Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2001

Управление экономически несостоятельными предприятиями

Обухов В Н, кандидат экономических наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Левина В А, менеджер ООО “Артис”, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Экономический кризис, поражающий государство, естественным негативным образом отражается на деятельности предприятий независимо от их правового статуса. Авторы сделали попытку проанализировать, как это происходит, какие закономерности, симптомы, факторы и причины оказывают воздействие на появление кризисных явлений в организации. Также показано, с помощью каких средств можно преодолеть негативные явления в деятельности предприятий.
Цитировать публикацию:
Обухов В.Н., Левина В.А. Управление экономически несостоятельными предприятиями // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 10. – С. 60-63.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Продолжение. Начало в № 7,8, 9 /2001

 

Деятельность в сфере производства.

Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он в свою очередь находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.

Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:

• обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;

• создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения;

• адресный характер мероприятий и высокая ответственность участников за конечные результаты их проведения;

• система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;

• широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;

• развитие спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологий и др.

Падение престижа науки ускорило отставание в применении новых технологий и наукоемкой продукции, обернулось неконкурентоспособностью большинства товаров и услуг, резким снижением объемов производства. За 1991-1999 гг. физический объем продукции в добывающей промышленности сократился на 43%, а в обрабатывающей — на 56%, легкой промышленности — на 85%, пищевой — на 42%. Производство в отраслях машиностроения сократилось на 62%, в том числе производство персональных ЭВМ — в 2,6 раза, телевизоров - в 15 раз, видеомагнитофонов — в 70 раз, стиральных машин — в 7 раз, холодильников — в 3,5 раза. Из этих отраслей произошел и самый значительный отток рабочей силы.

Анализ работы предприятий различных форм собственности по отраслям показывает, что самые низкие показатели хозяйственной деятельности имеют предприятия, находящиеся в федеральной собственности.

 Перераспределение дохода.

Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате происходит снижение социальных расходов, хотя на данном этапе они являются важным фактором стабильности общественно-политической ситуации.

Российское государство не считает себя обязанным обеспечивать элементарные социально-экономические права граждан, имеющие для них жизненно важное значение. Более того, оно само выступает в роли нарушителя этих прав, в течение многих месяцев не выплачивая людям заработную плату, пенсии, пособия и стипендии. Государственными органами отвергается даже такая рутинная мера, как оформление задолженности по заработной плате и пенсиям в виде кредита с начислением процентов.

В то же время государство распродает финансовым группам по заниженным ценам уникальные объекты. К началу 1999 г. в государственной собственности было всего 9,3% предприятий. Наряду с этим государственные органы предоставляют в распоряжение уполномоченных банков денежные ресурсы бюджета, раздают квоты и лицензии.

Таким образом, направление изменений социально-экономической ситуации в стране в последние годы находится в явном несоответствии с современными социальными целями. Практически утрачены даже фрагментарные элементы «государства благосостояния», которые зримо присутствовали в социальной жизни советского периода. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняет выход из кризиса.

 

Кризисы в развитии организации

Факторы рискованного развития организации.

Возможность возникновение кризиса в деятельности отдельной организации определяется рискованным развитием, которое проявляется в вероятности возникновения кризиса, опасности кризисных ситуаций. Такая опасность существует всегда.

Каждая организация имеет свой потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям цикличного развития всей социально-экономической системы. Это могут быть факторы внешние и внутренние, общие и специфические.

Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но на каждой это отражается по-разному. Все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и пр.), а также ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и др.).

При возникновении кризиса в России наблюдалась весьма заметная картина дифференциации различных организаций по степени проявления собственного кризиса. Одни оказались буквально мгновенно на грани разрушения и полного исчезновения, другие долгое время сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят возможности использовать положение во благо себе, «ловить рыбку в мутной воде», процветать, может быть временно, в сумятице общих кризисных явлений. Чем это объясняется? Многими причинами. Среди них выделяются: антикризисный потенциал, профессиональное управление, стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность и удачный риск.

Возможно и такое положение, при котором глубокий кризис поражает организацию, даже несмотря на весьма благоприятную внешнюю экономическую обстановку. Причиной также могут быть внутренние факторы развития, такие как деловые и социально-психологические конфликты, неэффективная организация работы, низкий профессионализм персонала, старение технологий, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, неудачный маркетинг и многие другие.

 Возникновение кризисов в организации

Факторы возникновения кризисов в организации могут быть различными. Но очень важно видеть симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность своевременно запускать в действие программы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса (рис.1).

Рис. 1. Возникновение и распознавание кризиса

 Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности, финансового состояния либо текучести персонала, дисциплины, удовлетворенности трудом, конфликтности и прочих важных элементов может характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей.

Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Причины нередко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков.

Симптом — это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризис следует не только по его симптомам, но и по причинам, реальным факторам.

Фактор кризиса — событие либо зафиксированное состояние (установленная тенденция), которые свидетельствуют о наступлении кризиса.

Причина кризиса — события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Распознавание кризиса — обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера.

Средства — интуиция, опыт, специальные знания, исследования, диагностика.

Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы денег, связанное с большим государственным долгом и невозможностью его погашения в определенный период времени. Симптомом же кризиса могут быть, например, использование долларов в расчетных операциях, неоправданный и неумеренный рост заработной платы, повышение цен и пр.

В организации факторами кризиса могут рассматриваться снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, старение технических средств, большая задолженность по кредитам. Причиной могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса — появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и др.

Продолжение следует.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241