Конкурентоустойчивость военного вуза на российском рынке образовательных услуг

Лаптев А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (87), Март 2014

Цитировать:
Лаптев А.А. Конкурентоустойчивость военного вуза на российском рынке образовательных услуг // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 3. – С. 88-97.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21357319
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены особенности того, что в современных условиях военные вузы функционируют на пересечении двух сфер: во-первых, участвуют в формировании общеевропейской интеграционной (болонской) системы образования, вступая в конкурентную борьбу; во-вторых, являются частью силовых структур и военно-оборонного комплекса, находясь под юрисдикцией Министерства внутренних дел РФ. Это усложняет оценку конкурентоспособности и выделение системы показателей и факторов, влияющих на успешность военного учебного заведения на рынке ВВПО. На смену изъезженного исследователями понятия конкурентоспособности приходит понятие конкурентоустойчивости образовательного учреждения как показатель жизнеспособности и эффективности функционирования вуза.

Ключевые слова: конкурентоспособность, комплексный подход, образовательная услуга, конкурентоустойчивость, высшее военное образование, конкурентомобильность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Реформирование образовательного рынка вынуждает вузы обретать все большую самостоятельность и автономию: учреждения активизируют самоуправление и саморегуляцию, занимая определенную рыночную позицию, выявляют возможные ресурсы для обеспечения конкурентоспособности вуза и более эффективного функционирования.

Конкурентоспособность вуза

Наиболее важным аспектом экономической деятельности вуза является конкурентоспособность. Применительно к образовательным услугам понятие «конкурентность» стало использоваться не так давно, с середины 90-х гг. В условиях современного рынка конкурентоспособность образовательного учреждения является основным показателем жизнестойкости, развитости и эффективности вуза.

Некогда престижная тенденция к получению высшего образования сегодня превратилась в общепринятую данность, не связанную с уровнем дохода, возрастом и профессией потребителей. Еще одной не менее важной тенденцией на рынке образования является возрастающие требования и обязательства к формированию российской системы высшего образования в связи с подписанием Болонской декларации в 2003 г. и усилением процессов глобализации мировой экономики. Поэтому обеспечение конкурентоспособности вуза в усиливающейся конкурентной среде образовательного рынка представляется нам наиболее востребованным вопросом, требующим более внимательного изучения.

Обозначенные тенденции повлияли и на систему высшего военного образования: как составная часть федеральной системы высшего профессионального образования, военное образование так же находится в конкурентном поле и нуждается в анализе и обеспечении конкурентоспособности.

Специфика военного образования

Существенным отличием военного образования является его двуединое содержание: с одной стороны, система высшего военно-профессионального образования обеспечивает заказ Министерства обороны на получение военных специалистов, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками; с другой стороны, эта система связана с удовлетворением потребностей граждан в получении профессионального образования, тем самым относясь к рынку образовательных услуг и деятельности, регламентированной Министерством образования РФ.

В связи с этим, обеспечение конкурентоспособности военного вуза – сложный и дискуссионный вопрос, требующий комплексного подхода, учитывающего интеграционный характер образовательной услуги.

Комплексный подход, с нашей точки зрения, включает такую систему показателей оценки конкурентоспособности военного вуза, в которой будет зафиксирована двуединая природа военных образовательных услуг и учет результатов взаимодействия вуза с внешними и внутренним факторами всех сред жизнедеятельности (см. рис. 1).

Рис.1. Комплексный подход к формированию образовательной услуги военного вуза

На наш взгляд, ключом к обеспечению конкурентоспособности на рынке ВВПО является формирование полноценной образовательной услуги, которая возможна при использовании комплексного подхода. Социальная среда и военно-политическая определяют позицию личности в обществе, образующую вкупе с позициями других личностей сеть зависимостей и возможностей; влияют на формирование системы ценностей, взглядов и позиций человека как гражданина, патриота. Экономическая среда влияет на «доходность» получаемой профессии, на представление о будущей экономической выгоде получаемой специальности. Демографическая характеристика может указывать на склонность к определенным специальностям и спросу на них в зависимости от количества абитуриентов и гендерных признаков. Наиболее разнообразную сферу – культурную среду составляют такие элементы, как историческое наследие, групповые или национальные традиции, способ общения, религиозные воззрения и т.п.

