Основные направления интеграции Армении в мировую экономическую систему

Саргсян А.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (22), Октябрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Саргсян А.П. Основные направления интеграции Армении в мировую экономическую систему // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 10. – С. 84-89.

Аннотация:
После распада в 1991 году СССР Армения приобрела независимость. Республика стала жить по новым экономическим законам, которые базируются на принципах капиталистических производственно-экономических отношений. Начался процесс экономической интеграции Армении в мировую экономику. Это привело к необходимости решения многих актуальных и безотлагательных проблем.

Ключевые слова: мировая экономика, экономическая интеграция, Республика Армения, капитализм

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



После распада в 1991 году СССР Армения приобрела независимость. Республика стала жить по новым экономическим законам, которые базируются на принципах капиталистических производственно-экономических отношений. Начался процесс экономической интеграции Армении в мировую экономику. Это привело к необходимости решения многих актуальных и безотлагательных проблем.

Интегрируясь в мировую экономику Армения, прежде всего, должна исходить из принципов защиты национальных интересов и национального самообеспечения. Основой интеграции должно стать обеспечение национальной безопасности и экономической самостоятельности хозяйственных структур Республики. Исходя из этого, Армении необходимо принять новую доктрину «Национальной безопасности и национальных интересов», доктрину «Внешней национальной безопасности» и основные направления «Государственной экономической политики».

Интеграция Армении с мировой экономической системой должна обеспечить создание современных систем национальной экономики, повышающих социально-экономический уровень жизни населения и хозяйственных структур в целом, которые в конечном итоге приведут к повышению экономической эффективности производства. В процессе указанных преобразований экономика Армении должна обеспечить рациональное распределение производительных сил и производственных структур Республики, эффективное использование природных и человеческих ресурсов, которые должны гармонично сочетаться с национальными интересами и территориальной целостностью государства. Справедливости ради, надо отметить, что, интегрируясь с мировой экономикой, Армения что-то должна отдать взамен. Однако она не только «потеряет», но и выиграет. Она приобретет шанс занять своё достойное место в мировой цивилизации (как это было не раз в пяти-тысячелетней истории армянского народа). Две тысячи лет тому назад Армения входила в состав семи самых развитых стран мира ‑ Римская Империя, Египет, Ассирия, Армения, Византия, Персия, Греция. Сегодня Армения имеет реальные возможности для слияния с мировой экономикой и обеспечения достойной ниши в этой системе.

Мировой опыт становления капиталистического строя и всемирной экономики в целом (учения классиков экономической теории А. Смита, Д. Рикардо, Э. Экшера, Б. Олина, В. Леонтьева, М. Портера и т.д.) даёт научную возможность создать теоретические, методологические и практические основы развития национальной экономики Армении. Основываясь на этих принципах, ей необходимо реализовать такие подходы к интеграции, которые позволили бы широко использовать возможности Армении для обеспечения её дальнейшего развития.

Надо отметить, что в Армении подходит к концу классический процесс становления буржуазного строя, принципов первоначального накопления капитала с особо выраженным восточным, национальным менталитетом. Уместно также подчеркнуть мысль о том, что многие государства прошли многовековой путь становления капитализма, либеральных принципов экономики и хозяйствования. В Армении процесс становления новых экономических реалий произошёл в течение 4-5-ти лет в результате разгосударствления национальной собственности, передачи права собственности от государства в частные руки. За «одну ночь» вчерашняя партийная номенклатура, государственные чиновники, криминальные элементы стали хозяевами многих заводов и производственных структур, объектов обслуживания. Появилась новая проблема ‑ интересы этих «новых хозяев» часто не совпадают… с интересами Армении.

По результатам недавно проведённых исследований [1] в течение последних 10-ти лет из Армении было вывезено примерно 5-5,5 млрд. долларов США. Это не вписывается в законы обеспечения национальной самостоятельности экономики Республики. Страна с переходной экономикой сама нуждается в иностранных инвестициях. Мировая же экономика «не нуждается» в инвестициях, поступающих из Армении. Такой процесс исхода капитала и международного движения капитала характерен не только для Армении, но и для других постсоветских государств.

В конце ХХ века слияние национальных экономик с мировой экономикой становиться более глубоким и взаимодополняющим. Возникает проблема обеспечения конкурентоспособности национальных экономик в целом. Несомненно, что национальная конкурентоспособность базируется на том экономическом потенциале, который имеется внутри страны. Процесс происходящих реформ в Армении пока не служит обеспечению более сильной конкурентоспособности на внешнем рынке. В принципе выигрывают те государства, внутренние потребности которых ориентируются в первую очередь на сбыт отечественных товаров и услуг. В экономике Армении сегодня имеется много не решённых проблем в этом направлении.

По результатам аналитических исследований [2] армянские товары подвергаются жёстким таможенным барьерам при ввозе в страны Ближнего Востока – Иран, Сирия, ОАЭ и др. А товары этих государств, при ввозе в Армению, не облагаются никакими налогами и таможенными пошлинами. Эти и другие пока не решённые проблемы актуальны сегодня для развития экономики Армении.

Международные экономические взаимоотношения имеют свои особенности и они часто создают много проблем для новообразованных независимых государств. Решение этих проблем требует применения со стороны этих государств принципов государственного регулирования основных направлений экономического развития своих национальных экономик. Государство должно активно включиться в формирование принципов внешнеполитической доктрины и политики (включая экспорт и импорт). Ему необходимо создать юридическое поле для эффективных иностранных инвестиций, обеспечив гарантии интересам иностранных фирм-нерезидентов. Сегодня Армения находиться на пути решения этих актуальных проблем.

