Эволюция подходов к изучению эффективности и качества информационных услуг

Машнинова Ю.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (81), Сентябрь 2013

Цитировать:
Машнинова Ю.В. Эволюция подходов к изучению эффективности и качества информационных услуг // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 9. – С. 114-120.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034663
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматривается эволюция подходов к изучению и распространению информации как самостоятельного объекта предоставления услуг в условиях современных рыночных отношений, ее роль и место в современном обществе, а также существующие проблемы в области теории информации как базиса для функционирования экономики знаний. Рассматривается модель структуры информации, позволяющая с нетрадиционной точки зрения оценивать процессы создания качественной информации на рынке информационных услуг

Ключевые слова: информация, экономика знаний, информационное общество, эволюция информации, качество информации

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Сегодня совершенно очевидным является тот факт, что информация исключительно важна как для каждого человека в отдельности, так и для общества в целом. Сопровождая все процессы взаимодействия индивида с окружающей средой, информация с момента зарождения человечества заняла особое место в его жизнедеятельности. Эволюция представлений о роли и месте информации в жизни человека и общества прошла ряд этапов: от ее бессознательного восприятия до самостоятельного объекта научного познания.

Развитие средств массовой коммуникации способствовало всплеску интереса к информации как к отдельному и самостоятельному не только научному, но и социально-экономическому явлению. Другими словами, информация стала не просто объектом интереса исследователей, а новым видом ресурса, необходимым для принятия управленческих решений и осуществления как личных, так и коллективных экономических действий. Этот новый вид ресурса многие исследователям дал основание современное общество называть «информационным».

Эволюция представления об информации

Условно эволюцию представления об информации как о самостоятельном явлении можно разделить на три этапа:

1) докибернетический;

2) кибернетический;

3) посткибернетический.

Докибернетический период можно охарактеризовать как этап бессознательного восприятия информации.

Как известно, многие процессы, связанные с жизнедеятельностью человека или состоянием окружающей его среды, осознаются им на бессознательном уровне [1], однако лишь до тех пор, пока они не изменят своего состояния… Например, многие биологические ритмы, такие как биение собственного сердца, дыхание или явления окружающей среды (солнечный свет, воздух, вода) не фиксируются в сознании человека ежесекундно. Однако их изменение мгновенно отмечаются индивидом. Человек может не замечать биение собственного сердца, но обратит внимание на изменение его ритма, также как он не думает ежесекундно, что вокруг него воздух, солнце и вода, но некомфортные условия окружающей среды обязательно будут зафиксированы в его сознании. Переход от бессознательного восприятия к сознательному всегда обусловлен наличием факта изменения (среды, состояния и т.д.).

Длительное время информация воспринималась человеком именно на бессознательном уровне. Он не отмечал для себя факт ее существования, воспринимая подобно явлениям окружающей среды, неотъемлемым элементом собственного мира. Переход к осознанному изучению информации связан с возникновением науки – кибернетики. По сути, этот период можно считать началом изучения информации как отдельного самостоятельного явления, т.е. началом ее научного познания.

Кибернетический этап

Докибернетическое понимание информации сохранялось на протяжение более двух тысячелетий ‑ вплоть до середины XX века, когда с одной стороны появились технические средства, сократившие время обмена информацией до минимума, а с другой развивающееся научное познание уже существенно углубило понятие информации, связав его с категорией отражения. Приблизительно с этого момента информация стала вызывать интерес как объект научного исследования, результатом которого явилось возникновение ряда трудов, посвященных изучению информации как самостоятельной категории.

Отправной точкой распространения кибернетического подхода можно считать появление работы Н. Винера «Кибернетика или Управление и связь в животном и машине». Опираясь на центральную мысль работ Максвелла, Вышнеградского, Ляпунова, которые рассматривали теорию автоматического регулирования в системах с обратной связью, а также развивая предположения Ампера, Винер расширил и обогатил понятие кибернетики, позволившую связать все проблемы, посвященные коммуникации и управлению в сложных системах. Было установлено, что между процессами управления и соответствующим информационным содержанием всегда существует взаимосвязь. Таким образом, с точки зрения кибернетики информация рассматривалась как инструмент управления сложной (прежде всего, технической – Ю. М.) системой [2]

Посткибернетический этап восприятия информации

Результатом исследований понятия информации и следствием масштабного развития средств массовой коммуникации в посткибернетический период стало возникновение новой теории ‑ теории информационного общества.

Термин «информационное общество», автором которого является профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши, был практически одновременно использован в своих работах Ф. Махлупом (1962) и Т. Умесао (1963).

