Взаимодействие России и Украины в инновационной сфере экономики

Голубцова Ю.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (82), Октябрь 2013

Цитировать:
Голубцова Ю.В. Взаимодействие России и Украины в инновационной сфере экономики // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 10. – С. 59-65.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034607

Аннотация:
Рассматривается сотрудничество России и Украины в инновационной экономике, возможности и ограничения научно-технологической интеграции, выявлены ключевые направления инновационной деятельности в двух странах

Ключевые слова: инвестиции, глобализация, Украина, отрасли промышленности, постиндустриальная экономика, инновационная продукция, мировой рынок, хозяйственные связи, инновационно-технологическое сотрудничество, приоритетные направления инновационной деятельности

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Тенденцией современного этапа мирового экономического развития является переход к постиндустриальной экономике: инновационное ускорение призвано способствовать быстрому преодолению негативных последствий глобального экономического кризиса, обеспечению динамичного и эффективного развития экономики. Современные Россия и Украина адаптируют свои экономики к глобальным технологическим тенденциям, пытаясь перевести процесс технологической интеграции в стадию полноправного партнерства с целью реализации всех преимуществ выхода на мировой рынок для достижения конкурентоспособности национальных экономик.

Задачи диктует время

В основных государственных документах России и Украины перевод экономики на инновационный путь развития выдвинут в качестве приоритетного направления социально-экономического развития на ближайшую перспективу. В Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривается кардинальное повышение инновационной и инвестиционной активности, которая должна привести к увеличению валовой добавленной стоимости инновационного сектора в ВВП до 17–20% (в 2009 г. – 12,7%), росту инновационной составляющей в общем объеме промышленной продукции до 25–35% (в 2010 г. – 4,9%), повышению внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5–3,0% ВВП (в 2010 г. – 1,3%) [1].

Украина также стремится к 2020 году попасть в число развитых стран на основе современных науки и образования, используя их потенциал для развития украинского бизнеса, базирующегося на высокотехнологичном производстве. При этом доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства должна вырасти к концу десятилетия до 50%, уровень инновационной активности предприятий в промышленности составить 60%, экспорт высокотехнологичной продукции – 40–45% от общего объема экспорта, а финансирование НИОКР должно превысить задекларированный законодательством уровень в 1,7% ВВП [2].

Итогом реализации такой работы должно стать создание глобально конкурентоспособных корпораций на мировом рынке авиа-, судостроения, компьютерных технологий в сочетании новейших исследований, разработки, производства и поставки высокотехнологичного продукта. Стал наиболее очевидным интернациональный характер научно-технологического прогресса. По мере его ускорения объем необходимых финансовых и интеллектуальных инвестиций возрастает в таких масштабах, что ни одно государство не в состоянии самостоятельно обеспечить технологические прорывы, гарантирующие завоевание новых мировых рынков.

Состояние инновационно-технологического комплекса неразрывно связано с уровнем торгово-экономических отношений между РФ и Украиной, анализ которых выявил проблемы, требующие государственных мер по повышению эффективности процессов свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы через комплексный подход к финансовой, информационно-консультационной и маркетинговой поддержке этих отношений. В области инновационно-технологического сотрудничества выявлено отставание РФ и Украины от ведущих стран мира по уровню инновационной активности предприятий, технологическому уровню производства. Причиной такого состояния является неиспользованный организационно-ресурсный потенциал научно-технологической кооперации РФ и Украины, который раньше определял промышленную мощь стран, но в силу объективных и субъективных причин частично утратил свою роль фактора, обеспечивающего технологическое развитие экономики.

Стратегия определяет активность

Перспективы развития инновационно-технологической кооперации предприятий России и Украины неразрывно связаны со следующими возможностями и ограничениями: тенденция концентрации капитала как возможность технологического рывка стала следствием узости экономического поля в отраслях национальной экономики, что заставляет предприятия объединяться для расширения и диверсификации сферы деятельности; меняющиеся условия внешней среды в сторону рынка формируют качественные изменения в системе управления предприятиями (необходимость адаптации, слияний и поглощений); традиционность отношений РФ и Украины, общность рыночных процессов в их экономиках, наследство народнохозяйственного комплекса СССР, менталитет ведения бизнеса пока еще доминируют над периодическими спадами и осложнениями в политических отношениях РФ и Украины, усиливая/снижая преимущества российских инвесторов.

