Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»2 / 2014

Стратегические аспекты инновационного развития международного туризма РФ в рамках ЕврАзЭС

Кудрявцева Юлия Владимировна, соискатель кафедры гостиничного и туристического бизнеса, РЭУ им. Г.В. Плеханова, менеджер по доходам, «АЗИМУТ Хотелс Компани», Россия

Strategic aspects of innovative development of international tourism in the Russian Federation within the framework of Eurasian Economic Community - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 54

Аннотация:
В статье автор анализирует действующую государственную программу поддержки развития культуры и туризма. На основе полученных данных делается вывод о необходимости стратегического планирования развития международного туризма в рамках ЕврАзЭС и формулируются предложения по организации стратегии инновационного развития и регулирования туристской отрасли в рамках данного объединения стран.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Кудрявцева Ю.В. Стратегические аспекты инновационного развития международного туризма РФ в рамках ЕврАзЭС // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 2. – С. 64-73.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


По оценкам Ростуризма, Россия обладает огромным туристско-рекреационным потенциалом, имея в своем распоряжении все необходимые ресурсы для развития внутреннего и международного туризма. На сегодняшний день в туризме и смежных отраслях занято около 1 млн человек (1,4% от общей занятости, 5,5% с учетом связанных отраслей). Прямой вклад отрасли в ВВП в 2012 г. составил 860.1млрдруб.или 1,4% (5,9% с учетом связанных отраслей). Согласно прогнозу WTTC [1], в 2013г. рост должен составить 6,9%. К 2023 г. доля туризма в ВВП должна достигнуть 1,455 млрд руб. (в ценах 2012 г.), исходя из среднегодового показателя роста 4,7%  [4].

По прогнозам ВТО, до 2020 г. Россия войдет в первую десятку стран по объемам международного туризма с совокупным объемом числа туристских отправлений и прибытий 77 млн чел. в год при условии грамотной государственной поддержки отрасли.

В настоящее время развитие международного туризма в РФ можно охарактеризовать как стабильное и динамичное. В период с 2010 по 2012 гг. число международных туристских прибытий возросло с 20,271 тыс. до 25,736 тыс. По данным за 9 мес. 2013 г. рост по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. составил 6%  [2]. Количество российских граждан, выехавших за рубеж с туристскими целями, возросло с 12,6 млн в 2010 г. до 15,33 млн в 2012 г. По данным за 9 мес. 2013 г. рост по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. составил 23%  [3].

Программа развития

Для максимальной реализации туристского потенциала каждое государство разрабатывает туристскую политику, в основе которой лежат стратегические (по своей сути инновационные) и тактические цели, требующие государственного регулирования в будущем и настоящем. Причем, к туристской стратегии относится выработка общей концепции инновационного развития и подготовка целевых программ, рассчитанных на долгосрочную перспективу, а в рамках туристской тактики будут предлагаться конкретные методы и приемы достижения сформулированных задач в каждом конкретном периоде времени.   

В РФ поддержка развития туризма, главным образом, осуществляется в рамках специальных государственных и федеральных целевых программ. В настоящее время действует Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 гг., в которой реализуются подпрограммы «Культура», «Наследие» и «Туризм», а инструментами реализации являются ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018)» и ФЦП «Культура России (2012–2018)».

Данные документы направлены на решение основных задач, стоящих перед отраслью в настоящее время в сфере сохранения культурного наследия и устойчивого развития культуры и туризма. Соответственно, в Государственной программе сформулированы цели, задачи, приоритеты государственной туристской политики, программные мероприятия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, предложены индикаторы оценки успешности решения поставленных задач, описаны риски, выделены сроки и этапы реализации программы и определены объемы финансирования.

Так, реализация данной программы будет осуществляться в три этапа:

1) 2013–2014 гг. – преодоление кризисных явлений в туристской индустрии, повышение эффективности туристской политики, совершенствование нормативно-правовой базы, проведение исследований;

2) 2015–2018 гг. – использование созданных условий для обеспечения нового качества услуг;

3) 2019–2020 гг. – модернизация и инновационное развитие отрасли.

