Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»8 / 2013

Новая Калуга

Крутиков Валерий Константинович, доктор экономических наук, профессор, проректор по научной и методической работе, Институт управления, бизнеса и технологий, г. Калуга, Россия

Зайцев Юрий Викторович, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры менеджмента, Институт управления, бизнеса и технологий, г. Калуга, Россия

Федорова Оксана Витальевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Институт управления, бизнеса и технологий, г. Калуга, Россия

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 14

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы инновационного развития Калужской области, обосновывается необходимость перехода на новый уровень развития, связанный не с заимствованиями, а внедрением инноваций.
Цитировать публикацию:
Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Федорова О. В. Новая Калуга // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 8. – С. 65-73.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


На территории Калужской области за последние десять лет сформированы исключительно благоприятные условия для привлечения иностранных инвесторов. За этот период реальный рост ВРП составил 169,4%, объем ВРП на душу населения вырос в 10 раз, объем промышленного производства – в 17 раз, объем иностранных инвестиций – в 15 раз. Общий объем привлеченных иностранных инвестиций в область с 2006 года составил 5,3 млрд долларов США. В регионе реализуется около 650 инвестиционных проектов во всех отраслях экономики [4, 6].

В тоже время, чтобы нормально и эффективно развиваться, а также для обеспечения реализации проектов, по мнению губернатора А.Д. Артамонова, Калужской области нужно как минимум два миллиона человек населения. Губернатор считает, что: «одним миллионом, как сейчас, мы не обойдемся» [4].

Состояние и потенциал трудовых ресурсов Калужской области

Данные региональных министерств, муниципальных образований и заключенных инвестиционных соглашений свидетельствуют о следующих кадровых потребностях организаций региона. Только в ближайшие 5 лет области потребуется дополнительно около 40 тысяч рабочих и специалистов: для реализации инвестиционных проектов – около 17,5 тысяч человек; на создаваемые рабочие места в организациях области – около 6 тысяч человек; на замену выбывающих работников – 16 тысяч человек. Например, только одна компания, «Пежо Ситроен Мицубиси Автомобили Рус», планирует создание 3200 рабочих мест [4, 6].

Между тем наблюдается стремление калужан переехать из региона на другое место жительства.

Результаты исследования, проведенного в 2013 году компанией HeadHunter, свидетельствуют, что 16,5% специалистов Калужской области готовы переехать в другой город, регион и даже страну. Это самый высокий показатель среди соседних областей. Первые места в списке наиболее привлекательных городов занимают столицы – Москва и Санкт-Петербург.

Каждый седьмой житель области готов переехать в Москву, если поступит интересное предложение о работе. Калужан привлекает более высокий уровень жизни и перспективы карьерного роста [10].

Складывающаяся ситуация подтверждает пессимистический прогноз профессора Е. Ясина о том, что субъекты РФ смогут привлечь интересные инвестиционные проекты, но не будут иметь силы для их поддержки из-за проблем с количеством и качеством трудовых ресурсов [9].

Думается, что, прежде чем заявлять о необходимости двухмиллионного населения региона, что, безусловно, является замечательной перспективой, следует верно оценить ситуацию и приоритеты. Реальная демографическая ситуация, складывающаяся в стране и Калужской области, не обещает динамику удвоения населения и аналогичного увеличения экономически активных граждан. Поэтому, продолжая привлекать на территорию новые, в основном иностранные производства, следует выбирать только связанные с высокими современными технологиями. Такие технологические производства, как правило, малолюдны. Вряд ли имеет смысл ориентироваться на решение кадровых проблем за счет гастарбайтеров.

Сезонность пребывания и низкая квалификация – вот главные черты, их характеризующие. Не случайно в выступлениях мэра столицы С. Собянина и главы ФМС России К. Ромодановского в мае 2013 года прозвучала глубокая озабоченность проблемами, связанными с использованием подобных трудовых ресурсов. Было отмечено, что каждое пятое преступление в Москве совершается гастарбайтерами, и, как правило, в группах, не говоря об реальных угрозах распространения наркомании и иных опасных заболеваний. Поведение мигрантов, по мнению Ромодановского, является неприемлемым и раздражающим население, что требует незамедлительного принятия адекватных мер [8].

