Современные проблемы национальной инновационной системы

Удальцова Н.Л., Пиримова Л.С., Трубкина Я.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (78), Июнь 2013

Цитировать:
Удальцова Н.Л., Пиримова Л.С., Трубкина Я.Е. Современные проблемы национальной инновационной системы // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 6. – С. 40-44.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19134936
Цитирований: 18 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года определила ключевую задачу на предстоящий период, которая характеризуется переходом от экспорта природных ресурсов к инновационной модели экономического роста. Авторы отмечают, что повышение инновационного уровня национальной экономики на сегодняшний день является важной и сложной задачей, успех которой зависит от создания условий для развития интеллектуальных ресурсов, научно-технологического потенциала страны и уровня конкурентоспособности в таких отраслях, как энергетика, транспортная инфраструктура, обрабатывающая промышленность.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, ресурсы, инфраструктура, человеческий потенциал, инвестиционная привлекательность, технологии



Основными причинами, обуславливающими необходимость развития инновационной деятельности в Российской Федерации, прежде всего, являются сырьевая зависимость национальной экономики, высокий процент изношенности основных фондов на промышленных предприятиях и низкая производительность труда.

Затягивающая «стабильность»

Анализируя экономический рост различных стран мира, можно выявить следующую закономерность: чем богаче сырьевая база, тем менее развита национальная инновационная система и наоборот. Подтверждая данную закономерность, стоит отметить, что на протяжении последних нескольких лет в инновационной деятельности России не происходит каких-либо изменений (ни взлетов, ни падений).

На сегодняшний день развитие инновационной деятельности в промышленной сфере РФ по-прежнему характеризуется ограниченностью. Количество инновационных предприятий не превышает 10–11% с 2000 года. Это значительно меньше, чем в развитых странах, таких как Германия – 70%, Канада – 65%, Бельгия – 60%, Ирландия, Дания и Финляндия – 55–57%. А доля России на рынке высокотехнологичной продукции крайне мала и составляет 0,25%.

Мировой рынок продукции, созданной с применением нанотехнологий, является одним из наиболее динамично развивающихся. По оценкам экспертов, среднегодовые темпы роста в данной отрасли составят в ближайшие годы от 20% до 40%. На сегодняшний день присутствие России здесь незначительно, а удельный вес страны в международных нанотехнологических патентах составляет менее 0,2%.

Первостепенной по значимости проблемой, препятствующей эффективному развитию инновационных технологий в нашей стране, является заимствование иностранных технологий вместо развития собственных. В России тип «пассивных технологических заимствований» на настоящий момент времени составляет 34,3%, в то время как в экономически развитых странах Европы такой показатель находится на грани исчезновения и составляет порядка 5-8%. Данная проблема обусловлена, тем, что российским компаниям легче приобрести импортное инновационное оборудование, нежели разрабатывать его самим.

Надо работать на рынок

Крупный отечественный капитал, способный инвестировать в производство и коммерциализацию новых знаний, готов закупать лишь только готовую инновационную продукцию, а не вкладываться в инновационные разработки. Российские компании в основном инвестируют в отрасли по своей природе менее инновационные и высокотехнологичные: добыча и первичная переработка сырья, торговля и банковский сектор.

Существенному отставанию России способствует односторонний канал финансирования НИОКР: государство постоянно наращивает объем средств, в то время как в передовых странах инновационную деятельность финансирует преимущественно бизнес-сектор. Такое явление в российской национальной инновационной системе косвенно говорит о незаинтересованности российских предприятий в проведении научно-технологических исследований и разработок, обусловленной чаще всего недостатком собственных средств.

Подавляющее большинство инновационных компаний испытывают трудности с привлечением инвестиций, необходимых для реализации инновационных проектов. Банковский сектор готов финансировать проекты, но только под залог имущества. Привлечение венчурного инвестора также сопряжено с определенными трудностями.

Различные венчурные фонды готовы финансировать только те инновационные проекты, которые находятся на стадии внедрения инновационной продукции на рынок и имеют потенциально высокую прибыль.

Частные инвесторы, так называемые «бизнес-ангелы», финансируют инновационные проекты только с высоким уровнем доходности и чаще инвестируют в информационные технологии, которые не требуют больших капитальных вложений и имеют быстрый срок окупаемости. Иностранные инвесторы заинтересованы в российских инновационных проектах, но с условием полного отчуждения исключительных прав на объект интеллектуальной собственности от разработчика.

Инновационная инфраструктура в РФ сформирована практически в каждом университете. За последние 10 лет по всей стране при поддержке органов государственной власти созданы сотни объектов, включая технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера новшеств и др. Но в то же время эффективность использования созданных инновационных условий остается на низком уровне, что обусловлено низким спросом на инновационные разработки со стороны зарубежных и отечественных компаний [4].

