Инвестиции в человеческий капитал на разных стадиях жизненного цикла

Дубик Е.А., Митяков С.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (81), Сентябрь 2013

Цитировать:
Дубик Е.А., Митяков С.Н. Инвестиции в человеческий капитал на разных стадиях жизненного цикла // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 9. – С. 3-13.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034651
Цитирований: 36 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье приведена классификация видов инвестиций в человеческий капитал и рассматривается процесс непрерывного инвестирования в развитие человеческого капитала на протяжении всего жизненного цикла. Выделены субъекты инвестиционной деятельности в человеческий капитал на разных уровнях управления экономикой.

Ключевые слова: инвестиции в человеческий капитал, жизненный цикл человека, субъекты инвестиционной деятельности, уровни инвестиций в человеческий капитал

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



На современном этапе развитие экономических процессов характеризуется динамизмом, сложностью и неоднозначностью. Наиболее ценным ресурсом, обладающим большим творческим, трудовым и интеллектуальным потенциалом, является человеческий капитал. Поэтому подготовка высококвалифицированных кадров является важным направлением в устойчивом и инновационном развитии экономики и она невозможно без значительных инвестиций в человеческий капитал. Изучение проблем развития и эффективности инвестиций в человеческий капитал вызывают интерес у исследователей с 60–80-х гг. XX в.

Об инвестициях в человеческий капитал

Одним из центральных аспектов формирования человеческого капитала является положение о том, что врожденный человеческий капитал развивается в результате осознанного инвестирования. По мнению Т. Шульца способности человека «... развиваются посредством определенных видов деятельности, которые имеют атрибуты инвестиций» [7, с. 32]. К таким видам деятельности он относит: школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья и т.д. Кроме того, он отмечает, что инвестирование в человеческий капитал – это путь преодоления бедности страны.

Инвестиции в теоретическое, практическое и научное образование повышают уровень и объем знаний человека, вносят существенный вклад в формирование, трансформацию и развитие знаний, способствует повышению эффективности функционирования социально-экономических систем. Информация, знания и навыки – это решающие факторы экономического развития, конкурентоспособности и эффективного рынка труда.

В научной литературе не существует единого подхода в определении понятия «инвестиции в человеческий капитал». Рассмотрев основные определения «инвестиции в человеческий капитал» в работах Дж. Минцера [1], М. Блауга [3], К. Макконелли и С. Брю [4], А. Добрынина и С. Дятлова [9], Дж. Кэндрика [14], В. Лукашевича [18], И. Ильинского [22], Л. Сулеймановой [25], Л. Туроу [26], В. Глухова [29], В. Гальперина [6], А. Кирьянова [15], А. Корицкого [17] можно выделить несколько видов инвестиций и их подвиды:

1) расходы на здравоохранение:

- профилактика заболеваний;

- медицинское обслуживание;

- медицинские исследования.

2) расходы на условия жизни:

- улучшение жилищных условий (бытовых условий);

- сохранение и поддержание экологических требований к среде обитания.

3) расходы на культуру:

- досуг;

- здоровый образ жизни.

4) расходы на оптимизацию миграции трудовых ресурсов:

- информация о состоянии экономики в различных сферах и местностях;

- перемещение работников на рабочие места с лучшей производительностью труда и ценами (вознаграждение, заработная плата) за труд.

5) расходы на мотивацию работника:

- удовлетворение потребностей человека;

6) расходы на образование:

- общее и специальное (техническое) образование;

- формальное и неформальное (самообразование) образование;

- подготовка и переподготовка (повышение квалификации) в процессе производства.

7) расходы на науку:

- фундаментальные и прикладные научные разработки.

Инвестиции в здравоохранение направлены на обеспечение повышения работоспособности и производительности труда человека. Расходы на профилактику, диагностику и лечения заболеваний служат продлению активного времени жизни человека и снижению физического «износа» человеческого капитала, обеспечивая при этом возможность интенсивности и непрерывности процесса образования.

Инвестиции в капитал культуры для общества носят, прежде всего, социально-культурно-творческий характер, создающие условия для профессиональной подготовки работника (развитие самовыражения, социальной мобильности, накопление культурных и духовных ценностей).

Отдача от инвестиций в миграцию выше среди образованной молодежи. Чем моложе человек, тем шире территориальные и продолжительнее временные горизонты, в пределах которых он может мобилизоваться и получать доходы от данного вида инвестиций.