Целью реализации подпрограммы «Туризм»  [1] является создание условий для устойчивого развития внутреннего и международного туризма, включая международное сотрудничество в данной сфере.

Наиболее важным для целей данного исследования является пункт 2.1.2 «Развитие международного туризма».

В рамках данного направления планируется реализация таких мер содействия развитию международного туризма, как укрепление взаимодействия с зарубежными странами в рамках Межправительственных соглашений, в том числе, со странами СНГ, участие в работе комитетов ЮНВТО, сотрудничество с соответствующими программами ЕС, АТЭС, АСЕАН, ШОС, ЕврАзЭс, ЧЭС.

Таким образом, в программе указывается необходимость участия в глобальном регулировании туристской индустрии, однако не прописываются цели, задачи, направления и объемы данного участия.

Среди основных факторов, затрудняющих реализацию Подпрограммы, указаны как внутренние (правовые, финансовые, административные, кадровые, техногенные и экологические, связанные с региональными особенностями), так и внешние (макроэкономические, геополитические, международные) риски. Значительное количество внешних факторов говорит о необходимости их учета при стратегическом планировании, что подтверждает необходимость разработки глобальной стратегии развития туристской отрасли.

Описанная Государственная программа должна быть интегрирована в глобальную стратегию, поскольку содержит цели и механизмы их достижения, реализуемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В свою очередь глобальная стратегия должна быть дополнена целями, задачами и перечнем необходимых мероприятий, требующих реализации на уровне интеграционных объединений и глобальном уровне.

По мнению автора, основным звеном глобальной стратегии должна стать стратегия инновационного развития туризма РФ в рамках ЕврАзЭс, как наиболее жизнеспособного объединения на постсоветском пространстве. Формирование единого туристского пространства (в данном случае по «азиатской» модели) потребует новых подходов к организации туристической деятельности. Например, развитие электронных систем бронирования гостиничных мест, сокращение сроков и более удобное оформление необходимых для этого документов, использование информационно-поисковых систем в гостиничном хозяйстве и т.д. Это обеспечит долгосрочное конкурентное преимущество туристической отрасли РФ, расширив границы до ключевых европейского и китайского рынков.

В настоящий момент в рамках ЕврАзЭс нет действующего соглашения в сфере туризма. Косвенное влияние на развитие туризма оказывают соглашения в связанных областях, таких как транспорт, культура, экология. Так, например, при Интеграционном комитете ЕврАзЭс действует Совет по культуре. Среди основных направлений сотрудничества можно выделить: содействие развитию культурного и информационного обмена между странами посредством проведения совместных мероприятий, фестивалей, конференций; совместную разработку международных программ и взаимодействие с международными организациями; гармонизацию и совершенствование национального законодательства; разработки образовательных стандартов [6]. Для реализации Основных направлений сотрудничества разработан Плана мероприятий государств-членов ЕврАзЭС в области культуры на 2012–2015 гг. [7].

В рамках сотрудничества с международными организациями ЕврАзЭС подписала Меморандумы о взаимопонимании с ШОС, ПРООН, Европейской экономической комиссией ООН, Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана [9], ратифицировало Конвенцию ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия  и осуществляет мероприятия по его сохранению [8].

При Интеграционном Комитете ЕврАзЭС действует также Совет в области охраны окружающей среды. На 4-м заседании Совета, состоявшемся 28 сентября 2013 г. в Астане, рассматривались проекты Соглашения и Плана мероприятий о сотрудничестве в области охраны окружающей среды на 2014–2015 и последующие годы, вопросы «Рекультивации территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств», проект, направленный на улучшение качества воздуха «Чистый воздух Евразии» [10].