Впоследствии теории «информационного общества» были посвящены работы таких известных авторов, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Карц и др. Отличительной особенностью новой теории стала концентрация внимания не столько на прогрессе информационных технологий и их значимости для общества, сколько на возросшей и возрастающей роли знаний для становления и развития нового социума.

Результатом развития новой теории стало возникновение развития экономики, получивший название «экономика знаний». Этот термин был впервые использован в 1962 г. американским исследователем Ф. Махлупом. Часто синонимом этого термина является понятие «инновационная экономика». С этого момента информация окончательно получила роль одного из важнейших явлений и обратила на себя внимание исследователей в самых различных областях знаний.

Однако кибернетика как была, так и осталась сугубо специальной предметной областью и ее постулаты с трудом могли быть адаптированы для других областей науки, которые на фоне возросшего интереса к информации начали поиск и построение собственного понимания сути этого явления. Это привело к возникновению большого числа определений информации в различных областях человеческих знаний.

Так, к примеру, физика давала следующее определение [3]:

Информация (от лат. informatio - разъяснение, осведомление) - любые сведения и данные, отражающие свойства объектов в природных (биол., физ. и др.), социальных и технических системах и передаваемые звуковым, графическим (в т. ч. письменным) или иным способом без применения или с применением технических средств.

С точки зрения экономики [4] информация (от лат. informatio - осведомлять) представлена как:

1) сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении;

2) один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов, в связи с чем эти затраты следует включать в издержки производства и обращения;

Информация: проблемы и решения

Многовариантность трактовки сути информации различными областями знаний на фоне возрастающего объема информационных массивов за счет развития сети Интернет привело к тому, что обществу потребовалось построение неких рамок в виде систематизации и классификации. Кроме того, возникла новая проблема – проблема качества информации, которое имело огромное значение не только для формирования и развития нового социума, но и для нового инновационного типа развития экономики. Общество осознавало, что построение новой экономики требует качественного ресурса, а соответственно необходимы новые модели и теоретические подходы к его определению. Частично этой проблемой уже занималась кибернетика, но ее инструментов оказалось недостаточно.

Проблемой определения качества информации стало отсутствие единого понимания и определения структуры информации как объекта исследования. Причина заключалась в том, что различные области человеческих знаний, по сути, не занимались исследованием информации как самостоятельного явления, а лишь определяли ее роль в своей предметной области, руководствуясь лишь внешними свойствами информации. Этого недостаточно для построения модели определения качества.

Для решения этой проблемы нами было предложено рассматривать структуру информацию в виде следующей логической зависимости (модели) [5]:

Информация = Знания человека в виде Данных + Логические связи донесения сути «данных» до их потребителя

Представленная зависимость структурно состоит из двух компонент:

1) «данных», являющихся «материализованным» отображением знаний, выявленных тем или иным субъектом, и которые он хочет донести до объекта (условно-постоянная компонента);

2) «логических связей̆», предназначенных для донесения сути передаваемых знаний до потребителя (объекта), которые могут быть классифицированы как условно-переменная компонента.

Данный подход предлагает рассматривать информацию с новой нетрадиционной точки зрения. Это дает возможность представить информацию в виде универсальной модели, описывающей ее сущность и свойства и сформировать подходы к определению ее качества как «товара», предназначенного к распространению на современном рынке информационных услуг. Ключевое отличие предложенной модели заключается в том, что акцент сделан не на внешних свойствах информации и оказываемом ею воздействии на внешнюю среду, а на внутренней структуре и содержании. Это позволяет более глубоко и точно рассматривать такие процессы как: создание и обмен информацией, формирование ее качества, процесс реализации (распространения) информации как товара практически в любой предметной области.

Вывод

Информация прошла долгий эволюционный путь от бессознательного восприятия человеком до роли основного ресурса инновационной экономики. Сегодня человек уже не только осознает степень важности информации как самостоятельного явления, но и ощущает потребность в получении информационных услуг требуемого качества, проблема определения которого обостряется на фоне масштабного развития систем глобальной коммуникации и увеличению информационных массивов. Информация как базис «экономики знаний» (или информационного общества) требует построения новых моделей и теоретических подходов, один из которых предложен в настоящей статье как новая, инновационная точка зрения.


Источники:

1. Проблема бессознательного в человеке. Философия: Энциклопедический словарь / под редакцией А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004.
2. Р.Ф. Абдеев. Философия информационной цивилизации. – М.:ВЛАДОС, 1994. – 336 с.
3. Физическая энциклопедия. В 5-ти томах / под ред А. М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1988
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь, 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 479 с.
5. Мельников О.Н., Машнинова Ю.В. Фундаментальная модель организации обмена
знаниями в условиях рынка // Российское предпринимательство. – 2012. – № 14 (212). – С.
94–99. – http://www.creativeconomy.ru/articles/24572/.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 15:01:46