Хотелось бы надеяться, что кроме забот о привлечении крупного бизнеса и удовлетворении его неуемных потребностей (ежегодные протестные акции рабочих завода «Volkswagen» тому свидетельство), региональные органы власти думают и о создании комфортных условий для жизни самих калужан.

Малое предпринимательство области

Так, в мировой практике социально-экономического, инновационного развития малое предпринимательство является безусловным приоритетом.

Большинство высокоразвитых стран при реализации инвестиционных проектов, поддерживаемых государством, стимулируют крупный бизнес на вовлечение в проекты представителей малого бизнеса. Сегодня развитие этого вида предпринимательства в регионе не соответствует потребностям общества, государства, а также инновационному потенциалу и творческому мышлению населения.

Более того, необдуманные решения по увеличению фиксированных страховых взносов привели к тому, что только за январь 2013 года в Калужской области решили ликвидировать свой бизнес свыше тысячи индивидуальных предпринимателей, почти в два раза сократилось число предпринимателей, регистрирующих свою деятельность [5, 6].

А вот примеры эффективной помощи, оказываемой крупными компаниями, в том числе иностранными, малым предприятиям, или компенсаций со стороны государства за подобную помощь, пока привести сложно.

Показателен пример рассуждений, услышанных в ходе анкетирования современного поколения жителей областного центра – г. Калуги – о необходимости сноса в центре города рынка, на котором работают сотни представителей мелкой торговли и услуг. Анкетируемые уже не помнят, что когда-то, в советские времена, Калуга признавалась самым зеленым городом страны. Но вспоминают Барселону, по их мнению, самый ухоженный город Европы, и рынок на оживленной пешеходной улице Ламбрас, проходящей от памятника Христофору Колумбу до собора Святого Семейства. Действующий рынок является украшением столицы Каталонии и местом паломничества туристов. Калужане задаются вопросом: «Почему мы разрушаем, разгоняем, вместо того чтобы созидать, развивать и украшать?»

Может быть, опять сказывается влияние крупного бизнеса, только торгово-финансового, предпочитающего громоздить в маленькой, уютной Калуге огромные торгово-развлекательные комплексы и не терпящего никакой маломальской конкуренции. Закономерно, что деловой журнал «Forbes», опубликовавший в 2013 году очередной, пятый рейтинг 30 городов, в которых удобнее, чем в других, вести бизнес, опять проигнорировал город Калугу, не включив ее в список вместе с Калининградом, Уфой, Краснодаром, Тулой и другими. Ведь главными критериям являются: доступность квалифицированной рабочей силы, миграционные потоки, уровень взаимоотношения с органами власти. Сама же Калужская область по рейтингу «Forbes» в 2011 году занимала 16 место [11].

Социально-экономическая динамика развития региона

Для дальнейшего обеспечения построения новой инновационной проекции Калужской области требуется создание условий для успешной самореализации жителей. Население должно чувствовать свою сопричастность к происходящим процессам, принятию знаковых управленческих решений, а не выступать в роли массовки, призванной выражать благодарность благодетелям. Сегодня калужане, несмотря на имеющиеся положительные результаты, неоднозначно оценивают социально-экономическую динамику развития региона. И проблема кроется в реализации социального тонуса. Социальный тонус, как известно, является производным от массового участия населения в формировании социальных целей и приоритетов государства [1].

В области должны, в первую очередь, развиваться образование и наука, культура и здравоохранение. Требуется сформировать регион комфортный не только для бизнеса, но и для проживания. Чтобы получить результат, необходимо активное внедрение инновационного мышления. Следует форсировать инвестиции в человека, постоянно помня, что отправным пунктом философии свободы, творчества, нравственной ориентации, выступает неисчерпаемый потенциал самого человека как высшего природного и социального существа. Каждому должна быть предоставлена возможность обновить свои знания, повысить квалификацию, реализовать себя как личность.