Совокупно деятельность данных советов создает предпосылки для развития въездного и внутреннего туризма в рамках Объединения. С созданием Единого Экономического Пространства расширятся возможности повышения туристской привлекательности стран-членов за счет совместного продвижения национальных туристских продуктов. Наиболее важными являются задачи гармонизации законодательства в сфере туризма, выработки единых отраслевых стандартов, в том числе образовательных по подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

Несомненно, увеличению туристского потока будет способствовать упрощение визовых и других процедур, препятствующих свободному перемещению путешествующих внутри объединения. Реализация данных задач позволит привлечь в туристическую отрасль  необходимый объем дополнительных инвестиций, которые позволят повысить уровень материально-технической базы, и заложат основы устойчивого развития туризма в регионе [11].

Это дает основание считать ниже предлагаемую структуру органов, координирующих туристическую сферу на территории ЕврАзЕс, инновационной, отвечающей современным требованиям организации туристической деятельности в РФ.

Стратегия и координация работ

Общее стратегическое руководство будет осуществляться в рамках встреч министров по туризму стран-участниц объединения. На данном уровне будет формулироваться Объединенная туристская политика, аккумулирующая страновые глобальные стратегии, осуществляться согласование инвестиционной политики, обеспечиваться безопасность туризма, осуществляться борьба с терроризмом, предоставляться помощь для устранения последствий катастроф и эпидемий, осуществляться взаимодействие с отраслевыми советами других интеграционных объединений и международными организациями. Также в рамках встреч министров будут решаться ключевые для наращивания туристских объемов вопросы визовых процедур для граждан-членов и иностранных туристов для свободного перемещения внутри региона.

Реализация данных функций на уровне Объединения должна быть возложена на специализированные рабочие группы (далее РГ): по маркетинговым коммуникациям, по разработке турпродукта, по качеству туризма, по бюджету и интеграции, по взаимодействию с международными организациями, по взаимодействию с интеграционными объединениями.

В соответствии с целями и задачами Объединенной туристской политики, объединяющей и координирующей усилия отдельных стран в сфере маркетинга, основной задачей Рабочей группы по маркетинговым коммуникациям является разработка интегрированного маркетингового плана.

К основным функциям Группы относится осуществление исследований рынка, поддержка и проведение маркетинговых мероприятий в регионе по продвижению ЕврАзЭс, как единого туристического направления, привлечение к сотрудничеству и использование маркетинговых возможностей частного сектора, маркетинговая поддержка отдельных стран в кризисных ситуациях, угрожающих напрямую или косвенно осуществлению туристской деятельности в запланированных объемах.

Деятельность РГ по разработке турпродукта должна быть сфокусирована на разработке региональных турпродуктов, в том числе  с помощью мониторинга и оценки новых продуктов в странах-членах, анализа потребительских предпочтений совместно с РГ по маркетинговым коммуникациям; поддержке государственных органов стран-членов, а также частного сектора в их усилиях по созданию новых уникальных предложений на национальном и местном уровне.

РГ по качеству туризма отвечает за повышение качества услуг и уровня персонала, занятого в туризме и смежных отраслях в регионе. Основными задачами являются разработка и гармонизация отраслевых стандартов, организация процесса осуществления оценки соответствия, определение новых областей, требующих стандартизации.

РГ по бюджету и интеграции отвечает за осуществление процессов бюджетирования, привлечения инвестирования в странах-членах и распределение фондов денежных средств по всем необходимым направлениям, определения проектов, реализация которых требует дополнительного финансирования, и поиска источников их финансирования. РГ также контролирует осуществление интеграционных преобразований по основным стратегическим направлениям.

РГ по взаимодействию с международными организациями осуществляет деятельность в соответствии с положениями Объединенной туристской стратегии, определяющей направления сотрудничества и конкретные задачи по всем организациям, участвующим в глобальном регулировании туристской отрасли. РГ обеспечивает техническую поддержку участия Объединения и его членов в деятельности соответствующих организаций.

