Стратегические аспекты инновационного развития международного туризма РФ в рамках ЕврАзЭС

Кудрявцева Ю.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (86), Февраль 2014

Цитировать:
Кудрявцева Ю.В. Стратегические аспекты инновационного развития международного туризма РФ в рамках ЕврАзЭС // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 2. – С. 64-73.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21275833
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье автор анализирует действующую государственную программу поддержки развития культуры и туризма. На основе полученных данных делается вывод о необходимости стратегического планирования развития международного туризма в рамках ЕврАзЭС и формулируются предложения по организации стратегии инновационного развития и регулирования туристской отрасли в рамках данного объединения стран.

Ключевые слова: туризм, стратегическое развитие, ЕврАзЭС, региональная интеграция, туристическая политика, торговля туристскими услугами



По оценкам Ростуризма, Россия обладает огромным туристско-рекреационным потенциалом, имея в своем распоряжении все необходимые ресурсы для развития внутреннего и международного туризма. На сегодняшний день в туризме и смежных отраслях занято около 1 млн человек (1,4% от общей занятости, 5,5% с учетом связанных отраслей). Прямой вклад отрасли в ВВП в 2012 г. составил 860.1 млрд руб.или 1,4% (5,9% с учетом связанных отраслей). Согласно прогнозу WTTC [1], в 2013 г. рост должен составить 6,9%. К 2023 г. доля туризма в ВВП должна достигнуть 1,455 млрд руб. (в ценах 2012 г.), исходя из среднегодового показателя роста 4,7% [4].

По прогнозам ВТО, до 2020 г. Россия войдет в первую десятку стран по объемам международного туризма с совокупным объемом числа туристских отправлений и прибытий 77 млн чел. в год при условии грамотной государственной поддержки отрасли.

В настоящее время развитие международного туризма в РФ можно охарактеризовать как стабильное и динамичное. В период с 2010 по 2012 гг. число международных туристских прибытий возросло с 20,271 тыс. до 25,736 тыс. По данным за 9 мес. 2013 г. рост по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. составил 6% [2]. Количество российских граждан, выехавших за рубеж с туристскими целями, возросло с 12,6 млн в 2010 г. до 15,33 млн в 2012 г. По данным за 9 мес. 2013 г. рост по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. составил 23% [3].

Программа развития

Для максимальной реализации туристского потенциала каждое государство разрабатывает туристскую политику, в основе которой лежат стратегические (по своей сути инновационные) и тактические цели, требующие государственного регулирования в будущем и настоящем. Причем, к туристской стратегии относится выработка общей концепции инновационного развития и подготовка целевых программ, рассчитанных на долгосрочную перспективу, а в рамках туристской тактики будут предлагаться конкретные методы и приемы достижения сформулированных задач в каждом конкретном периоде времени.

В РФ поддержка развития туризма, главным образом, осуществляется в рамках специальных государственных и федеральных целевых программ. В настоящее время действует Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 гг., в которой реализуются подпрограммы «Культура», «Наследие» и «Туризм», а инструментами реализации являются ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018)» и ФЦП «Культура России (2012–2018)».

Данные документы направлены на решение основных задач, стоящих перед отраслью в настоящее время в сфере сохранения культурного наследия и устойчивого развития культуры и туризма. Соответственно, в Государственной программе сформулированы цели, задачи, приоритеты государственной туристской политики, программные мероприятия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, предложены индикаторы оценки успешности решения поставленных задач, описаны риски, выделены сроки и этапы реализации программы и определены объемы финансирования.

Так, реализация данной программы будет осуществляться в три этапа:

1) 2013–2014 гг. – преодоление кризисных явлений в туристской индустрии, повышение эффективности туристской политики, совершенствование нормативно-правовой базы, проведение исследований;

2) 2015–2018 гг. – использование созданных условий для обеспечения нового качества услуг;

3) 2019–2020 гг. – модернизация и инновационное развитие отрасли.

Целью реализации подпрограммы «Туризм» [1] является создание условий для устойчивого развития внутреннего и международного туризма, включая международное сотрудничество в данной сфере.

Наиболее важным для целей данного исследования является пункт 2.1.2 «Развитие международного туризма».

В рамках данного направления планируется реализация таких мер содействия развитию международного туризма, как укрепление взаимодействия с зарубежными странами в рамках Межправительственных соглашений, в том числе, со странами СНГ, участие в работе комитетов ЮНВТО, сотрудничество с соответствующими программами ЕС, АТЭС, АСЕАН, ШОС, ЕврАзЭс, ЧЭС.

Таким образом, в программе указывается необходимость участия в глобальном регулировании туристской индустрии, однако не прописываются цели, задачи, направления и объемы данного участия.

Среди основных факторов, затрудняющих реализацию Подпрограммы, указаны как внутренние (правовые, финансовые, административные, кадровые, техногенные и экологические, связанные с региональными особенностями), так и внешние (макроэкономические, геополитические, международные) риски. Значительное количество внешних факторов говорит о необходимости их учета при стратегическом планировании, что подтверждает необходимость разработки глобальной стратегии развития туристской отрасли.