Комплексный подход к оценке конкурентоспособности военного вуза

В основании комплексного подхода к оценке конкурентоспособности военного вуза могут быть предложены следующие положения:

– конкурентоспособность военного образовательного учреждения является относительным показателем и может быть оценена при сопоставлении с другими аналогичными вузами либо с оценкой конкурентной среды в целом;

– конкурентоспособность вуза на рынке высшего военного образования – это квалификация выпускников, представляющих военную элиту общества и их репутация во внутреннем и внешнем пространстве Министерства внутренних дел РФ;

– говоря о конкурентоспособности, следует отличать конкурентоспособность услуг, предлагаемых образовательным учреждением и конкурентоспособность самого вуза, хотя их связь очевидна;

– конкурентоспособность военного вуза сопряжена со временем его существования;

– на конкурентоспособность вуза влияет оценка предлагаемых образовательных услуг потребителями (абитуриенты, курсанты, выпускники).

Ряд субъектов экономической деятельности, предоставляющих и потребляющих образовательные услуги, вне зависимости от их организационно-экономической принадлежности и образующие рынок образовательных услуг, находятся в постоянно воздействующем на низ конкурентном пространстве. Этот факт побуждает образовательные учреждения находить «свои» конкурентные преимущества в борьбе за абитуриента – будущего курсанта военного вуза.

Образовательные услуги, предлагаемые учреждениями военно-профессионального образования, носят комплексный характер, т.к. представляют собой процесс, включающий образовательную и воспитательную деятельность, физическую, боевую и политическую подготовку, направленную на курсантов – будущих офицеров. Главная задача высшего военного образования – «подготовка высокообразованного, прежде всего в военном отношении, офицера, обладающего широким военным и общенаучным кругозором и профессиональной компетентностью по кругу задач своей служебной деятельности. Кроме того, военное образование должно обеспечивать и удовлетворять индивидуальные потребности личности, связанные с ее способностями к будущей профессиональной деятельности» [2]. Поэтому обращение к проблеме конкурентоспособности военного образования вызвано необходимостью и тенденциям современного образовательного рынка.

Пирамида взаимосвязанных конкурентных аспектов

Развитие конкурентоспособности образовательного учреждения, с нашей точки зрения, включает в себя 3 последовательных уровня, позволяющих построить следующую пирамиду взаимосвязанных конкурентных аспектов («3К» – «конкурентоспособность – конкурентоустойчивость – конкурентомобильность) (см. рис. 2).

Анализ различных отечественных и зарубежных источников по вопросам конкурентоспособности показал, что российские экономисты фокусируют внимание на отдельных параметрах конкуренции (качестве, конкурентоспособности услуг, организации), конкретизируя критерии и показатели. В монографии Г. Долинского и И. Соловьева произведена одна из первых попыток полного и разноаспектного анализа конкурентоспособности, где авторы сопоставляют данную категорию с другой – качеством товаров (услуг) [3]. Профессор Р. Фасхутдинов определяет конкуренто-способность как «свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [2].

Рис. 2. Пирамида «3К»

(конкурентоспособность – конкурентоустойчивость – конкурентомобильность)

Ряд авторов считают, что те субъекты социально-экономической деятельности, которые занимают большую долю рынка, эффективно функционируют на выделенном рынке и поставляют конкурентоспособные товары или услуги потребителю, являются конкурентоспособными.

Таким образом, конкурентоспособность как показатель любого экономического объекта при определенных условиях может трактоваться через качественность и эффективность. «Однако при всем при том остается открытым вопрос, когда возможно и оправданно свойство конкурентоспособности подменять свойством качества или эффективности, когда оно представляет самостоятельную категорию. Предварительно можно сделать предположение, что свойство конкурентоспособности проявляется независимо от произвола субъекта экономической деятельности, а определяется объективными процессами, протекающими в экономических системах» [1].