В РФ обозначены ключевые направления развития науки, технологий и техники: безопасность и противодействие терроризму; индустрия наносистем; информационно-телекоммуникационные системы; науки о жизни; перспективные виды вооружений, военной и специальной техники; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение.

К стратегическим приоритетным направлениям инновационной деятельности на Украине отнесены: модернизация электростанций; новые и восстанавливаемые источники энергии; новейшие ресурсосохраняющие технологии; машиностроение и приборостроение; развитие высококачественной металлургии; нанотехнологии, микроэлектроника, информационные технологии, телекоммуникации; cовершенствование химических технологий, новые материалы, развитие биотехнологий; высокотехнологическое развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; транспортные системы: строительство и реконструкция; развитие инновационной культуры общества.

Объективная оценка уровня инновационной активности стран является одной из наиболее актуальных и приоритетных экономических задач, решением которой занимаются различные научно-исследовательские центры, международные организации и ученые в течение последних десятилетий. Одним из наиболее широко используемых методов является составление межстрановых рейтингов, базирующихся на вычислении сводного числового индикатора на основе различных показателей. Авторитетное международное агентство Bloomberg Rankings в феврале 2013 года представило свой рейтинг инновационных стран мира. Эксперты оценивали инновационность стран по семи показателям [1], в сформированном рейтинге топ-50 (табл.1) Россия заняла 14-е место, обогнав таких признанных инновационных лидеров, как Китай (29-е место) и Израиль (32-е), Украина заняла 42-е место. По таким показателям, как удельный вес технологических компаний и уровень образования, Россия заняла второе место, неплохая ситуация и с патентной активностью – здесь Россия 8-ая. Однако гораздо хуже обстоят дела с производством (38-е место) и производительностью труда (41-е). Самыми сильными сторонами Украины в рейтинге признаны: охват населения высшим образованием (6-е место в мире), патентная активность (17-е место), интенсивность НИОКР (39-е место), технологические возможности промышленности (34-е место, выше, чем в России).

Таблица 1

Место России и Украины в Тор-50 рейтинга инновационных стран мира

Место в рейтинге
Страна
Интенсивность НИОКР
Производительность труда
Удельный вес высокотехнологичных компаний
Число научных работников
на 1 млн. чел.
Производственные возможности
Уровень образования
Патентная активность
США
9
3
1
10
52
26
6
Ю. Корея
5
32
3
8
3
4
1
Германия
8
7
4
17
23
25
7
Россия
29
41
2
24
38
2
8
Китай
25
67
9
40
6
66
4
Украина
37
69
47
39
34
6
17
Беларусь
46
47
н/д
н/д
2
5
5
Источник: Bloomberg's Global Innovation Index, 2013.06.03.

Таким образом, вхождение России и Украины в число 50 стран-лидеров мира по уровню инновационного развития говорит о том, что в части человеческих ресурсов – образования, наличия квалифицированных кадров, рынка труда, патентной активности, образовательной и научной инфраструктуры – обе страны на высоте.

Кооперация способствует успешности

В ряду причин, сдерживающих интенсификацию инновационной деятельности в обеих странах, обычно называется низкий уровень ее финансовой поддержки. Довольно близки относительные показатели по структуре и видам финансовой поддержки. Ведущее место в структуре внутренних текущих затрат на НИР по видам работ в 2011 г. принадлежало научно-техническим разработкам (61% – в России, 53% – на Украине). Расходы на прикладные исследования составили в России 20% от общего объема текущих затрат, на Украине – 18%. Несмотря на увеличение средств на проведение фундаментальных исследований, их доля остается невысокой: 19% в России и 21% – на Украине. В распределении внутренних текущих затрат на исследования и разработки по секторам деятельности наиболее значительную роль играют государственный (30% – в России, 38% – на Украине) и предпринимательский сектора (61% – в России, 56% – на Украине). На низком уровне остаются расходы на приобретение нового оборудования для нужд науки (3,5% – в России, 0,4% – на Украине) [3].

Остается скромной доля предприятий, осуществлявших технологические инновации. В течение последних нескольких лет она держится на уровне 9–13% [4].