В эпоху инновационного развития актуально расходы на фундаментальные научные и прикладные исследования относить к инвестициям в человеческий капитал. Наука – это «генератор человеческого капитала» [28, с. 25], направленная на производство и теоретическую систематизацию знаний о действительности. Численность персонала занятого научными исследованиями и разработками сильно зависит от инвестиций в основной капитал (коэффициент корреляции 0,9694) [30].

Недостаток инвестиций…

В Концепции развития РФ [16] предлагается увеличение расходов на образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг до 7% ВВП к 2020 году, когда в развитых странах уже сегодня расходы достигают до 17,6% ВВП. Для сравнения: в Финляндии инвестиции на образование, здравоохранение, социальные услуги в 2005 г. составляли 6,8% ВВП; в 2008 г. в США. – 11,3%, Германии – 12,9%, Австрии – 7,9%, Италии – 6,5% [23].

За последние десять лет более половины всех инвестиций в России направляется в:

- добычу полезных ископаемых (средний показатель с 2000–2010 гг. составляет 15,6% от общего показателя инвестиций в основной капитал РФ по данному виду экономической деятельности);

- обрабатывающее производство (15,5%);

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (16,5%);

- транспорт и связь (23%) [11].

Низкие, медленно растущие инвестиции в здравоохранение и недоступность для большинства населения качественной медицинской помощи определяют негативные тенденции численности населения. По ожидаемой продолжительности жизни при рождении Россия отстает от стран Европы на 11,6 – 13,3 лет. Уровень смертности в 2011 г. составила 12,5 на 1000 чел., а в странах ЕС – 9,9 на 1000 чел. Среди всех умерших в Росси почти 30% приходится на лиц трудоспособного возраста, из них 80% – мужчины.

Тройку лидеров причин смертности занимают болезни системы кровообращения (56,9%), онкологические заболевания (13,9%), смерть от внешних причин – отравления, ДТП и пр. (до 7%). Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин в России выше на 1,8 раза, чем в других странах примерно с той же продолжительностью жизни женщин [10].

Низки в России и инвестиции в научные исследования и инновации с 2000–2011 гг. 1,05–1,16% ВВП. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками с 2000 г. по 2011 г. уменьшилась на 152456 чел. В 2000 г. величина рассматриваемого показателя составляла 887729 чел., а в 2011 г. – 735273 чел. Россия является единственной страной в мире с большим сокращением численностью персонала. В 2000 г. количество организаций выполнявших прикладные и научные разработки было 4099, в 2010 г. – 3492 [12].

Высокие инвестиции в образование и в науку обеспечивают передовым странам мира высокий уровень человеческого капитала. В действительности именно инвестиции в человеческий капитал обеспечили в прошлом опережающее развитие странам Западной Европы, Северной Америки и стране Восходящего Солнца. Так, например, в 1981 г. на сталелитейном предприятии Sheerness Steel в период экономического спада были сокращены издержки производства для сохранения конкурентоспособности.

В частности, приостановлены программы производственного обучения новичков и на четверть сокращена численность персонала. В 1984 г. спад пошел на убыль, и компания столкнулась с критической нехваткой квалифицированной рабочей силой. В 1989 г. компания Sheerness осуществила крупные инвестиции в развитие персонала на всех уровнях организации. Рост производства на проволочнопрокатном стане составил 60% в основном за счет возросшей квалификации [27].

Непрерывная интегрированная профессиональная образовательная система

В теории человеческого капитала [7, 21, 24] подчеркивается то, что образовательная составляющая является базовой, динамичной и эффективной (рис. 1). Образование служит улучшению здоровья, знаний, качества жизни, уровня доходов населения, развитости инфраструктуры, промышленных технологий, жилищных условий, социальной среды, региональной дифференциации, кадровому обеспечению во всех экономических сферах деятельности и росту экономических систем на разных уровнях управления.

В соответствии с данным подходом в литературе выделяют прямые и сопряженные инвестиции в человеческий капитал. Прямые – это затраты на образование и профессиональную подготовку. К сопряженным инвестициям следует относить затраты на здравоохранение и уход за детьми, их воспитание, т.е. что связанно с производством материальных носителей человеческого капитала [5].

