Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»7 / 2013

Достижение устойчивого развития промышленного предприятия в процессе реализации инновационной стратегии

Лавриченко Олег Вячеславович, аспирант кафедры общего менеджмента и предпринимательства, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Россия

Achievement of the Sustainable Development of Industrial Company Within the Process of the Innovational Strategy Realization - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 78

Аннотация:
Рассматриваются и анализируются полученные автором за период с 2009 года по настоящее время результаты исследования экономических отношений, возникающих на промышленных предприятиях, что реализуют инновационную стратегию устойчивого развития.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Лавриченко О.В. Достижение устойчивого развития промышленного предприятия в процессе реализации инновационной стратегии // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 7. – С. 59-63.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Инновации, инновационная деятельность, равно как и ин новационные стратегии устойчивого развития промышленных предприятий, реализуются через инновационные проекты. Поэтому активизация инновационных процессов в современных условиях и модернизация производственного потенциала предприятий с целью решения задач вывода из кризиса, обеспечения их устойчивого развития и определили основные направления данного исследования. 

Результаты анализа имеющихся работ отечественных и зарубежных исследователей по данной проблеме указывают на наличие несоответствия в науке между необходимостью обеспечения устойчивого развития российских предприятий и ограниченными возможностями существующего научно-методического аппарата. Именно разработка методики управления инновационными процессами на промышленных предприятиях, механизмы реализации инновационных стратегий и их модернизация являются своевременной и актуальной задачей в научном и практическом смысле.

Новизна подхода требует уточнений

Автор уточняет понятия инновационной стратегии промышленного предприятия и инновационного проекта. В отличие от существующих в научной литературе определений инновационную стратегию он представляет как обобщающую концепцию действий и правил по созданию новой продукции или технологий, имеющих значительно более высокую конкурентоспособность и необходимых для достижения конкурентных преимуществ и обеспечения устойчивого развития промышленного предприятия [1].

В соответствии с этим определение инновационных проектов автор дополняет, предложив к типам технологических инноваций (процессам и видам продукции) ввести дополнительный тип инновации-технологии, которые подразделяет на новые и усовершенствованные [2].

Исходя из уточненного определения инновационных проектов предлагается и уточненная их классификация.

В отличие от существующих классификаций автор выделяет следующие группировочные признаки: по предметно-содержательной структуре и по характеру инновационной деятельности; по объекту вложения или по типу инновации; по источникам финансирования; по отраслевому признаку и сфере деятельности; по характеру целей; по продолжительности срока или периоду осуществления; по степени новизны [3].

Обозначенная автором типология более точно отражает сущность инновационных проектов в зависимости от цели их реализации – обеспечения устойчивого развития промышленного предприятия.

Исследуя экономические отношения на промышленных предприятиях, которые возникали в процессе реализации ими инновационной стратегии устойчивого развития, автор пришел к выводу, что наиболее эффективным методом оценки эффективности инновационного проекта в промышленном кластере является экспертный метод. Он сочетает в себе такие преимущества, как относительно низкие издержки и наличие детальной информации по изучению факторов внешней и внутренней среды [4].

В алгоритме развития

В рамках оценки финансовой эффективности и устойчивости предприятия, а также в качестве индикаторов для отбора предприятий в промышленный инновационный кластер предлагается применять существующие финансовые коэффициенты: ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и показателей рентабельности.

Однако этот перечень не должен быть закрытым, а должен дополняться и изменяться в зависимости от специфики отрасли, технологического потенциала и уровня конкуренции [5].

Исследование качественных и количественных факторов внутренней и  внешней среды, оказывающих влияние на процесс отбора инновационных проектов, а также изучение рисков при их реализации позволило автору разработать схему процесса принятия управленческого решения по стратегическому управлению инновациями (рис. 1). [6].

Рис. 1. Процесс (этапы) принятия управленческих решений в области
стратегического управления эффективностью инновационного проекта
в промышленном кластере

 

Проанализировав результаты своих теоретических исследований, сделав выводы, вытекающие их них, автор разработал, а затем и апробировал последовательность реализации инновационной стратегии устойчивого развития промышленного предприятия (рис. 2) [7].

Рис. 2. Последовательность реализации инновационной стратегии устойчивого
развития промышленного предприятия

 

Вывод

Разработанные автором методики были экспериментально апробированы в ООО «Уралрудоавтоматика» и ООО «СОЛАР ШИППИНГ». При этом удалось определить пути увеличения стоимости данных промышленных предприятий, в том числе за счет выявления и оценки внутренних факторов их экономического развития. Автор доказал, что результаты его исследования могут быть применены промышленными предприятиями в целях повышения своей конкурентоспособности и стоимости [8].


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Лавриченко О.В. Инновационная стратегия как основа формирования конкурентоспособного предприятия // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып.103. – М.: Изд-во МосГУ, 2009.
2. Лавриченко О.В. Инновационная стратегия предприятия и место в ней инновационных проектов // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып.124. – М.: Изд-во МосГУ, 2010.
3. Лавриченко О.В. Инновационная стратегия предприятия в условиях современной экономики // Актуальные проблемы региональной экономики и современного менеджмента. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 22 апреля 2011 г.) – Чебоксары: Перфектум, 2011.
4.Лавриченко О.В. Методологические основы определения экономической эффективности инновационных проектов // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып.130. – М.: Изд-во МосГУ,2011.
5. Лавриченко О.В.Критерии и показатели финансовой эффективности для отбора высокоэффективных инновационных проектов предприятия // Материалы Международной науч-сферах общества» (Пенза, 25–26 мая 2011 г.) – Пенза: Социосфера, 2011.
6. Лавриченко О.В. Управление рисками как способ эффективной реализации инновационной стратегии предприятия // Сборник научных трудов международной научной конференции «Теоретические и практические аспекты научных исследований». Часть 1-ая (Киев, 26 апреля 2011 года). – Киев. Наири, 2011.
7. Лавриченко О.В. Алгоритм практической реализации инновационной стратегии, обеспечивающей устойчивое развитие предприятия // Креативная экономика, 2012, № 8.
8. Лавриченко О.В. Инновационная стратегия как механизм устойчивого развития предприятия // Национальная безопасность, 2011, № 5.