Научно-образовательная система Калужской области

Существующая ныне в Калужской области научно-образовательная система не соответствует насущной потребности осуществления прорыва с инерционного к инновационному пути развития.

Представителями региональных властных структур, осознавшими существующие проблемы, предпринят ряд мер в сфере научно-образовательной деятельности. Открыт высокотехнологичный центр подготовки кадров для автомобильной промышленности на базе Калужского колледжа информационных технологий и управления. Центр оснащен современным оборудованием и методической базой международного уровня для одновременного обучения до 400 человек. Новые площади позволяют полностью удовлетворить потребности региона в профессиональной подготовке кадров для автомобильной промышленности. За три года центр подготовил 8 тысяч специалистов, что больше, чем все профтехучилища города, вместе взятые. Современный центр призван способствовать не только повышению качества подготовки специалистов в конкретной сфере, но и росту позитивных тенденций в отношении общества к системе профессионального образования в целом.

На базе Калужского филиала МВТУ им. Н.Э. Баумана в соответствии с общепринятыми международными стандартами совместно с концерном «Volkswagen», внедрена дуальная система образования. Аналогичная система используется в Детчинском аграрном колледже с участием производителей сельскохозяйственной техники «John Deere», «Grimme», «Lemken». 

Группой компаний «Медбиофарм» создается научно-образовательный центр совместно с КГУ им. К.Э. Циолковского. Региональные власти заявили, что доступ к ресурсам для рисковых исследований бизнес сможет получить только через университет.

Фармацевтической компанией «Ниармедик Плюс» выделены средства на создание центра подготовки специалистов для фармацевтической промышленности на базе калужского медицинского колледжа, а также на открытие в ИАТЭ (Обнинск) медицинского факультета. Подготовка специалистов позволяет знакомиться с лучшей практикой, мировыми стандартами и способствует формированию инновационного потенциала региона.

Мировой опыт демонстрирует, что ведущие мировые фирмы, производящие высокотехнологическую продукцию, делают упор не на приобретение машин и оборудования, а на исследования, новые разработки и коммерциализацию полученных результатов [5].

Опыт Китая как пример для Калужской области

Для России, только вступившей во Всемирную торговую организацию (ВТО), полезен опыт Китая, являющегося членом ВТО свыше десяти лет. Тем более, что если за период 2008–2011 гг. российский ВВП вырос на 5,5%, то китайский – на 44,2%, индийский – на 34,1%. По росту ВВП за четыре года Россия занимает последнее, пятое место в группе БРИКС и 11-ю позицию среди государств G20. Лидирует в обеих группах Китай [2, 3]. 

Уже сейчас китайские вузы выпускают вчетверо больше инженеров, чем американские. Руководство поднебесной поставило цель – превратить «мастерскую мира», как именуют ныне КНР, в «мировую лабораторию», то есть не заимствовать чужие технологии, а стать, равноправным участником мирового научно-технического прогресса, обеспечив прорыв страны в VI технологический уклад [3].

Считаем, что пример Китая полезен и для Калужской области. Рассмотрим это утверждение на конкретных примерах.

В 2012 году в индустриальном парке «Росва» начато строительство завода по производству экскаваторов шведской компании «Volvo». Новое предприятие автомобильного концерна «Volvo», инвестировавшего в проект 1,5 миллиарда рублей, открыто в начале 2013 года. Планируется, что завод будет выпускать ряд моделей экскаваторов общим объемом производства до двух тысяч машин в год [5].