Международное разделение труда ставит перед новообразованными государствами новые задачи и цели, смысл которых заключается в гармоничном развитии мировой экономической системы. Признание мира как целостной системы, которая имеет общие проблемы и общие задачи, привели к глобализации всемирной экономики. По нашим оценкам Армения после приобретения независимости «поспешила» стать членом этой глобальной системы. Она сама пока не определила для себя место и роль в системе мировой экономики.

Надо отметить, что, поспешив с интеграцией с мировым хозяйством, экономика Армении больше «потеряла», чем «приобрела». Словом, для Армении определили не выгодную роль в системе всемирной глобализации. Глобализация для Армении означает потери основных конкурентоспособных направлений реального сектора экономики. В процессе глобализации Армения сталкивается с проблемой неоколонизации со стороны западных развитых стран. Этому негативному процессу экономика Армении может противостоять только с помощью восстановления народнохозяйственных комплексов страны, основываясь на принципах государственного регулирования экономической системы республики.

В прошедшее десятилетие произошли отрицательные изменения во внешнеторговом обороте Республики. Если в 1991 году Россия занимала 1-е место во внешнеторговом обороте Армении (70% общего объёма), то в 2000 году Россия занимает 4-е место (15% общего объёма внешнеторгового оборота). [3] А 1-е место во внешнеторговом обороте Армении занимает Бельгия (37% годового общего оборота торговли). За ней следует Иран (26%) и США (21%, не включая гуманитарную помощь). Приведённые данные свидетельствуют о том, что Армения превращается в зону сбыта иностранных некачественных товаров. Так как до 1991-го года Армения сама производила конкурентоспособные товары и экспортировала их в 70 стран мира. Потеря России как главного внешнеторгового союзника Армении отрицательно воздействовал на уровень развития народнохозяйственных комплексов, производственных структур и экономики Республики в целом. Восстановление утерянных позиций России должно стать первоочередной задачей государственного управления экономикой Республики.

Оценивая общее состояние экономики Армении надо отметить, что уровень ВВП Республики в 1999 году был примерно равен уровню ВВП 1997 года. Национальная экономика приобрела во многих случаях сезонное значение, утеряна гармония и ритмичность работы производственных комплексов и структур народного хозяйства в целом. Социальное состояние населения приобрело критический характер. Соотношение доходов между 20% самых обеспеченных и 20% самых бедных слоев населения в Республике составляет 32,2 раза. Тенденция углубления бедности, её ужасающий характер приводят не только к физиологическим изменениям человека, но и к духовному обнищанию граждан Республики. Поляризация имеет отрицательный характер и при проведении в Армении национальных государственных программ по урегулированию проблем бедности, и по решению актуальных общенародных задач в целом. Иными словами, в общественной структуре Республики исчез средний класс. Это тот слой, наличие которого обеспечило бы не только экономическую самостоятельность, но и процветание Армении. Присутствие среднего класса обеспечивает независимость и готовность любого государства к отражению внешних вызовов и проблем при интеграции с мировым хозяйством.

Анализируя общие тенденции развития экономики Армении за последние 10 лет и определяя дальнейшую интеграцию Армении с внешним миром можно выделить три группы государств во внешнеторговом обороте республики.

В первой группе ‑ группе основных стратегических партнёров ‑ находятся Россия, Грузия, Азербайджан, Иран и Турция.

Во вторую группу ‑ группу региональных партнёров ‑ входят остальные страны СНГ, Греция, Болгария, Румыния, страны ЕС и Ближний Восток (арабские государства).

В третью группу ‑ группу отдалённых партнёров ‑ входят США и Канада на Западе, Китай, Япония и Индия на Востоке.

Сотрудничество Армении с этими государствами и торгово-экономическими союзами носит разносторонний характер, имеет разные уровни и качества. Преобладающей и основной целью в этих интеграционных процессах должен стать процесс обеспечения национальных интересов и экономических выгод для Армении.

Необходимо отметить, что более эффективное использование природных и человеческих ресурсов страны, промышленного потенциала Армении, экономической эффективности хозяйственных структур Республики, можно обеспечивать в первую очередь при более глубокой интеграции Армении с Россией и со странами СНГ. Восстановление кооперационных и хозяйственных связей между странами СНГ будет обеспечивать не только развитие Армении как отдельно взятого государства, но и всех стран СНГ в целом как части мирового хозяйства в этом регионе. В зависимости от экономических и политических процессов, которые происходят в России, зависит и будущее стран СНГ.

В конечном итоге любая экономическая или политическая программа, которую проводит Армения в процессе интеграции с внешним миром, с мировым хозяйством должна исходить из принципа обеспечения свободного развития, благополучия, возможности созидания и права достойной жизни гражданина Армении. Так как экономическое развитие и благополучие Армении не только снимает часть общих проблем мировой экономики, но и вносит свою лепту в процесс развития Цивилизации.

[1] Журнал «Форбс», Германия, №11, 2000 год.

[2] Государственный статистический сборник Республики Армения, №12, 2000 г.

[3] Основной сборник социально-экономического развития Армении, №12, 2000г.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:55:27