Аналогично РГ по взаимодействию с интеграционными объединениями осуществляет техническую поддержку участия Объединения и его членов в деятельности прочих региональных объединений, контролирует реализацию целей и задач, сформулированных для каждого из данных объединений в Объединенной туристской политике.

На национальном уровне, представленном государственными органами регулирования туризма, будет осуществляться разработка и реализация страновых глобальных стратегий развития туристской отрасли, а также рассмотрение и оценка мероприятий, предлагаемых рабочими группами,  принятие бюджета и ежегодного плана работ, основанного на Глобальной стратегии развития отрасли и Объединенной туристской политике.

Выводы

Государство по-прежнему будет:

1) отвечать за разработку и принятие законов, регулирующих туристскую деятельность на территории страны;

2) контролировать осуществление классификационной и сертификационной деятельности и в отношении объектов туриндустрии реализовывать мероприятия по продвижению национального турпродукта на внутреннем и международном рынках;

3) содействовать развитию инфраструктуры;

4) обеспечивать участие страны в региональных туристских проектах путем взаимодействия всех органов и уровней государственного регулирования туристской деятельности.

Кроме того, на национальном уровне будет осуществляться взаимодействие с представителями частного сектора по линии общественных организаций, отраслевых объединений, государственно-частного партнерства.

На Секретариат ЕврАзЭс будут возложены функции координации работы всех рабочих групп, а также контроль использования ими фондов и оценка эффективности этого использования.



[1] Всемирный совет по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council)


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы // Официальный сайт Ростуризма. – Режим доступа: http://russiatourism.ru/data/File/gospodderzka/Gosprogramma_razvitie_ kultury_tourisma_2013_2020.pdf.
2. Показатели въезда иностранных граждан в РФ за 9 месяцев 2013 г. // Официальный сайт Ростуризма. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/ rubriki/-1124141090/.
3. Показатели выезда иностранных граждан в РФ за 9 месяцев 2013 г. // Официальный сайт Ростуризма. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/ rubriki/-1124141095/.
4. Travel & Tourism Economic impact 2013. Russian Federation // Официальный сайт WTTC. – Режим доступа: http://www.wttc.org/site_media/uploads/downloads/russian_federation2013_2.pdf.
5. Терентьева Ю.Г. О необходимости повышения конкурентоспособности малого туристского бизнеса в условиях вступления России в ВТО // Российское предпринимательство. – 2013. – № 17 (239). – c. 126–132. – http://www.creativeconomy.ru/articles/29430/.
6. Основные направления сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС в области культуры // Официальный сайт ЕврАзЭс. – Режим доступа: http://www.evrazes.com/docs/view/502 (дата обращения: 08.01.2014).
7. План мероприятий по реализации Основных направлений сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС в области культуры на 2012–2015 и последующие годы // Официальный сайт ЕврАзЭс. – Режим доступа: http://www.evrazes.com/docs/view/589 (дата обращения: 08.01.2014).
8. Меморандумы о сотрудничестве // Официальный сайт ЕврАзЭс. – Режим доступа: http://www.evrazes.com/docs/memorandum-collaboration(дата обращения: 08.01.2014).
9. Меморандумы о сотрудничестве // Официальный сайт ЕврАзЭс. – Режим доступа: http://www.evrazes.com/docs/memorandum-collaboration (дата обращения: 08.01.2014).
10. 4-е заседание Совета в области охраны окружающей среды при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС // Официальный сайт ЕврАзЭс. – Режим доступа: http://www.evrazes.com/docs/view/625 (дата обращения: 08.01.2014).
11. Перспективы ЕврАзЭС по устойчивому развитию туризма // Мир путешествий. – №5 (22). – сентябрь-октябрь 2012. – С.11. – Режим доступа: http://mirp.kz/rus/articles/8/114 (дата обращения: 08.01.2014).