Описанная Государственная программа должна быть интегрирована в глобальную стратегию, поскольку содержит цели и механизмы их достижения, реализуемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В свою очередь глобальная стратегия должна быть дополнена целями, задачами и перечнем необходимых мероприятий, требующих реализации на уровне интеграционных объединений и глобальном уровне.

По мнению автора, основным звеном глобальной стратегии должна стать стратегия инновационного развития туризма РФ в рамках ЕврАзЭс, как наиболее жизнеспособного объединения на постсоветском пространстве. Формирование единого туристского пространства (в данном случае по «азиатской» модели) потребует новых подходов к организации туристической деятельности. Например, развитие электронных систем бронирования гостиничных мест, сокращение сроков и более удобное оформление необходимых для этого документов, использование информационно-поисковых систем в гостиничном хозяйстве и т.д. Это обеспечит долгосрочное конкурентное преимущество туристической отрасли РФ, расширив границы до ключевых европейского и китайского рынков.

В настоящий момент в рамках ЕврАзЭс нет действующего соглашения в сфере туризма. Косвенное влияние на развитие туризма оказывают соглашения в связанных областях, таких как транспорт, культура, экология. Так, например, при Интеграционном комитете ЕврАзЭс действует Совет по культуре. Среди основных направлений сотрудничества можно выделить: содействие развитию культурного и информационного обмена между странами посредством проведения совместных мероприятий, фестивалей, конференций; совместную разработку международных программ и взаимодействие с международными организациями; гармонизацию и совершенствование национального законодательства; разработки образовательных стандартов [6]. Для реализации Основных направлений сотрудничества разработан Плана мероприятий государств-членов ЕврАзЭС в области культуры на 2012–2015 гг. [7].

В рамках сотрудничества с международными организациями ЕврАзЭС подписала Меморандумы о взаимопонимании с ШОС, ПРООН, Европейской экономической комиссией ООН, Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана [9], ратифицировало Конвенцию ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия и осуществляет мероприятия по его сохранению [8].

При Интеграционном Комитете ЕврАзЭС действует также Совет в области охраны окружающей среды. На 4-м заседании Совета, состоявшемся 28 сентября 2013 г. в Астане, рассматривались проекты Соглашения и Плана мероприятий о сотрудничестве в области охраны окружающей среды на 2014–2015 и последующие годы, вопросы «Рекультивации территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств», проект, направленный на улучшение качества воздуха «Чистый воздух Евразии» [10].

Совокупно деятельность данных советов создает предпосылки для развития въездного и внутреннего туризма в рамках Объединения. С созданием Единого Экономического Пространства расширятся возможности повышения туристской привлекательности стран-членов за счет совместного продвижения национальных туристских продуктов. Наиболее важными являются задачи гармонизации законодательства в сфере туризма, выработки единых отраслевых стандартов, в том числе образовательных по подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

Несомненно, увеличению туристского потока будет способствовать упрощение визовых и других процедур, препятствующих свободному перемещению путешествующих внутри объединения. Реализация данных задач позволит привлечь в туристическую отрасль необходимый объем дополнительных инвестиций, которые позволят повысить уровень материально-технической базы, и заложат основы устойчивого развития туризма в регионе [11].

Это дает основание считать ниже предлагаемую структуру органов, координирующих туристическую сферу на территории ЕврАзЕс, инновационной, отвечающей современным требованиям организации туристической деятельности в РФ.

Стратегия и координация работ

Общее стратегическое руководство будет осуществляться в рамках встреч министров по туризму стран-участниц объединения. На данном уровне будет формулироваться Объединенная туристская политика, аккумулирующая страновые глобальные стратегии, осуществляться согласование инвестиционной политики, обеспечиваться безопасность туризма, осуществляться борьба с терроризмом, предоставляться помощь для устранения последствий катастроф и эпидемий, осуществляться взаимодействие с отраслевыми советами других интеграционных объединений и международными организациями. Также в рамках встреч министров будут решаться ключевые для наращивания туристских объемов вопросы визовых процедур для граждан-членов и иностранных туристов для свободного перемещения внутри региона.

Реализация данных функций на уровне Объединения должна быть возложена на специализированные рабочие группы (далее РГ): по маркетинговым коммуникациям, по разработке турпродукта, по качеству туризма, по бюджету и интеграции, по взаимодействию с международными организациями, по взаимодействию с интеграционными объединениями.

В соответствии с целями и задачами Объединенной туристской политики, объединяющей и координирующей усилия отдельных стран в сфере маркетинга, основной задачей Рабочей группы по маркетинговым коммуникациям является разработка интегрированного маркетингового плана.

К основным функциям Группы относится осуществление исследований рынка, поддержка и проведение маркетинговых мероприятий в регионе по продвижению ЕврАзЭс, как единого туристического направления, привлечение к сотрудничеству и использование маркетинговых возможностей частного сектора, маркетинговая поддержка отдельных стран в кризисных ситуациях, угрожающих напрямую или косвенно осуществлению туристской деятельности в запланированных объемах.

