Промышленная политика как интегрированный комплекс развития инновационно-активного предпринимательства производственной сферы

Фролов В.Г.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (83), Ноябрь 2013

Цитировать:
Фролов В.Г. Промышленная политика как интегрированный комплекс развития инновационно-активного предпринимательства производственной сферы // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 11. – С. 59-62.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034625
Цитирований: 16 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Автор рассматривает основные тенденции и проблемы в сфере промышленной политики развития инновационно – активного предпринимательства. Предлагается комплекс мер, способствующий структурной трансформации и адаптации промышленного сектора. Результатом должно стать устойчивое развитие промышленности, благоприятная среда для наращивания инновационного потенциала, взаимовыгодная кооперация, сочетание партнерства и конкуренции, рост уровня жизни и благосостояния населения.

Ключевые слова: управление предприятием, инвестиции, промышленная политика, промышленное производство, инновационно-активное предпринимательство

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Промышленную политику на современном этапе развития экономики России, на наш взгляд, следует определять как систему мероприятий, способствующую структурной трансформации и адаптации промышленного сектора к рыночным процессам при формировании инновационного пути развития. При этом технологическая политика – это политика, направленная на создание, селекцию, адаптацию и внедрение современных технологий. Инновационная же политика должна рассматриваться в качестве «центральной компоненты» социально-экономической политики страны [6].

Проблемы развития инновационных предприятий в России

Инновационная активность, в свою очередь, характеризуется степенью участия предприятия в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видах в течение определенного периода времени [2]. Производственные инновации основаны на внедрении новых технологий, диверсификации производственной деятельности и других процессах. Однако за последнее десятилетие производственным инновациям в России уделяется недостаточное внимание, темпов роста не наблюдается, а доля инноваций в промышленности снижается [1].

По ряду ключевых показателей, характеризующих уровень инновационного развития, Россия уступает многим странам. В среднем инновации осуществляют 10% российских промышленных предприятий (в развитых странах – 25 – 30% ) [4].

Таким образом, в результате непродуманной промышленной политики инновационная деятельность сегодня в России, по нашему мнению, сталкивается с рядом проблем:

- неэффективная структура собственности;

- слабые межотраслевые связи;

- сохранение значительных барьеров для распространения в экономике новых технологий;

- низкая восприимчивость бизнес-структур к инновациям технологического характера;

- недостаточное развитие системы государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов - доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет 0,8 процента (в Германии - 8,8 процента, в Бельгии - 12,7 процента) [4];

- несовершенство нормативно-правовой базы;

- высокие кредитные риски.

Поэтому кроме создания благоприятного правового и макроэкономического климата основными задачами при реализации промышленной политики, на наш взгляд, должно быть создание специальных механизмов, которые стали бы мощным сигналом инновационного развития в предпринимательской среде и непосредственно воздействовали на притоки промышленных инвестиций инновационно-активных предприятий.

Комплекс развития инновационно-активных предприятий

В настоящее время инвесторам предлагаются отдельные целевые программы по отраслям, не объединенные комплексным подходом реализации единой промышленной политики. Комплекс механизмов по привлечению инвестиций в инновационно-активные предприятия, на наш взгляд, должен быть прозрачным и понятным для инвесторов. В настоящее время эти меры должны разрабатываться в соответствии с целями регионального правительства и создаваемыми кластерами. Данные механизмы должны базироваться на объективных приоритетах – реальных выгодах для промышленных предприятий, для определенных отраслей и общего развития региона [3].

Предлагаемый комплекс развития инновационно-активных предприятий промышленности, по нашему мнению, должен включать следующие меры.

1. Финансирование приобретения технологий до 25% для приоритетных проектов.

Финансирование должно осуществляться на условиях конкурса на возвратной основе. Остальные инвестиции финансируются предприятием. Срок реализации проекта - не более 5 лет.

2. Компенсация затрат на НИОКР до 25% для приоритетных проектов.

Финансирование должно осуществляться на условиях конкурса на возвратной основе. Остальные инвестиции финансируются предприятием. Срок реализации проекта - не более 5 лет.

Данные меры будут способствовать привлечению современных технологий в промышленное производство, так как инновационные проекты имеют более высокую рентабельность.

3. Арендное субсидирование до 40% для приоритетных проектов.

Арендное субсидирование помещений и земельных участков, находящихся в государственной собственности, для создания нового производства должно иметь льготное финансирование на срок не более 2 лет.

4. Механизмы быстрой ратификации (быстрое утверждение проектов - реализация принципа «одного окна»).

При разработке предлагаемого комплекса мер необходимо учесть следующие требования:

- соответствие критериев государственной поддержки страте­гическим направлениям промышленной политики;

- усиление целевого характера государственной поддержки;

- четкость критериев и процедур предоставления предприятиям господдержки;

- обеспечение принципа «прозрачности».

Таким образом, на уровне государства необходима:

1) жесткая регламентация интересов и софинансирования отраслей, предприятий и продукции;

2) приоритетность нововведений и концентрация ресурсов на стратегически важных направлениях;

3) регулярность мониторинга и анализа реализации комплексной стратегии развития экономики страны.

Результатом должна стать перестройка структуры отраслевой промышленности, развитие государственных предприятий, усиление в регионах равномерности развития промышленности разных форм собственности, содействие интеграции национальной промышленности в международную среду.

Вывод

На уровне заинтересованных производителей необходимо последовательное превращение идеи в коммерческий продукт через этапы фундаментальных прикладных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок, маркетинга, производства и сбыта, организации саморегулируемых объединений, региональных и международных инновационных кластеров, технопарков, бизнес - инкубаторов.

Результатом этого должны быть созданы:

‑ условия для устойчивого развития промышленности;

‑ благоприятная среда для наращивания инновационного потенциала;

‑ взаимовыгодная кооперация;

‑ сочетание партнерства и конкуренции между субпоставщиками;

‑ ситуация, усиливающая роль ведущих научных организаций в комплексном решении проблем прикладного поискового характера;

‑ условия для целевой подготовки молодых специалистов в сферу производства;

‑ рост уровня жизни и благосостояния населения.


Источники:

1. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики (Электронный ресурс) // http://www.gks.ru.
2. Руководство Осло / Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / Третье издание / Совместная публикация ОЭСР и Евростата. - Москва, 2006 г.
3. Сидоренко Ю.А., Фролов В.Г. Инвестиционные механизмы развития промышленного производства: Монография. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. - 156 с.
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 227 - р.
5. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О науке и государственной научно-технической политике».
6. Фролов В.Г. Институциональные факторы развития промышленной политики // Креативная экономика. — 2013. — № 2 (74). — c. 89-95.

Страница обновлена: 30.01.2024 в 17:52:51