2014-09-15 15-55-19 Скриншот экрана

Одним из целевых ориентиров развития системы образования является внедрение непрерывной интегрированной профессиональной образовательной системы (НИПОС), решающие кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности. Подготовка научно-технического или профессионального специалиста ведется на основных этапах жизненного цикла человека: школьник (школа) – студент (вуз) – специалист (предприятие). Интегрированные программы системы начинают реализовываться в старших классах общеобразовательного учреждения.

В этой системе можно выделить (рис. 2):

- общие инвестиции в человеческий капитал. В ходе общего обучения человек накапливает знания с рождения до старших классов школы. Общая подготовка оплачивается семьей будущего работника, регионом в котором он проживает и государством;

- общеспециальные инвестиции в человеческий капитал. Общеспециальная подготовка наделяет будущего специалиста образовательными и научными знаниями, профессиональными навыками. Знания и навыки приобретаются в образовательных учреждениях (старшие классы школы и вуз) и на промышленных предприятиях и определяют способностью зарабатывать доход (зарплату) всю оставшуюся жизнь. Все расходы по подготовке оплачиваются семьей, самим работником из низкой заработной платы в период обучения на старших курсах Вуза, регионом, государством и предприятием;

- специальные инвестиции в человеческий капитал. Переобучение и повышение квалификации работников финансируется предприятиями.

Затраты на образование возникают с рождения на свет человека. Он еще не задействован на предприятии, но уже требует вложение в образование и здоровье. Денежные средства вкладываются семьей и обществом, которые компенсируются в будущем выросшими детьми. К. Макконнелл и С. Брю подчеркивают затраты на увеличение производительных качеств и характеристик индивида можно рассматривать, как инвестиции, так как текущие расходы осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем [19].

Инвестирование в человека предприятие производит, когда он задействован в производстве товаров или услуг и оценен заработной платой. Государство и регион принимают самое активное участие в финансировании человеческого капитала в течение всей жизни человека. Инвестирование направлено на повышение общего качественного жизненного уровня людей.

2014-09-15 16-19-51 Скриншот экрана

На рис. 2 представлен процесс непрерывного инвестирования разными субъектами в человеческий капитал на всем жизненном цикле человека. Механизм инвестирования субъектов отражен в табл. 1.

Таблица 1

Инвестиции в человеческий капитал

№ п/п
Субъект
инвестирования
Источники инвестиций
Механизм инвестирования
Индивид
Собственные финансовые ресурсы (денежных накоплений и сбережений)
Самоинвестирование
Семья
Собственные финансовые ресурсы (денежных накоплений и сбережений)
Рождение детей, их воспитание и частичное обучение в школе и Вузе
Предприятие
Собственные финансовые ресурсы: прибыль после уплаты налогов, амортизационные отчисления, сбережения трудового коллектива, продажа части активов и др.
Привлеченные финансовые ресурсы: средства от продажи инвестиционных ценных бумаг, паевых и иных взносов физических и юридических лиц, венчурный капитал.
Заемные финансовые средства: кредиты банков и бюджетных организаций, выпуск долговых ценных бумаг. Бюджетные ассигнования.
Ранняя профориентация, повышение квалификации, переподготовка и дополнительное образование,
оплата больничных листов нетрудоспособности, затраты по охране труда и безопасности жизнедеятельности добровольное медицинское страхование, оплаченное предприятием, оплата медицинских и других социальных услуг за работника предприятия, благотворительная помощь социальным институтам и т.п.
Регион
Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства внебюджетных фондов.
Привлеченные и займ финансовых средств инвесторов.
Социальные программы, поддержка функционирования общественных фондов и социальных институтов
Государство
Средства федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе. Средства внебюджетных фондов.
Государственные социальные трансферты и социальные налоговые льготы

В теории управления инвестиционной деятельностью в экономических системах выделяется три уровня иерархии:

- микроуровень (уровень отдельной корпорации, фирмы, предприятия);

- мезоуровень (уровень отдельных субъектов, регионов, области);

- макроуровень (уровень страны в целом) [30].

Вывод

В зависимости от масштабности инвестиции в человеческий капитал можно выделить следующие уровни:

- личностный – уровень отдельного индивида и его семьи (домашнего хозяйства);

- микроуровень отдельных корпораций, фирм, предприятий;

- мезоуровень субъектов, регионов, областей, районов;

- макроуровень государства.

Осознанное развитие системы образования и привлечение частных, региональных, государственных и иностранных инвестиций в человеческий каптал является необходимым условием для инновационного развития экономических систем на разных уровнях управления.


