Консалтинговое сопровождение «инновационного лифта»

Гурунян Т.В., Завадовский В.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (84), Декабрь 2013

Цитировать:
Гурунян Т.В., Завадовский В.В. Консалтинговое сопровождение «инновационного лифта» // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 12. – С. 32-40.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034636
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В институциональной системе «новой» экономики центральное место принадлежит инновационной активности малого и среднего предпринимательства (далее – МСП). Но для бесперебойного движения по этажам «инновационного лифта» МСП необходимы ресурсы, в т.ч. консалтинговое сопровождение. На основе проведенных исследований выявляются необходимые МСП виды консалтинговых услуг. Предлагаются мероприятия по совершенствованию консалтингового сопровождения.

Ключевые слова: инвестиции, консалтинг, малое и среднее предпринимательство, коучинг, господдержка, инновационный лифт, институты-механизмы, информационная бизнес-экосистема



Среди мер по стимулированию инновационного развития, принятых в ведущих странах и странах, близких России по институциональной структуре, одно из центральных мест занимает поддержка инновационной деятельности малых и средних предприятий. Обеспечивается бесперебойное движение МСП по этажам «инновационного лифта» путем финансового, информационного, консалтингового и инфраструктурного сопровождения. В нашей стране вследствие сырьевой направленности экономики инновационное развитие затруднено. Поэтому необходимо совершенствование системы институциональной поддержки инновационной деятельности МСП. В данной системе значительное место принадлежит консалтинговому сопровождению.

Понятие «инновационного лифта»

В научных публикациях в инновационной сфере сегодня внедряется термин «инновационный лифт». «Инновационный лифт» – это совокупность элементов и институтов-механизмов инновационной системы, связанных с финансированием, информированием и консультированием, инфраструктурным сопровождением в рамках инновационного процесса. Движение по этажам инновационного лифта означает переход малых инновационных предприятий от стадии «посев» к стадии «старт», далее от стадии «старт» к стадии «ранний рост», затем к стадии «расширение». В исследованиях, посвященных «инновационному лифту», рассматриваются в основном проблемы финансирования [1, 2, 3]. Анализируются направления расширения венчурного и бизнес-ангельского инвестирования, развития инвестиционных фондов, инвестиционных товариществ, повышения доступности банковского кредитования. Для прохождения малых инновационных компаний по этажам «инновационного лифта» и вовлечения средне- и низкотехнологичных компаний в инновационный процесс так же необходимо информационное и консалтинговое сопровождение. Не случайно в Европейском союзе создана информационная бизнес-экосистема (далее – ИБС), на основе которой происходит информационное обеспечение европейских малых и средних предприятий. Основная цель создания ИБС – расширение возможностей МСП конкурировать с более крупными предприятиями, и повышение конкурентоспособности всего региона [4]. Важное место в ИБС занимает консалтинговое сопровождение инновационной деятельности. Консалтинговые услуги для инновационной деятельности МСП необходимы на всех этапах инновационного процесса для решения большого круга задач.

Промежуточные результаты НИР

Представим промежуточные результаты НИР, проводимой в СИУ– филиале РАНХ и ГС при Президенте РФ в 2013 г. В рамках НИР «Разработка модели «инвестиционно-инновационного лифта» для малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» проведено глубинное фокусированное интервью с 42 представителями МСП Новосибирска и Новосибирской области. Респондентам было предложено проранжировать по пятибалльной системе виды ресурсов с точки зрения значимости для инновационной деятельности. Наиболее значимыми ресурсами для инновационной деятельности по итогам интервьюирования названы информационные ресурсы, получившие оценку «отлично» от 78% представителей МСП. Половина респондентов в качестве значимых ресурсов для инновационной деятельности выбрали консалтинговые услуги, присвоив им оценку «отлично», оценку «хорошо» поставили 32%. Выявлено, что предпринимателям необходимы консалтинговые услуги по нескольким направлениям (см. рис. на с.???).

2014-09-16 12-57-40 Скриншот экрана

Эксперты подчеркивают существование институциональных ограничений для развития консалтингового сопровождения предпринимательской деятельности:

1. В случае применения теневых практик, конфликтов в компании вариант привлечения консультантов даже не рассматривается.

2. Низкий, по сравнению с практикой ведущих стран, уровень отраслевой и межотраслевой кооперации. Не развиты информационные площадки, где предприниматели могут обмениваться знаниями. В ведущих странах существует большое количество ассоциаций, постоянно проводятся конференции. Т.е фактически существует взаимодействие внутри отрасли и между отраслями. Консультанты могут адресно обращаться к предпринимателям [5].

