Перспективность формирования технопарков в сфере высоких технологий

Урюпина К.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (79), Июль 2013

Цитировать:
Урюпина К.С. Перспективность формирования технопарков в сфере высоких технологий // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 7. – С. 20-29.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=20180183
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются аспекты формирования технопарков как элемента современной рыночной системы, объединяющего инновационные и промышленные компании в условиях поляризованной экономики региона. На национальном уровне определяются эффекты от развития технопарков в регионах. Обосновывается тезис о влиянии формирования технопарков на уровень экономического развития региона.

Ключевые слова: инновации, национальная экономика, инвестиции, экономическое развитие, модернизация, технопарк, регион, высокотехнологичные отрасли экономики

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В национальной экономике политический процесс реформирования и модернизации структурных отраслей предопределяет тенденции регионального развития. Интернализация внешнеэкономических отношений региона характеризует высокую степень интенсивности межрегионального движения продуктов, факторов производства, технологий, информации и инноваций. Эффективность использования научно-технического потенциала способствует долгосрочному развитию экономики региона в научной сфере, сфере производства и бизнеса. Инвестирование в новое инновационное проектирование строительства в форме технопарка повышает конкурентоспособность региона на национальном уровне.

Ресурсы дают импульсы

Исследование пространственных тенденций и теоретизация моделей развития на национальном уровне приобретает геополитическое значение в масштабе страны в целом. В настоящее время существует несколько тенденций развития экономического пространства страны:

1) повышается уровень поляризованности экономического пространства;

2) увеличиваются диспропорции в региональных уровнях развития;

3) усиливается значимость пространственного фактора, который влияет на экономический рост и социально-экономическое развитие регионов, с одной стороны, и определяет конкурентное преимущество каждого региона в рамках установления интеграционных межрегиональных отношений, с другой стороны.

Национальное экономическое пространство развивается по модели поляризованности региональных экономик, в соответствии с которой в определенных регионах формируются организационно-экономические структуры, которые содействуют распределению ресурсов в проекты по формированию нового потенциала экономического роста посредством активного привлечения инвестиций в социальную и инженерную инфраструктуру, развивающиеся отрасли, интеллектуальный потенциал, создание новых технологий и содействие повышению конкурентоспособности бизнеса [3].

Функционирование организационно-экономических структур способствует повышению статуса региона и возникновению инновационных импульсов развития экономики на региональном и национальном уровне.

Экономическое развитие регионов определяется социально-экономическим процессом, который направлен на реализацию экономических и социальных целей посредством качественных и структурных положительных изменений экономики, факторов роста и развития, инновационных продуктов [5].

Региональное развитие предопределяет расширение масштабов производственной деятельности; рост доходов; реформирование экономической системы государственными структурами; ускоренные темпы развития научно-технического прогресса; повышение деловой активности в бизнес-отраслях экономики [6]. Различие в пространственном распределении факторов производства, способствующих региональному развитию и определяющих потенциал региона, рассматривается в наличии диспропорций природных ресурсов и ресурсов труда и капитала.

Приоритетность ведения экономической политики на уровне региона определяется экономическим ростом и модернизацией отраслей экономики при увеличении темпов развития высокотехнологичных отраслей, для обеспечения которых проводится государственная политика, направленная на повышение инвестиционной привлекательности высокотехнологичных отраслей экономики, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий, стимулирование компаний по производству высокотехнологичной продукции и услуг и продвижению на региональных и межрегиональных рынках. Формирование новых форм пространственной организации экономики посредством создания бизнес-территории в форме технопарка является наиболее эффективным механизмом развития высокотехнологичных отраслей.

В парке начинается развитие

В качестве технопарка рассматривается форма территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих научных организаций, связанных с предоставлением образования, финансовых компаний, отраслевых компаний и предпринимателей, которые осуществляют кооперационную деятельность, координируются государством, формируют современное инновационное технологическое производство в национальном пространстве [2].