Китайские власти и предприниматели также активно взаимодействуют с компанией «Volvo», но на другом качественном уровне, придерживаясь сформулированной стратегии «от заимствования к инновациям». В 2010 году китайская автомобильная компания «Geely» за 1,8 млрд долларов США приобрела 100% акций компании «Volvo». Председатель правления «Geely» Ли Шуфу подчеркнул, что покупка включает не только соответствующие активы, но и право интеллектуальной собственности. К тому же с помощью «Volvo» китайская автокомпания получает право на использование интеллектуальной собственности и автомобильного гиганта «Ford» [3].

На территории Калужской области французским альянсом «PSA Peugeot Citroen» и японской «Mitsubishi» реализован проект по строительству завода по сборке автомобилей («ПСМА Рус»). «PSA» владеет 70% акций завода, остальные 30% – в собственности «Mitsubishi».

Сегодня в зарубежных средствах массовой информации опубликованы данные о переговорах «Peugeot- Citroen» с китайским производителем «Dongfeng Motor Corp». Французы заинтересованы в сотрудничестве с китайской компанией, и не исключена продажа ей доли акций PSA калужского завода [12].

Но не только китайцы демонстрируют на территории Калужской области алгоритмы, присущие деятельности ответственных и эффективных собственников. В рамках технопарка «Грабцево» реализован инвестиционный проект немецкого автомобильного концерна «Volkswagen AG», владеющего пакетом акций и не стремящегося создавать альянсов с действующими российскими предприятиями.

А вот немецкая компания «Siemens» не в такие уж дальние времена приобрела на глазах у представителей федеральной и региональной власти 25% акций ОАО «Калужского турбинный завод» («КТЗ»).

Того самого завода, который являлся крупнейшим производителем энергоблоков для атомного подводного флота страны и владел потенциалом оригинальных технических идей для инновационных проектов, связанных с обороной и энергетикой.

Эффективные собственники компании «Siemens», да и не только они, проявляли глубокий интерес к материаловедению, конструкции турбин, гидродинамическим расчетам, в целом к нематериальным активам «КТЗ».

Опираясь на результаты исследований, можно сформулировать следующую позицию. Калужская область, несмотря на имеющие просчеты и недостатки, доказала способность к деятельности прорывного характера по привлечению иностранного капитала. Но необходимо осознать необходимость перехода на новый уровень развития. Осознать, опираясь, в частности, на стратегию интерактивной модернизации, предусматривающую переход от заимствования к инновациям [7].

При этом инновации следует рассматривать и применять на территории региона только в комплексе, как:

• внедрение нового оборудования;

• развитие высокотехнологичных видов производства;

• внедрение новых методов управления, организации (в первую очередь, в вопросах владения собственностью);

• осуществление необходимых институциональных преобразований;

• развитие инновационного рынка;

• построение современной социальной инфраструктуры;

• формирование инновационного мышления.

Вывод

Стратегия интегрированной модернизации прорывного характера может быть разработана и реализована только совместными усилиями власти (федеральной и региональной), общества и бизнеса. В конечном итоге она обеспечит достижение инновационных горизонтов развития экономики, коренным образом изменит ее эффективность и конкурентоспособность, приведет к радикальным изменениям в демократическом обществе, создаст гражданина, ответственного за настоящее и будущее своей страны.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Евстигнеев Р., Евстигнеева Л. Стратегия выхода России из кризиса // Вопросы экономики. 2009 – №5.
2. Экономика и жизнь // Рубрика «Итоги». – 2012. – № 15 (9431).
3. Чэнь Нань Новый бум покупки европейских предприятий // Китай. 2012. – № 4 – с. 35.
4. Сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://президент.рф.
5. Портал органов власти Калужской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/main/.
6. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/.
7. Стратегия – 2020: новая модель роста – новая социальная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.2020strategy.ru.
8. Официальный портал мэра и правительства Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mos.ru.
9. Сайт Российской газеты Интервью. Прогноз профессора Е.Ясина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru.
10. Сайт газеты Калужский перекресток. Каждый седьмой калужанин готов переехать в Москву [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kp40.ru.
11. Сайт журнала «Forbes» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forbes.ru.
12. Автомобильный портал CarClub [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://carclub.ru.