В бизнес-инкубаторах на базе университетов и в инновационных центрах остро стоит проблема старения научных кадров и профессорского состава. Отмечается резкое снижение профессионального уровня преподавательского состава в вузах.

Серьезным барьером в развитии инновационного процесса является недостаточная интеграция между наукой, образованием и бизнес-сообществом.

Те проекты, которые разрабатываются в бизнес-инкубаторах, зачастую не находят инвестора и не могут перейти в фазу коммерциализации и внедрения на рынок.

В целом российская инновационная система претерпела значительные изменения, превратилась в институт развития, перспективность и значение которого уже мало кто оспаривает. За последние 10 лет увеличилось число федеральных и региональных министерств и ведомств, государственных корпораций, задействованных в формировании и реализации инновационной политики. Вместе с тем российская инновационная система имеет ряд слабых сторон, основными из которых являются:

• несбалансированность и нескоординированность между государственным сектором и предпринимательством в разработке приоритетов и мер финансовой поддержки инновационных решений;

• низкий уровень эффективности мероприятий, направленных на развитие инновационной деятельности в предпринимательском секторе и решение проблем технологического отставания промышленных предприятий;

• низкий уровень поддержки малого бизнеса на всех этапах жизненного цикла инновационного процесса, а также отсутствие в стране крупных инновационных компаний и как следствие отсутствие системы продвижения реального практического опыта инновационного предпринимательства;

• недостаток профессиональных кадров, способных эффективно осуществлять управление на всех этапах жизненного цикла инновационного проекта;

• избыточная забюрократизированность (сложность сертификации новой продукции, намеренная задержка исполнения госактов и т.д.);

• сложности в экспортно-таможенном регулировании. На импортируемые компоненты, необходимые для дальнейших инновационных решений, накладываются высокие таможенные тарифы;

• сложность привлечения финансирования на этапе внедрения инновационных продуктов и технологий, в связи с высокой стоимостью коммерциализации новшества и длительностью срока окупаемости;

• несовершенство законодательного регулирования ведения инновационной деятельности на предприятии. Следует сказать, что до сих пор не принят закон «Об инновационной деятельности» как основополагающий документ, раскрывающий содержание инновационного процесса;

• отсутствие у российских предприятий современной технологической базы, необходимой для внедрения инновационных решений по причине нехватки оборудования или высокого уровня износа основных фондов. Кроме того, многие предприятия характеризуются высокой ресурсоемкостью и энергоемкостью производства. В силу отсутствия необходимой технологической платформы для нововвведений экономика страны становится невосприимчивой к инновационной деятельности;

• проблемы коммерциализации.

Многие начатые исследования так и остаются незавершенными. Мало инновационных идей доходят до производства и распространения. Опять-таки проблема является следствием существующих проблем охраны объектов интеллектуальной собственности и привлечения инвестора.

Выводы

Проанализировав нынешнюю ситуацию на инновационном рынке РФ, можно сделать вывод, что Россия продолжает зависеть от экспорта сырья. Именно сырье привязывает социальное обеспечение страны к внешнеэкономической конъюнктуре вместо установления внутреннего источника роста. В этих условиях даже значительные финансовые средства, потраченные из государственных резервных фондов, на компенсацию крупным российским предприятиям издержек и затрат, причиненных мировым финансовым кризисом, оказываются недостаточными для активизации экономики страны. Глобальные тенденции в области развития технологий вызывают дальнейшее социально-экономическое развитие, продолжающееся в рамках традиционной для России углеводородной парадигмы.

Для перехода России на инновационный путь развития необходимо разработать организационно-экономический механизм государственного регулирования, который будет обеспечивать в первую очередь:

• стабильную востребованность отечественного инновационного продукта на внутреннем и внешнем рынках;

• опережающее развитие фундаментальной науки и прикладных исследований;

• необходимые условия и заинтересованность российских предприятий в инвестировании в стартапы для более тесной интеграции науки и бизнеса.

В целом национальная инновационная система не возникает сама собой нигде в мире – это всегда результат целенаправленной государственной политики!


Источники:

1. Гохберг Л.М. Российский инновационный индекс. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011.
2. Исследование компании PricewaterhouseCoopers в России и Центром
технологий и инноваций PwC, в сотрудничестве с Российской венчурной компанией и Российской корпорацией нанотехнологий «Инновационная активность крупного бизнеса в России PwC. Механизмы, барьеры, перспективы». – 2010 г.
3. Инновационная активность крупного бизнеса [Электронный ресурс] URL: http://www.raexpert.ru/researches/expert-inno/part1/ Инновационная активность крупного бизнеса.
4. Крафтова И., Крафт Й., Зайцев А.В. Философия развития инновационных изменений в национальной экономической системе // Креативная экономика. – 2013. – № 4 (76).

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:13:11