3. Необходима государственная поддержка конкурентоспособных частных консалтинговых структур. Государство может отдавать на аутсорсинг некоторые свои функции по консультационному содействию предпринимательству.

Самое актуальное направление консультационного сопровождения – консалтинг по привлечению инвестиций. Очевидно, что институты государственной поддержки не могут комплексно предоставить консалтинговое сопровождение по привлечению инвестиций для инновационных проектов МСП. Предпринимателям необходим широкий спектр консалтинговых услуг. Не случайно консалтинг, менторство и инвестиции – три ценностных предложения бизнес-акселераторов. Проведение курсов, мастер-классов, встреч с экспертами, консультаций помогает малым инновационным компаниям избежать типичных ошибок, сформировать лучшее понимание рынка, выработать стратегию [6]. Но не менее важно расширение консалтинговых услуг для представителей традиционных отраслей. Для них особую значимость имеет технологический консалтинг, маркетинговый консалтинг, информационно-юридические услуги.

Консультирование и «инновационный лифт»

Таким образом, для максимально эффективного использования «инновационного лифта» для МСП желательно консультирование внешнего специалиста. В общем виде консультирование – привлечение внешнего специалиста для решения внутренних проблем. Применительно к нашему исследованию, консультирование – это проведение аналитической и исследовательской работы по адаптации и использованию «инновационного лифта». На наш взгляд, консультант – это одновременно коуч, советник, тьютор, модератор. На наш взгляд в России наиболее применима концепция коучинга. Консультант должен выступать в роли личного советника предпринимателя, решая в комплексе все вопросы, включая и личные. В России больше востребован коучинг личностного роста. Консультирование основано на личных связях и неформальных отношениях. Формальные отношения не актуальны. Ситуация усложняется еще и тем, что представитель МСП – владелец и менеджер – часто один и тот же человек. В крупном, как правило – разные. Следовательно, коучинг приобретает еще и многофункциональные черты. Консультант должен научить предпринимателя как действовать одновременно в качестве владельца и менеджера.

Выделяются следующие виды консультирования:

– целевое – помощь в поиске целевых показателей развития бизнеса, но реализацией занимается кто-то другой;

– содержательное – консультант является экспертом в какой-либо области и дает ценные содержательные советы, как надо поступить в той или иной ситуации;

– процессное – клиент сам разрабатывает решение, а консультант следит только за процессом, не вдаваясь в содержание. Главное – создать нужную атмосферу.

Процессное консультирование – ядро внедрения «инновационного лифта»

Для внедрения технологии «инновационного лифта» ядром должно быть процессное консультирование. В ходе процессного консультирования ставится цель формирования бизнес-модели, развития бизнеса. А также проводится аудит внутренних ресурсов и внешних возможностей. При этом консультант выступает в роли эксперта, консультирует по содержанию процесса. Подсистема консалтинга соответствует «инновационному лифту»: консультант должен провести предпринимателя по всем стадиям инновационного процесса. От генерации идеи, через ее превращение в инновацию до коммерциализации (см. табл.1 на с.???).

Таблица 1

Соответствие видов процессного консультирования стадиям инновационного процесса

Виды процессного консультирования
Стадии инновационного процесса
Предпосевная
Посевная
Стартап («ранний рост»)
Стадия расширения
Эвристическое – поиск новаторских идей
+



Инновационное – превращение идеи в инновацию

+
+

Маркетинговое – создание рынков сбыта


+
+
Управленческое – разработка организационных мероприятий


+
+
Психологическое – при проведении изменений в организации
+
+
+
+

В результате вышесказанного можно прийти к важному выводу. Работа консультанта одновременно направлена и на предпринимателей, которые развивают свой бизнес и на государство, которое развивает экономику региона и страны в целом. Задача консультанта в отношении предпринимателей – улучшить параметры бизнеса для ускорения его развития на основе «инновационного лифта» (см. табл.1).

Таблица 2

Задачи консультанта по улучшению параметров бизнеса

параметры бизнеса
Характеристика
Задача консультанта
Мобильность
Возможность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой
Анализ существующих направлений деятельности, оценка их эффективности, поиск новых
Экономичность
За счет малых накладных расходов
Поиск резервов для дополнительной экономии
Единоличность
Собственник одновременно является менеджером
Разделение задач, которые решает предприниматель и как собственник и как предприниматель
Совмещенность
Различных функций в одном лице
Поиск пересечения различных видов деятельности в организации способов их совмещения
Одновременность
Выполнение нескольких операций одновременно, параллельно
Структурирование бизнес процессов

Это одна сторона медали. Работа консультанта одновременно направлена и на предпринимателей, и на повышения конкурентоспособности региона. Ведь развитие малых инновационных компаний, вовлечение предпринимателей традиционных отраслей в инновационный процесс – один из основных способов стимулирования инновационной динамики на уровне региона и даже государства. Квалифицированная помощь консультанта поможет усилить роль МСП в развитии экономики России (см. табл. 3 на с.???).