Классификация технопарков в зависимости от характера и объема выполняемых функций включает следующие разновидности:

1) технологические центры – обслуживающие компании, создаваемые для развития новых высокотехнологичных компаний;

2) конгломераты технокомплексов и научных парков.

Научный парк является центром по разработке и производству наукоемкой продукции и определяется научно-производственным территориальным комплексом, который включает исследовательский центр и смежную производственную область, в которой размещаются наукоемкие компании.

Научные парки осуществляют кооперационную деятельность с компаниями, сотрудничают с университетами и научно-исследовательскими центрами в области фундаментальных и прикладных исследований, по результатам которых создаются и доводятся до стадии практического использования новые продукты и технологии.

Основными структурно-функциональными элементами технопарка являются университетский комплекс или совокупность научно-исследовательских институтов и лабораторий; производственно-технологическая структура; структура обслуживания технопарка. Научно-исследовательский комплекс является ядром технопарка, в котором концентрируется большое количество научных структур, обладающих национальным статусом, каковой определяет развитие в технопарке наукоемких технологий и производств, детерминирующих потенциальный экономический и индустриальный уровень развития региона. Производственно-технологическая структура ограничена потенциалом существующих компаний, входящих в технопарк, которые обеспечивают коммерциализацию научных исследований и внедрение новых технологий. Структура обслуживания осуществляет различные виды услуг, способствующих оптимальному функционированию технопарка: финансовые, маркетинговые, юридические, экспертные, патентные, которые выполняются соответствующими службами и компаниями. Создание технопарков в сфере высоких технологий обеспечивает региональную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для стабильного развития высокотехнологичных отраслей экономики.

Основной целью формирования технопарка является концентрация высококвалифицированных специалистов широкого профиля на одной территории и обеспечение трансферта высоких технологий в производство. Здесь реализуются следующие задачи: 1) экономические: привлечение внешнего и внутреннего капитала; использование преимуществ от межрегионального распределения факторов производства для расширения товарно-экспортных отношений и рационализации импортных операций; 2) социальные: ускорение темпов экономического развития регионов; повышение уровня занятости и квалификации населения; 3) инновационные: привлечение внешних ученых и специалистов; повышение эффективности использования производственных мощностей и инфраструктурных объектов. Достижение цели осуществляется посредством создания материально-технической, финансовой, обслуживающей платформы для эффективного становления и развития самостоятельной деятельности инновационных компаний, индивидуальных предпринимателей, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, наукоемких технологий и продвижения инновационных продуктов на национальный научно-технический рынок.

В рамках высоких технологий синтезированная деятельность технопарка осуществляется компаниями и индивидуальными предпринимателями, которые предоставляют юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые услуги, направленные на обеспечение непрерывного развития инновационного процесса и реализацию венчурных проектов в высокотехнологичных отраслях экономики. Технопарк концентрирует информационные, инновационные, инвестиционные ресурсы, ресурсы труда и капитала посредством кооперации компаний на региональном и межрегиональном уровне.

Инновационные продукты интегрируются в новых научных знаниях, продуктах и услугах, технологиях, оборудовании, уровне квалификации кадров и процессе организации производства. Информационные технологии стимулируют введение инвестиций от инвестиционно активных компаний, связанных с высокотехнологичным бизнесом, обеспечивают финансовый стабильный рост технопарка и являются катализатором экономического развития региона. Деятельность технопарка (решение вопросов модернизации производства, организация и развитие инновационного бизнеса, содействие в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, патентование интеллектуальной собственности и коммерциализация инновационных разработок) улучшает качество научной и технической сферы экономики, создает дополнительные места на рынке труда и добавленную стоимость в общерегиональном масштабе.

Перспективное развитие технопарка в регионе содействует предоставлению производственных и офисных помещений в аренду; информатизации компаний технопарка; квалифицированному консультированию в области бизнес-планирования; выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и реализации соответствующих результатов; коммерциализации научных инноваций; оценке интеллектуальной собственности; разработке и реализации программ приоритетного развития региона; инвестированию и финансированию; осуществлению внешнеэкономической деятельности; созданию новых отраслевых компаний.

