Рыночные императивы регионализации сферы образовательных услуг

Савзиханова С.Э.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (83), Ноябрь 2013

Цитировать:
Савзиханова С.Э. Рыночные императивы регионализации сферы образовательных услуг // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 11. – С. 68-74.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034627
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В современных условиях задача модернизации отечественной экономики является первостепенной. Однако она не может быть решена без формирования соответствующей системы организации образовательного процесса. В связи с этим автор уделяет особое внимание взаимодействию субъектов рынка образовательных услуг, а также возможности использования современных технологий

Ключевые слова: рынок, интеграция, человеческий потенциал, глобализация, информатизация, сфера услуг, регионализация, экономика региона, взаимодействие, образовательное пространство, образовательная услуга



Появление новых форм взаимосвязей субъектов рынка образовательных услуг обусловливает необходимость трансформации управления их взаимодействием. Формируются новые образовательные бизнес-процессы, ориентированные на создание на взаимовыгодных условиях общих ценностей для всех участников рынка образовательных услуг.

Эффективное управление взаимодействием субъектов на рынке образовательных услуг является условием устойчивого развития экономики региона и высокого уровня удовлетворения потребностей всех слоев населения в качественных услугах при сохранении доминирующей роли государственной образовательной политики [2].

Учиться далеко очень нелегко

Различные регионы имеют разный уровень развития инфраструктуры образовательных услуг, и поэтому различными оказываются притязания различных же групп населения, включая родителей, студентов, преподавателей и т.д. Считаем целесообразным провести некоторый сравнительный анализ регионов (табл. 1). Регионы проживания родителей учащихся старших классов имеют значительные отличия относительно запросов этих людей. Лиц, планирующих обеспечить получение своими детьми высшего образования и ученой степени, в Москве значительно больше, чем в других городах.

Таблица 1

Притязания родителей старшеклассников


Регион
Притязания к образовательной сфере (число респондентов, %)
«Как
получится»
Общее среднее
НПО
СПО
ВПО
Ученая степень
Всего
Москва
6,8
0,0
0,4
10,0
80,0
2,8
100
Нижний Новгород
16,0
0,8
1,2
10,4
70,8
0,8
100
Вологда
12,8
0,5
0,5
11,2
72,9
2,1
100
Иваново
3,2
0,8
0,4
8,0
86,7
0,8
100
В целом по выборке
9,5
0,5
0,6
9,8
78,0
1,6
100

Одной статьей для иногородних студентов являются расходы на поездку домой. Тарифы на транспортные перевозки растут регулярно, соответственно, растут и расходы студентов по указанной статье (рис.1). С 2009 по 2011 г. расходы иногородних студентов на поездки домой выросли с 5,9 до 8,9 тысяч рублей.

2014-09-16 09-15-09 Скриншот экрана

Значительное число абитуриентов из регионов имеют желание учиться в вузах Москвы, однако для многих семей расходы на обучение являются неподъемными. Сравнительные данные о стоимости обучения в Москве и в среднестатистической России представлены на рисунке 2.

2014-09-16 09-16-27 Скриншот экрана

По результатам опроса, обучение в вузе Москвы обходится в 1,5 раза дороже, чем в среднем по России.

Сверху вниз по линейке

Рассматривая распределение вузов по Федеральным округам можно заметить, что в Центральном федеральном округе расположено гораздо большее количество вузов, чем в других округах. Здесь обучается более трети всех студентов страны. Проведенный нами анализ показал, что вузы распределены по территории России неравномерно.

В контексте сделанных предложений автор предлагает следующую структуру основных компетенций и полномочий различных уровней управления высшей школой (рис. 1).

Таблица 2

Основные компетенции и полномочий различных уровней управления высшей школой.

Уровень
Федеральный
Региональный
Вуза
- разработка государственной ОП (образовательной политики);
- разработка стратегии реализации государственной ОП;
- нормативно-правовое регулирование функционирования высшей школы;
- создание эффективной системы оценки качества высшего образования и обеспечение контроля;
- установление региональных количественных параметров госзаказа на подготовку специалистов;
- финансирование вузов федерального подчинения в соответствии с полученным ими госзаказом и т.д.
- разработка региональной ОП;
- разработка стратегии реализациирегиональной ОП;
- создание и обеспечение эффективной региональной системы мо­ниторинга и прогнозирования НТ (научно-технической) и образовательной безопасности;
- прогнозирование спроса и предложения региональных рынков образовательных услуг и труда;
- формирование и распределение госзаказа между вузами;
- разработка и поддержка региональной компоненты государственных образовательных стандартов и т.д.
- организация образовательной деятельности и научно-исследовательских работ;
- формирование образовательной, научной, предпринимательской, кадровой политики высшего учебного заведения;
- разработка стратегии реализации образовательной, научной, предпринимательской, кадровой политики высшего учебного заведения;
- разработка учебных планов, программ и учебно-методического сопровождения;
- формирование структуры и объемов профессиональной подготовки на основе госзаказа, заказов предприятий и граждан с учетом прогнозируемой конъюнктуры рынков образовательных услуг и труда

Данная структура основных компетенций и полномочий создаст условия как для повышения автономии и ответственности вузов, так и для повышения региональной ориентированности вузов федерального подчинения, успешного формирования региональных образовательных комплексов в едином образовательном пространстве РФ.

