 г. [7].

Рис. 1. Динамика компонентов индекса ИРЧП Российской Федерации с 1990 года по 2012 год

Проведенный анализ свидетельствует о том, что наиболее значимой составляющей ИРЧП является «Образование». Такой параметр, как «Продолжительность жизни населения», за рассматриваемый период менялся несущественно. «Валовой национальный доход на душу населения» серьезно снижался в период с 1995 по 2000 г., а в настоящее время достиг того же уровня вклада в ИРЧП, что и «Продолжительность жизни населения».

Динамика составляющих человеческого потенциала в России с 2000 по 2012 г. представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика составляющих человеческого потенциала в России

Показатели
2000
2005
2010
2011
2012
Индекс образования
0,782
0,839
0,862
0,862
0,862
Ожидаемая продолжительность обучения (детей) (лет)
12,1
13,7
14,3
14,3
14,3
Индекс здоровья
0,710
0,727
0,765
0,770
0,774
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)
0,713
0,753
0,782
0,784
0,788
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)
65
66,1
68,5
68,8
69,1
Средняя продолжительность обучения (взрослых) (лет)
11,3
11,6
11,7
11,7
11,7
Источник: составлено автором по [2].

Из таблицы видно, что все показатели, характеризующие человеческий потенциал в России, находятся на повышательной траектории: наибольший процент роста наблюдается по таким показателям, как «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении» и «Ожидаемая продолжительность обучения».

С целью объективного отражения состояния человеческого потенциала в России сравнили ИРЧП России с показателями других стран. Динамика ИРЧП России и некоторых сопредельных государств представлена на рисунке 2.

Источник: составлено автором по [2].

Рис. 2. Динамика ИРЧП России и некоторых граничащих с Россией государств

Из рисунка 2 видно, что несмотря на приемлемый уровень ИРЧП России значения данного показателя в Латвии и Финляндии значительно выше. Более детально показатели человеческого потенциала выбранных стран представлены в таблице 3.

Есть «база» – надо двигаться

Как видно из приведенного материала, Россия в значительной степени отстает от Финляндии в таких показателях, как: «Расходы на государственное здравоохранение», «Государственные расходы на образование», «Индекс здоровья», а также «ВВП на душу населения» и «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении». Россия превосходит все остальные выбранные страны по такому показателю, как «ВВП на душу населения», но проблемной областью формирования человеческого потенциала в России остается здоровье человека. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России почти на 11 лет меньше, чем в Финляндии.

Таблица 3

Составляющие человеческого потенциала (данные за 2012 год)

Показатели
Китай
Латвия
Украина
Белоруссия
Финляндия
Казахстан
Россия
Расходы на здравоохранение, государственное (% от ВВП) (%)
2,7
4,1
4,4
4,4
6,7
2,5
3,2
Государственные расходы на образование (% от ВВП) (%)
1,9
5,6
5,3
4,5
6,8
3,1
4,1
Уровень грамотности взрослого населения, обоих полов (% в возрасте от 15 и выше)
94,3
99,8
99,7
99,6
-
99,7
99,6
индекс образования
0,627
0,868
0,86
0,866
0,88
0,839
0,862
индекс здоровья
0,846
0,846
0,77
0,798
0,949
0,747
0,774
ВВП на душу населения (2005 долл. по ППС)
7418
13773
6359
13191
32254
11568
14808
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)
73,7
73,6
68,8
70,6
80,1
67,4
69,1

Для повышения обоснованности и достоверности наших выводов провели компаративный анализ показателей ИРЧП Российской Федерации и стран с быстро развивающейся экономикой объединения БРИКС (см. табл. 4) [7].

Таблица 4

Показатели ИРЧП РФ по отношению к странам БРИКС (по состоянию на 2012 год)


ИРЧП
Рейтинг страны по ИРЧП
Ожидаемая продолжительность жизни
при рождении
Ожидаемая продолжительность
обучения
Средняя продолжительность
обучения
Валовой национальный доход на душу населения
Бразилия
0.730
85
73.8
14.2
7.2
10,152
Китай
0.699
101
73.7
11.7
7.5
7,945
Индия
0.554
136
65.8
10.7
4.4
3,285
Россия
0.788
55
69.1
14.3
11.7
14,461
Южная Африка
0.629
121
53.4
13.1
8.5
9,594
БРИКС
0.655
-
69.8
11.5
6.6
6,476

Средний ИРЧП для стран БРИКС 0,655. Российская Федерация превосходит страны БРИКС по показателю ИРЧП в целом и по отдельным его компонентам, за исключением показателей ожидаемой продолжительности жизни при рождении, в чем лидируют Бразилия и Китай.

На основе проведенного обзора статистического материала можно резюмировать, что Россия имеет сильную «базу» для формирования на основе человеческого потенциала человеческого капитала.