Долгосрочное осуществление технопарком научно-технической деятельности способствует возникновению следующих положительных эффектов от создания данной структуры на национальном уровне: концентрация национального научного потенциала; повышение научно-технического, промышленного и экспортного потенциала региона; трансформация высоких технологий и научно-технических продуктов из области разработок в производство; увеличение внутреннего и внешнего уровня инвестиционной активности; создание новых дополнительных мест на рынке труда; ускоренное развитие компаний малого, среднего и преимущественно инновационного бизнеса; повышение конкурентоспособности региональной продукции на национальном рынке; создание программ устойчивого развития, учитывая социальные, экономические интересы населения; увеличение доходов в бюджет региона; создание стимулирующего влияния на имидж региона в целом.

Технологии «оживают» на местах

Модернизация экономики Российской Федерации осуществляется введением инноваций на рынок высокотехнологичных продуктов, для которых формируется соответствующая инновационная инфраструктура в форме технопарков. Проектирование строительства технопарков формируется на основании наличия высококонцентрированных территорий с научными объектами или промышленными компаниями. Создание технопарков при научных объектах содействует научно-техническим разработкам, сотрудничеству с инвесторами в деле внедрения новых технологий и реализации инновационных продуктов на современном рынке.

Промышленные компании характеризуются избытком инфраструктуры и одновременно располагают собственной научной базой и кадровым потенциалом. Проектирование строительства технопарков осуществляется на территории, характеризуемой высоким уровнем интеллектуального потенциала, который представлен квалифицированными учеными, инженерами, специалистами, заинтересованными в создании новых интеллектуальных продуктов, и предпринимателями, финансистами, ориентированными на создание новых предприятий.

Развитие и проектная застройка территорий технопарков реализуется в соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», утвержденной распоряжением Правительства России № 328-р от 10.03.2006 [3] Координатором программы является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. На основании данной программы в национальном масштабе формируются технопарки в сфере высоких технологий, которые характеризуются развитой инженерной, транспортной, социальной и производственной инфраструктурой. На первом этапе развития программы (2006–2007 гг.) осуществляется проектирование строительства технопарков; на втором этапе (2008–2010 г.) развивается инфраструктура технопарков; на третьем этапе (2011–2014 гг.) создается экосистема технопарков.

В соответствии с официальными статистическими данными структура финансирования инфраструктуры технопарков (2011 г.): 7 млрд рублей федеральных средств; 8.5 млрд руб. региональных средств; 4 млрд. руб. средств частных инвесторов. В соответствии с официальными статистическими данными регионов Российской Федерации доход компаний-резидентов технопарков оценивается в 39 млрд рублей (2009 г.), 17 млрд руб. (2011 г.), средний доход региональных бюджетов всех уровней оценивается в 5,6 млрд руб.

12 первопроходцев

На основании опубликованных официальных материалов Министерства связи и массовых коммуникаций по технопаркам в сфере высоких технологий в России насчитывается 12 технопарков в 10 регионах. В рамках программы в эксплуатацию введены следующие технопарки:

1) Западно-Сибирский инновационный центр (Тюменская область) – нефтегазовые технологии разведки и разработки, IT-технологии;

2) Кузбасский технопарк (Кемеровская область) – технология энергоэффективности, IT-технологии, экология: разработка и внедрение технологий добычи, доставки и переработки угольных, рудных и нерудных полезных ископаемых; развитие машиностроения и создание оборудования нового технического уровня для горнорудной промышленности; разработка и внедрение технологий производства, использования и обработки новых функциональных и конструкционных материалов; разработка и внедрение высоких технологий в медицине, образовании, природопользовании;

3) Технопарк «Мордовия» (Республика Мордовия) – электронное приборостроение, оптоэлектроника и волоконная оптика, энергоэффективная светотехника, IT-технологии, нанотехнологии и разработка наноматериалов;

4) Технопарк Новосибирского Академгородка (Новосибирская область) – информационные и телекоммуникационные технологии, биотехнология и биомедицина, приборостроение, нанотехно- логии и новые наноматериалы;

5) технопарк в сфере высоких технологий

«ИТ-парк» (Татарстан) – разработка программного обеспечения;

6) технопарк в сфере высоких технологий «Технополис «Химград»» (Татарстан) – малотоннажная химия и переработка полимеров, энергоэффективные технологии, нанотехнологии, создание перспективных материалов и компонентов, медицинские технологии.