Источники:

1. Mincer J. Schooling, experience and earnings. – N.Y. 1975 – 369 p.
2. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ./ Сост.,науч. ред., послес. Р.И. Капелюшников; предисл. М.И. Левин – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 672 с.
3. Блауг М. Методология экономической науки или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. / Науч. ред. и вступ. ст. B.C. Автономова. – М.: НП «Жур-нал Вопросы экономики», 2004. – 416 с.    4. Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории / Сост. Е.Ф. Бори-сов. – М.: Юристъ, 2000. – 536 с. 
5. Бреслав Л., Лисовик Б., Ломова И. Кадровый потенциал и пути его повышения //Человек и труд. – 2003. – №4. – с. 48–53.
6. Гальперин В. М. Микроэкономика. В 2-х томах. / Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. – СПб.: Экономическая школа, 1999. – 503 с. 
7. Вифлеемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики, 2002. – № 8. – С. 115–121.
8. Давыдова О. А. Инвестиции в человеческий капитал (Динамика, оценка, эффективность): Дис. канд. экон. наук: СПб., 1998 – 142 c.
9. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. CПб.: Наука, 1999 – 309 с.
10. Доронина Г.В., Исаева Е.Ю., Дубик Е.А. Потери трудовых ресурсов России в результате мужской сверхсмертности // Информационно-коммуникационное пространство и человек: материалы II международной научно-практической конференции. – Пенза–Прага–Белосток: Научно-издательский центр «Социосфер», 2012. – С. 58–61.
11. Дубик Е.А. Состояние и развитие инвестиционной деятельности отраслей экономики на разных уровнях управления (на примере России, Приволжского федерального округа и Нижегородской области) //Экономические науки, 2012. – №6. – С. 113–117.
12. Индикаторы инновационной деятельности: 2011: стат. сб. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. – 456 с.
13. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. – СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. – 163 с. 
14. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. – М.: Прогресс, 1978. – 275 с. 
15. Кирьянов А.В. Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность // Экономика России: основные направления совершенствования / Межвуз. сб. науч. трудов, 2006. – Вып.7
16. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. 
17. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала: Учебное пособие – Новосибирск: СибУПК, 2000. – 112 с.
18. Лукашевич В.В. Эффективность инвестиции в человеческий капитал// Полиграфист и издатель, 2002. – № 6 – С. 18 – 22. 
19. Макконнелл К.Р., Брю С.А. Экономикс. В 2 т.: пер. с англ. Т. 1. – Баку: Изд. «Азербайджан», 1992. – http://textfighter.org/teology/Philos/krapiv/ industrialno_razvitye_strany_mira_v_osnovnom_razlichayutsya_po_dvum_priznakam_1_proizvoditelnyh_otnoshenii.php с. 171. 
20. Макроэкономика и здоровье: инвестиции в здоровье в целях экономического развития. Доклад Комиссии по макроэкономике и здоровью. – ВОЗ. Женева, 2001.
21. Медведев В.А. Перед вызовами постиндустриализма. – М.: Альпина паблишер, 2003. – 440 с. 
22. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. – СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996.
23. Сборник «Россия и страны мира – 2012 г. Стат.сб. / Росстат. – M., 2012. –  380 c.
24. Сумарокова Е.В. Методология исследования процесса инвестирования в человеческий капитал: На примере сферы образования: дис. канд. эко-ном. наук: Москва, 2002. – 190 c. 
25. Тугускина Г. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал // Управление персоналом. 2009. – №3. – С. 25–32. 
26. Туроу Лестер. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. /Пер. с англ. А. И. Федорова. – Новосибирск: Сибирский хронометр, 1999. – 430 с. 
27. Управление эффективность и качеством: Пер. с англ. / Под ред., К. Норта: В 2 ч. – Ч.II – М.: Дело, 2001 – 608 с.
28. Шаммазов А., Беленкова О. Технические университеты в информационно-индустриальном обществе // Высшее образование в России. – 1998. – №1. – с. 24–27 с. 25. 
29. Экономика и организация управления вузом. Под ред. В.В. Глухова – СПб.: Издательство «Лань», 2001 – 544 с. 
30. Юрлов Ф.Ф. Инвестиционная и инновационная деятельность экономических систем на разных уровнях управления: вчера, сегодня и завтра: мо-нография / Ф.Ф. Юрлов, Е.А. Дубик, Н.Г. Котомина; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2012. – 184 с.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 03:13:44