Конкурентоустойчивость военного образовательного учреждения – это наличие конкурентного потенциала (образовательного, кадрового и базового военного), позволяющего обеспечить конкурентную позицию на рынке ВВПО, реализации стратегических целей, долгосрочных взаимодействий со всеми заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) вуза и для подкрепления имиджевых положительных характеристик по сравнению с другими аналогичными учреждениями на рынке высшего военного образования. Конкурентоустойчивость вуза – это преимущество над конкурентами с точки зрения уникальности и качества предлагаемой образовательной услуги.

Информационное общество предъявляет жесткие требования к организациям различного профиля и отраслей, заставляя адаптироваться к предлагаемым условиям. Поэтому вершиной конкурентной пирамиды военного вуза является его конкурентная мобильность, которую мы понимаем как уникальное сочетание материальных, нематериальных, интеллектуальных и кадровых ресурсов (компетенций) и гибкое их использование в зависимости от положения (ситуации) на рынке образовательных услуг дающее устойчивое конкурентное преимущество. При этом целью вуза является сохранение конкурентоспособности, утверждение конкурентоустойчивости, адаптирование и гибкое реагирование на складывающиеся условия при сохранении конкурентных преимуществ и традиций военного образовательного учреждения.

Военный вуз как социальная, силовая и экономическая совокупность профессорско-преподавательского и кадрового ресурсов, объединенная общими задачами, интересами и пространством, должна обладать адаптивной устойчивостью для своевременного и адекватного реагирования на изменяющуюся ситуацию, т.е. конкурентной мобильностью. Поэтому в обеспечении конкурентоустойчивости вуза стабильность и квалификация преподавательского и кадрового потенциала является важным показателем.

Еще одним показателем конкурентоустойчивости вуза являются сформированные и эффективно функционирующие доверительные коммуникационные каналы, устойчивые связи с различными контактными аудиториями.

В основе пирамиды «3К» лежат пять принципов.

1) Принцип инновационности: конкурентоустойчивость вуза будет обеспечена тогда, когда образовательное учреждение использует инновационные методы и подходы, как в образовательном процессе, так и в военно-полевой подготовке, а это, в свою очередь, позволяет подготавливать специалистов конкурентоспособных на мировом уровне, интегрируя достижения науки и техники.

2) Принцип традиционности: сохранение воинских и вузовских традиций в сочетании с адаптивностью к требованиям современного образовательного рынка.

3) Принцип взаимовыгодного партнерства: взаимодействие вуза со всеми заинтересованными сторонами (государственными и региональными органами управления, другими вузами, общественными организациями, научными сообществами и др.).

4) Принцип идентичности: формирование корпоративной культуры, сочетающей новаторство и традиции и трансляция данной идентичности в СМИ и интернете.

5) Принцип «умного» управления [4]: регулярный менеджмент качества образовательных услуг и мониторинг рынка ВВПО, управление ресурсами и интеллектуальными ресурсами вуза, продуманная стратегическая миссия, программы развития вуза, постоянное повышение квалификации ППС.

Вывод

Таким образом, формирование востребованной образовательной услуги и конкурентоустойчивости высшего военного образовательного учреждения возможно только при комплексном подходе с учетом влияния каждой их окружающих сред, в которых происходит формирование покупательского интереса. В существующей ситуации на рынке высшего образования в целом и высшего военного в частности понятие конкурентоспособности вуза заменяется актуализированной рынком конкуренто-устойчивостью, которая связана не только со способностью долгосрочного функционирования и использования всех ресурсов вуза, но и с реализацией стратегических целей, взаимодействием с контактными группами на условиях партнерства.


Источники:

1. Александров Н.Н., Козлов В.Д., Крючков Д.В. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание понятий и история их становления. – Н.-Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2004. – С. 27.
2. Гриднев Д.А., Зерчанинова Т.Е. Социальные факторы реформы высшего военного образования: опыт социологического исследования // Вопросы управления. Уральский институт − филиал РАНХиГС. – 2009.
3. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. / Под. ред. проф. С.Г. Светунькова. – М., 2002.
4. Теория управления организованными системами // Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. Проект «Умное управление». – Режим доступа: http://www.mtas.ru/about/smartman/.
5. Екшикеев Т.К. Конкурентоспособность вузов и бизнеса: современные тенденции и взаимосвязь // Креативная экономика. – 2013. – № 3 (75). – c. 24–29. – http://www.creativeconomy.ru/articles/28191/.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 01:44:17