Деятельность РГ по разработке турпродукта должна быть сфокусирована на разработке региональных турпродуктов, в том числе с помощью мониторинга и оценки новых продуктов в странах-членах, анализа потребительских предпочтений совместно с РГ по маркетинговым коммуникациям; поддержке государственных органов стран-членов, а также частного сектора в их усилиях по созданию новых уникальных предложений на национальном и местном уровне.

РГ по качеству туризма отвечает за повышение качества услуг и уровня персонала, занятого в туризме и смежных отраслях в регионе. Основными задачами являются разработка и гармонизация отраслевых стандартов, организация процесса осуществления оценки соответствия, определение новых областей, требующих стандартизации.

РГ по бюджету и интеграции отвечает за осуществление процессов бюджетирования, привлечения инвестирования в странах-членах и распределение фондов денежных средств по всем необходимым направлениям, определения проектов, реализация которых требует дополнительного финансирования, и поиска источников их финансирования. РГ также контролирует осуществление интеграционных преобразований по основным стратегическим направлениям.

РГ по взаимодействию с международными организациями осуществляет деятельность в соответствии с положениями Объединенной туристской стратегии, определяющей направления сотрудничества и конкретные задачи по всем организациям, участвующим в глобальном регулировании туристской отрасли. РГ обеспечивает техническую поддержку участия Объединения и его членов в деятельности соответствующих организаций.

Аналогично РГ по взаимодействию с интеграционными объединениями осуществляет техническую поддержку участия Объединения и его членов в деятельности прочих региональных объединений, контролирует реализацию целей и задач, сформулированных для каждого из данных объединений в Объединенной туристской политике.

На национальном уровне, представленном государственными органами регулирования туризма, будет осуществляться разработка и реализация страновых глобальных стратегий развития туристской отрасли, а также рассмотрение и оценка мероприятий, предлагаемых рабочими группами, принятие бюджета и ежегодного плана работ, основанного на Глобальной стратегии развития отрасли и Объединенной туристской политике.

Выводы

Государство по-прежнему будет:

1) отвечать за разработку и принятие законов, регулирующих туристскую деятельность на территории страны;

2) контролировать осуществление классификационной и сертификационной деятельности и в отношении объектов туриндустрии реализовывать мероприятия по продвижению национального турпродукта на внутреннем и международном рынках;

3) содействовать развитию инфраструктуры;

4) обеспечивать участие страны в региональных туристских проектах путем взаимодействия всех органов и уровней государственного регулирования туристской деятельности.

Кроме того, на национальном уровне будет осуществляться взаимодействие с представителями частного сектора по линии общественных организаций, отраслевых объединений, государственно-частного партнерства.

На Секретариат ЕврАзЭс будут возложены функции координации работы всех рабочих групп, а также контроль использования ими фондов и оценка эффективности этого использования.

[1] Всемирный совет по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council)


Источники:

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы // Официальный сайт Ростуризма. – Режим доступа: http://russiatourism.ru/data/File/gospodderzka/Gosprogramma_razvitie_ kultury_tourisma_2013_2020.pdf.
2. Показатели въезда иностранных граждан в РФ за 9 месяцев 2013 г. // Официальный сайт Ростуризма. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/ rubriki/-1124141090/.
3. Показатели выезда иностранных граждан в РФ за 9 месяцев 2013 г. // Официальный сайт Ростуризма. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/ rubriki/-1124141095/.
4. Travel & Tourism Economic impact 2013. Russian Federation // Официальный сайт WTTC. – Режим доступа: http://www.wttc.org/site_media/uploads/downloads/russian_federation2013_2.pdf.
5. Терентьева Ю.Г. О необходимости повышения конкурентоспособности малого туристского бизнеса в условиях вступления России в ВТО // Российское предпринимательство. – 2013. – № 17 (239). – c. 126–132. – http://www.creativeconomy.ru/articles/29430/.
6. Основные направления сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС в области культуры // Официальный сайт ЕврАзЭс. – Режим доступа: http://www.evrazes.com/docs/view/502 (дата обращения: 08.01.2014).
7. План мероприятий по реализации Основных направлений сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС в области культуры на 2012–2015 и последующие годы // Официальный сайт ЕврАзЭс. – Режим доступа: http://www.evrazes.com/docs/view/589 (дата обращения: 08.01.2014).
8. Меморандумы о сотрудничестве // Официальный сайт ЕврАзЭс. – Режим доступа: http://www.evrazes.com/docs/memorandum-collaboration(дата обращения: 08.01.2014).
9. Меморандумы о сотрудничестве // Официальный сайт ЕврАзЭс. – Режим доступа: http://www.evrazes.com/docs/memorandum-collaboration (дата обращения: 08.01.2014).
10. 4-е заседание Совета в области охраны окружающей среды при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС // Официальный сайт ЕврАзЭс. – Режим доступа: http://www.evrazes.com/docs/view/625 (дата обращения: 08.01.2014).
11. Перспективы ЕврАзЭС по устойчивому развитию туризма // Мир путешествий. – №5 (22). – сентябрь-октябрь 2012. – С.11. – Режим доступа: http://mirp.kz/rus/articles/8/114 (дата обращения: 08.01.2014).

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:31:21