В структуру человеческого капитала помимо перечисленных показателей человеческого потенциала, по нашему мнению, следует добавить:

– способности приносить доход, врожденные способности и талант, приобретенную квалификацию [11];

– совокупность навыков, знаний и умений человека [1];

– мотивацию, энергию, творческий подход и т.п.

Современная концепция человеческого капитала во многом базируется на исследованиях Гэри Беккера. Существенный вклад был также внесен коллегой Беккера Теодором Шульцем [8, 10].

Проведя анализ источников, можно выделить основополагающие определения человеческого капитала, на которых базируются все дальнейшие исследования и выводы авторов (см. табл. 5).

Таблица 5

Основополагающие определения человеческого капитала

Автор
Определение
Теодор Шульц
Человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом [10]
Фишер C.
Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход, включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию [17]
Дятлов С.А.
Человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов (заработков данного человека) [9]

Теория с географией

Человеческий капитал в современных условиях является главной ценностью общества, а также основным фактором экономического роста. Современные условия экономического развития общества предполагают наличие у населения новых знаний, творческого и интеллектуального потенциала как отдельного человека, так и всего общества, делают человеческий капитал стратегическим ресурсом конкурентоспособности страны в условиях жесткой конкурентной борьбы [16].

По мнению Шарлотты Меландеры и Ричарда Флоридаба, существует большое количество разнообразных гипотез относительно важности человеческого капитала в процессе экономического развития, дискуссия вращается вокруг двух ключевых вопросов. Первый состоит в поиске наиболее оптимальных путей определения и учета человеческого капитала.

Обычные измерения человеческого капитала базируются на уровне образования, как правило, здесь учитывается часть населения, имеющего степень бакалавра (специалиста) и выше. Более поздние исследования показывают, что гораздо важнее то, чего люди достигают после получения образования, их профессионализм и уровень творческого подхода к профессии.

Второй ключевой вопрос состоит в дискуссии по поводу факторов, влияющих на географическое распределение человеческого капитала. По данной проблеме были предложены три различных теории.

Первая утверждает, что университеты играют ключевую роль в создании первоначальных преимуществ в процессе формирования человеческого капитала, который становится кумулятивным и самоусиливающимся с течением времени.

Вторая утверждает, что характер оказываемых услуг играет важную роль в привлечении и удержании высокообразованных, высококвалифицированных специалистов.

Третья теория утверждает, что толерантность и открытость специалистов к новым подходам и методикам в процессе производства особенно важны [5].

На наш взгляд, эти три подхода не следует рассматривать как взаимоисключающие, а наоборот, необходимо систематизировать их как взаимодополняющие друг друга. В процессе формирования человеческого капитала важны и уровень образования, полученного человеком в вузе, и то, как он распорядился полученными знаниями в процессе своего карьерного роста, степень его профессионализма, а также и то, сумело ли предприятие должным образом мотивировать своего работника на творческий подход в процессе производства, на желание повышать уровень своей квалификации путем самообразования.

По мнению Лимачко Е.Е., современная концепция человеческого капитала – это многосторонняя концепция, рассматривающая различные аспекты инвестирования в человека. Основными аспектами инвестирования выступают здоровье и питание человека, однако наиболее пристально изучаемым аспектом остается образование: знание и навыки, накапливаемые путем обучения, тренировки и опыта, которые используются в производстве товаров, услуг и нового знания [13].

Мы разделяем подход этого ученого, хотелось бы добавить лишь то, что процесс образования должен быть непрерывным, на протяжении всей человеческой жизни, благодаря чему и будет осуществляться переход от человеческого потенциала к человеческому капиталу как в рамках целой страны, так и отдельно взятого региона. Инвестиции человека в свое образование неизменно приводят к увеличению его заработной платы, росту мотивации на труд, что является немаловажным фактором в процессе общественного воспроизводства.

Дополнительным фактором в процессе формирования человеческого капитала страны Анна Согрен отмечает политическую систему в целом и политические решения в частности. По ее мнению, политические решения, которые влияют на эффективность учебного процесса, могут вызвать долгосрочные перемены в экономике страны. Такие долгосрочные перемены способны осуществить преобразования в отношении человеческого капитала. Если политические меры ухудшают эффективность системы образования, то это приведет к ситуации с относительным изобилием человеческого капитала, но с замедленным темпом роста экономики. Положительные реформы в сфере образования, наоборот, приводят к быстрому росту экономики страны и более высокому и устойчивому темпу роста государства [6].

Нельзя не согласиться с автором – если государство заинтересовано в росте человеческого капитала своей страны, оно будет эффективно содействовать данному процессу:

– увеличивать количество бюджетных мест в вузах по тем направлениям подготовки, по которым существует потребность именно в данном регионе в соответствии со стратегией его развития;

– повышать эффективность прямого и косвенного воздействия на развитие фундаментальной и прикладной науки [18];

– продолжать финансирование научно-исследовательской работы молодых ученых;

– мотивировать людей к получению образования и в целом к повышению уровня саморазвития;

– содействовать включению молодых людей в мировое информационное пространство посредством информационно-телекоммуникационных технологий [14].