Как показывает мировая практика, наиболее динамичной и первой по массовости компонентой инновационной системы в развитых экономиках выступает малое и среднее предпринимательство. Именно предприятия малого и среднего бизнеса являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающими новые сегменты рынка, развивающими новые производства. Они повышают наукоемкость и конкурентоспособность производства, способствуя тем самым формированию новых технологических укладов. Предпринимаемые на национальном уровне усилия по стимулированию инновационного развития должны дополняться на интернациональном уровне все более активным вовлечением России и Украины в процессы международной научно-технической и промышленной кооперации. Даже развитые государства сегодня не в состоянии самостоятельно без кооперации с партнерами обеспечить технологические прорывы, гарантирующие завоевание новых мировых рынков, опираясь исключительно на собственные финансовые и интеллектуальные ресурсы.

Одним из традиционных и в то же время перспективных направлений тесной кооперации между Россией и Украиной является взаимодействие в авиакосмической сфере. Осуществляется совместная программа РАН и НАН Украины по фундаментальным космическим исследованиям. Особое значение для ученых обеих стран имеет сотрудничество в области нано- и биотехнологий, создания искусственного интеллекта, а также внедрения цифрового вещания. НАН Украины вместе с Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт» (РФ) создают российско-украинский кластер «Междисциплинарные наукоемкие технологии». Это позволит объединить усилия ученых обеих стран для ускорения развития инновационных технологий в области энергетики, ядерной медицины, наноиндустрии и др.

Динамично развиваются научно-производственные связи между Россией и Украиной в оборонно-промышленной сфере. В рамках соглашений о кооперации в сотрудничестве принимает участие большое число предприятий обеих стран. Среди совместно реализуемых проектов в авиастроении создание и запуск в производство самолетов Ан-70, Ан-140 и линейки Ан-148, модернизация Ан-124 «Руслан», обновление многоцелевых вертолетов Ми-8 и др. В реализации совместной программы по самолетам АН-124 задействовано 148 предприятий на территории России, на которых трудятся более 250 000 рабочих. По программе АН-148 и АН-158 задействовано 186 российских предприятий.

Продолжается работа по совместным ракетным (обслуживание МБР Р-36М «Воевода» в составе российских РВСН, проект «Морской старт») и кораблестроительным (создание газотурбинного двигателя мощностью 60 МВт.) проектам. Готовится межправительственное соглашение о реализации долгосрочной программы военно-технического сотрудничества, котораявключает 255 направлений сотрудничества, в ее реализации планируется участие более 100 российских и более 60 украинских предприятий [5].

Выводы

Необходимо отметить, что стратегические направления инновационной деятельности в РФ и на Украине в основном совпадают (в российском перечне больше приоритетных направлений общегосударственного уровня, а в украинском – отраслевого): несмотря на это в целом они создают объективную основу для установления широкомасштабного инновационного сотрудничества, что является основой глубокой интеграции двух стран.

Необходима принципиально новая совместная скоординированная научно-техническая и инновационная политика, модель, опирающаяся на особенности реальных процессов создания и распространения инноваций в рыночной среде и достаточные государственные субсидии науке.

В целом можно утверждать, что вопреки существующим проблемам во взаимоотношениях на политическом уровне, в среде ученых и специалистов с обеих сторон есть понимание того, что сохранение и дальнейшее развитие связей – это важные и первоочередные задачи, без решения которых будет достаточно трудно поддерживать на надлежащем уровне научно-технический и инновационный потенциал наших государств.

[1]Эксперты оценивали инновационность стран по семи показателям. Первый – интенсивность НИОКР, второй – производительность труда, третий – удельный вес высокотехнологичных компаний (процент от общего числа публичных компаний страны), четвертый – число научных работников на 1 млн. человек. Остальные показатели – производственные возможности, которые оцениваются по вкладу производства в ВВП и по доле высокотехнологичной продукции в производстве.


Источники:

1. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227 р.
2. Стратегия инновационного развития Украины на 2010–2020 годы в условиях глобализационных вызовов [электронный ресурс] // http://kno.rada.gov.ua 21.10.2010.
3. Статистика СНГ. Статистический бюллетень, 2012. – № 10 (517).
4. Наука и инновационная деятельность 1990–2012. – Госстат Украины.
5. ИАИ Одна Родина. 2013. – 17 мая.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 09:55:33