Центр также сможет гарантировать региональной системе образования достаточный темп развития высшей школы на территориях, т.е. предоставит равные возможности для разных территорий. Следовательно, можно будет говорить об общем базовом темпе развития высшей школы в России, превышение же гарантированного уровня будет определяться возможностями каждого субъекта и самого вуза.

Для этого в рамках Глобального инновационно-образовательного портала предусмотрена возможность создания для каждого региона собственного инновационно-образовательного портала, позволяющего сформировать единое информационно-коммуникационное пространство системы образования региона [3]. Такой портал создан в Карачаево-Черкесской республике, и на специально проведенном полномочным представителем президента России в ЮФО совещании было принято решение о распространении этого опыта в другие регионы ЮФО.

Портал широких возможностей

В целом Россия имеет достаточно высокий инновационный и образовательный потенциал, однако этот потенциал распределен не равномерно, а в республиках СКФО он крайне невысокий. В этой ситуации считаем целесообразным создание механизма горизонтальной интеграции вузов, научно-исследовательских и инновационных организаций, объединений работодателей и других образовательных учреждений на ресурсном уровне.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

- создание комплексной информационной системы «Инновационно-образовательный портал Северо-Кавказского региона» с возможностью осуществления основной деятельности ИОКРСК в электронном виде;

- создание интерактивной площадки для обсуждения актуальных проблем и принятия коллегиального решения всеми субъектами образовательного процесса;

- формирование эффективного механизма горизонтальной интеграциина уровне кадрового, научного, информационного и других ресурсов; межвузовской инфраструктуры выработки и реализации предложений по совершенствованию системы образования;

- создание инфраструктуры межвузовского взаимодействия и коллективной работы в виде межвузовских структур, функционирующих по различным направлениям деятельности в форме сетевых виртуальных организаций, осуществляющих деятельность, сочетая классическую и электронную формы, и позволяющих проводить в электронном виде съезды, конференции, совещания и другие мероприятия, в которых коллегиальное решение принимается при процедуре голосования в режиме удаленного доступа;

- создание условий для развития общественных институтов гражданского общества в сфере образования;

- обеспечение возможности более эффективного взаимодействия учебных заведений, работодателей, служб занятости и др.;

- создание условий для повышения уровня прозрачности деятельности учебных заведений;

- формирование инновационно ориентированной системы образования;

- обеспечение для всех учебных заведений равноправия в осуществлении деятельности, используя возможности портала;

- представительство в портале всех учебных заведений в виде интерактивного Web-портала;

- создание корпоративной электронной библиотеки;

- создание системы решения задач, требующих объединения усилий различных вузов, на основе создания координационных советов и рабочих групп, формирования региональной инфраструктуры, развития инновационной деятельности и взаимодействия образования, науки, бизнеса и общества; обеспечение каждого преподавателя, сотрудника средствами шифрования и электронной цифровой подписью;

- создание интерактивного Web-сайта (виртуального кабинета) для каждого преподавателя, студента; обеспечение каждому учебному заведению, преподавателю, ученику, студенту и другим участникам портала возможности осуществлять электронный документооборот.

Участниками инновационно-образовательного портала региона могут быть вузы, НИИ, КБ, филиалы вузов, бизнес-инкубаторы, технопарки и другие образовательные научные и инновационные учреждения. В портале используются сертифицированные средства шифрования и электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Для выдачи электронных цифровых подписей, а также управления сертификатами ключей и обслуживания портала в плане использования ЭЦП создан Удостоверяющий цент № 1.

Создана комплексная система электронного документооборота, позволяющего осуществлять обмен документами, подписанными электронно-цифровой подписью.

Основными инновационными системообразующими блоками портала являются:

- комбинированного обучения, что предусматривает оптимальное сочетание классической и электронной форм обучения;

- электронного документооборота сферы образования;

- дистанционного обучения с обеспечением возможности для организации полного цикла образовательного процесса с однозначной идентификацией при этом всех участников.

Вывод

В целом реализация вышеуказанного проекта позволит на основе объединения ресурсов обеспечить более эффективное развитие в Северо-Кавказском регионе образования, науки и инноваций. Считаем, что этот опыт нужно широко использовать в других регионах, причем необязательно в депрессивных.


Источники:

1. Мониторинг экономики образования. Опрос руководителей учреждений профессионального образования (эксперт О.Р. Шувалова), опрос преподавателей (эксперт Я.М. Рощина). – 2010 [Электронный ресурс] // http: // education-monitoring.hse.ru/.
2. Севек Р.М. Управление взаимодействием на региональном рынке образовательных услуг // Экономическое возрождение России, 2010. – № 3.
3. Савзиханова С.Э. Проблемы и перспективы развития регионального рынка образовательных услуг // Экономический анализ: теория и практика, 2011.– № 31.
4. Ярковский В.А. Современные информационно-коммуникационные технологии и их роль в системе образования // Экономическое возрождение России, 2010. – № 4.
5. EC, Benchmarking fcctss and use of ICT in European schools. 2006.
6. http:// education-monitoring.hse.ru [Электронный ресурс].

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:43:14