По нашему мнению, только люди с высоким уровнем знаний должны попадать со школьной скамьи в высшую школу, ведь только нацеленные на развитие компетенций в рамках образовательного процесса личности способны, попав после университета на рабочее место, созидать на благо общества, используя в своей деятельности инновационный и творческий подходы. Нет смысла государству инвестировать в тех граждан, которые не обладают достаточным интеллектуальным потенциалом и стремлением постоянно его повышать.

Чарли Карлссон, Борджей Йоханссон и Роджер Р. Стоуч [4] предполагают, что условия, способствующие устойчивому росту государства, в том числе человеческий капитал, люди накапливают непрерывно. Региональный запас человеческого капитала в городах генерируется знаниями, совокупный качественный рост которых приводит к повышению эффективности общественного воспроизводства и, следовательно, к непрерывному увеличению качества жизни в городах.

Таким образом, беря за основу схему Л. Нестероваи Г. Аширова [15], а также схему Ю.А. Корчагина [12] и используя результаты проведенного исследования, мы предлагаем следующую взаимосвязь понятий «Человеческий капитал» и «Человеческий потенциал», а также источников их накопления (см. рис. 3).

Рис. 3. Источники накопления и взаимосвязь понятий «Человеческий капитал» и «Человеческий потенциал»

Выводы

Итак,человеческий потенциал является фундаментом для образования человеческого капитала, без одного невозможно появления другого. В формировании человеческого потенциала огромную роль играет государство, которое должно обеспечить должный уровень жизни населения, способствовать повышению грамотности, улучшить сферу здравоохранения, стараться максимально снизить уровень бедности населения и поднять экономическую активность.

Образование и здоровье играют ключевую роль в развитии человека в контексте формирования человеческого капитала общества. Человеческий капитал формируется в государстве с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Вузы обеспечивают граждан тем уровнем знаний, которые необходимы для дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Огромная роль в формировании человеческого капитала отводится политической системе, которая посредством политических решений способна влиять на эффективность высшего образования в стране. Только талантливые, творческие и способные к инновационной деятельности граждане создают человеческий капитал. Большая роль в этом процессе отводится квалификации и мотивации граждан в ходе производственной деятельности.


Источники:

1. Becker G. Human Capital. NY., L., 1975.
2. Human Development Index (HDI) – Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/statistics/hdi/.
3. International Human Development Indicators – UNDP –Режим доступа: http://http://hdr.undp.org/en/data/map/.
4. Karlsson Charlie, Johansson Börje, Stough Roger R. Human Capital, Talent and Regional Growth – Режим доступа: http://www.kth.se/dokument/itm/cesis/CESISWP191.pdf.
5. Mellandera Charlotta, Floridab Richard. The Creative Class or Human Capital? – explaining regional development in Sweden – Режим доступа: http://www.kth.se/dokument/itm/cesis/CESISWP79.pdf.
6. Sjögren Anna «Human Capital, R&D and Economic Growth» – Режим доступа: http://swopec.hhs.se/hastef/papers/hastef0238.pdf.
7. The Rise of the South: Human Progress in a Diverse World. Explanatory note on 2013 HDR composite indices. Russian Federation. HDI values and rank changes in the 2013 Human Development Report – Режим доступа: http://hdrstats.undp.org/images/explanations/RUS.pdf.
8. Беккер Гэри С. Человеческое поведение: экономический подход. – М: ГУ–ВШЭ, 2003.
9. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. – СПб: 1994.
10. Корицкий А.В. Истоки и основные положения теории человеческого капитала // Креативная экономика, 2007. – № 5.
11. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал. Фактор развития или деградации? – Воронеж: Центр исследования региональной экономики, 2005. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3263.
12. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал – интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности. Материалы научного семинара «Человеческий капитал как междисциплинарная область исследований». – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2011/04/29/1210692190/Doklad.doc‎.
13. Лимачко Е.Е. Человеческий капитал в современной экономике – некоторые теоретические аспекты. –Режим доступа: www.econom.nsc.ru/ieie/SMU/conference/articles/Лимачко.doc.
14. Некрасова Н.А., Килимова Л.В. Ценностные ориентации молодого поколения в процессе интеграции в международную информационную среду // Ученые записки российского государственного социального университета / Главный редактор академик РАН В.И. Жуков, 2011.–№ 6.
15. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал. – ВЭ, 2003.– № 2.
16. Переверзева А.В. Человеческий потенциал и человеческий капитал: взаимосвязь и взаимовлияние // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27–30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О.Н. Мельникова. – М.: Креативная экономика, 2011. – http://www.creativeconomy.ru/articles/22152/.
17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономическая теория. – М.: Юнити, 2002.
18. Харченко Е.В. Стратегические приоритеты антициклической государственной политики в регионе // Вестник Университета (Государственный университет управления), 2009. – № 26.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:31:28