Таблица 3

Задачи консультанта для развития экономики

зАДАЧИ БИЗНЕСА в экономике
Характеристика
экономики
Задачи консультанта
Сглаживающая
Снижение амплитуды и продолжительности колебаний спроса и предложения
Быстрое переключения от невыгодных видов деятельности на более выгодные
Конкурентная
Создание поля здоровой конкуренции
Увеличение количества успешно работающих предприятий
Фрагментирующая
Дробление рынка на мелкие сегменты и ниши
Разработка новых товаров, предложение мелких партий товаров и услуг, вплоть до единичных экземпляров
Диверсифицирующая
Предложение широчайшего и разнообразнейшего спектра товаров и услуг
Формирование ассортиментной политики, интеграция нового товара в существующий ассортимент
Мотивационная
Быстрое принятия решений о найме и увольнении персонала
Создание соответствующих процедур
Избирательная
Четкое формулирование спецификации на ресурсы
Четкий подбор наиболее востребованных ресурсов вплоть до самых мельчайших
В результате действий консультанта:

– удовлетворяются мельчайшие потребности жителей региона;

– оптимально используется ресурсная база;

– развивается инновационная экономика.

Для оптимизации использования «инновационного лифта» необходимо строить процесс консультирования на принципе дуализма: повышать эффективность МСП, содействовать развитию региональной инновационной системы. Консультант – посредник между МСП, экономикой и государством. Его цель – создание эффективного партнерства. Необходимо проводить мониторинговые исследования для определения консалтинговых потребностей в научно-технической и инновационной сферах для разработки направлении государственной консультационной поддержки. В то же время государственная поддержка должна быть предоставлена конкурентоспособным консалтинговым компаниям. И прежде всего компаниям, оказывающим консультационные услуги по разработке и реализации инновационных проектов и программ, а также коммерциализации научно-технических разработок и технологий; патентованию изобретений и промышленных образцов. Кроме того, необходимо ввести субсидирование на затраты предпринимателей по привлечению консалтинговых услуг.

Вывод

Таким образом, можно рекомендовать развитие института консалтинга для совершенствования «инновационного лифта» при сочетании государственных и частных консалтинговых структур. Конкурентоспособным консалтинговым компаниям должна оказываться поддержка. Кроме того, необходимо ввести субсидирование затрат предпринимателей по привлечению консалтинговых услуг. Указанные меры в конечном итоге послужат развитию инновационной системы и повышению конкурентоспособности региона. Конкретизация направлений консалтингового сопровождения «инновационного лифта» должна стать предметом дальнейших исследований.


Источники:

1.Титов В.О. Подходы к реализации механизма проектного финансирования / В.О. Титов // Экономика и упр. – 2013. – № 2. – С. 70–74.
2.Еремкин В.А. Оценка венчурного финансирования ранних стадий инновационной деятельности в России // Вопр. статистики. – 2013. – № 4. – С. 54–61.
3.Гурунян Т.В. «Инвестиционно-инновационный лифт» для малого и среднего предпринимательства: вопросы финансирования стратапов // Вестник Томского государственного Университета. Экономика – 2013. – № 3.– С.120–124.
4. Каранглу А.В. Сетевой подход к исследованию инновационной экономики // Институциональная трансформация экономики: условия инновационного развития: сборник статей по материалам / Институциональная трансформация экономики: условия инновационного развития: сборник статей по материалам III Международной научной конференции (Новосибирск, 24–26 октября 2013 г.) / отв. ред. Г.П. Литвинцева. – Новосибирск: НГТУ, 2013.– С.31–36.
5. Шайхлисламов В.А. Анализ продвижения бизнес-консалтинговых услуг на российском рынке // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 1. – С. 42–48.
6. Всероссийский информационно-аналитический портал «Венчурная Россия». Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2012 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. allveture.ru.
7. Гурунян Т.В. , Брызгалова И.В. Новые институты поддержки в системе инвестиционно-инновационного лифта для малого и среднего предпринимательства // Институциональная трансформация экономики: условия инновационного развития: сборник статей по материалам III Международной научной конференции (Новосибирск, 24–26 октября 2013 г.) / отв. ред. Г.П. Литвинцева. – Новосибирск: НГТУ, 2013. – С.222–225.

Страница обновлена: 25.01.2024 в 11:42:44