Технопарки, находящиеся в процессе проектного строительства (2011 г.):

1) «Обнинск» (Калужская область) – IT-технологии, биотехнологии и фармацевтика, нанотехнологии, ядерные технологии и радиомедицина, новые технологии и материалы;

2) «ИТ-парк Анкудиновка» (Нижегородская область) – ин фор мационные и коммуникационные технологии, биомедицина, приборостроение, машиностроение, электронная техника, химические технологии и разработка новых материалов;

3) «Технопарк высоких технологий» (Пензенская область) – разработка и производство высокотехнологичных медицинских изделий, приборостроение;

4) «Жигулевская долина» (Самарская область) – IT-технологии, машиностроение, транспорт и космические разработки, химия и разработка новых материалов, энергоэффективные технологии.

Территориальная площадь проектной застройки подобных технопарков оценивается выше 100 га.

Структурно-организационное пространство инновационных технопарков России в сфере высоких технологий является крупномасштабным и перспективным проектом, реализация которого осуществляется на федеральном уровне.

В соответствии с теорией экономического роста деятельность технопарков Российской Федерации обеспечивает положительные эффекты, способствующие ускоренному темпу развития региона:

1) развивается российское высокотехнологичное производство;

2) стимулируется развитие отраслей экономики высокотехнологичной продукции и услуг посредством использования современных технологий;

3) повышается инвестиционная привлекательность высокотехнологичных отраслей экономики, обеспечивая увеличение объемов внешних инвестиций;

4) увеличивается региональный объем экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых компаниями в сфере высоких технологий.

Следовательно, подтверждается тезис о влиянии технопарков на экономическое развитие регионов посредством формирования дополнительных положительных эффектов и экстерналий в национальном масштабе.

В рамках региональной теории экономическая активность и инновации характеризуются тенденцией к концентрации в пространстве, которая способствует созданию условий для устойчивого экономического роста в регионах [4]. Формирование технопарков является высокотехнологичным импульсом в автономном развитии региона, аккумулирующим современные технологии регионального управления с целью достижения наилучшей структуры валового регионального продукта [1].

Вывод

В условиях экономического роста и интеграции межрегиональных связей инвестирование в объекты проектного строительства в форме технопарка является перспективным для любой экономики.

Научно обоснованное управление пространственным развитием регионов на национальном уровне потенциально способствует перспективному устойчивому развитию отдельных региональных экономик посредством диверсификации отраслей и создания новых инновационных продуктов.


Источники:

1. Есипова О.В., Морозова С.А. Оптимизационная модель интеграции материальных и финансовых потоков инвестиционных проектов. // Экономические науки, 2010. №8(69).
2. Карпенко О.А. Институциональное регулирование процессов формирования и использования интеллектуального капитала в экономике инновационного типа. // Вопросы экономики и права, 2011, №1.
3. Курбатова М.В. Институты развития и квазиинституты развития в российской экономике. // Terra Economicus. Т.10. №3. – Южный федеральный университет, 2012.
4. Либман А.М., Зевин Л.З. Интегрирующееся региональное пространство: дополнительные возможности экономического роста. // Евразийская экономическая интеграция, 2009. №2(3).
5. Brown Stephen P.A., Hayes Kathy J., Taylor Lori L. State and Local Policy, Factor Markets, and Regional Growth. // The Review of Regional Studies. Publisher: Oklahoma State University. 2003. Vol. 33, № 1.
6. Deller Steven C. Spatial Variations in the Role of Microenterprises in Economic Growth // The Review of Regional Studies. Publisher: Oklahoma State University. 2010. Vol. 40, № 1.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:53:32