Управление машиностроительным предприятием на основе показателей наукоемкости продукции

Романов Ю.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (22), Октябрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Романов Ю.Р. Управление машиностроительным предприятием на основе показателей наукоемкости продукции // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 10. – С. 20-26.

Аннотация:
В период становления рыночных отношений, характеризующийся существенным ослаблением регулирующей роли государства в экономке России, объективно сложились условия, препятствующие устойчивому развитию экономики, и, особенно, машиностроительной отрасли. Не идет модернизация структуры экономики, усиливается ее сырьевая направленность, а значит зависимость от конъюнктурных факторов. Для стабилизации и устойчивого развития экономики необходим рост промышленного производства.

Ключевые слова: машиностроение, машиностроительные предприятия, рыночные отношения, показатели наукоемкости



В период становления рыночных отношений, характеризующийся существенным ослаблением регулирующей роли государства в экономке России, объективно сложились условия, препятствующие устойчивому развитию экономики, и, особенно, машиностроительной отрасли. Не идет модернизация структуры экономики, усиливается ее сырьевая направленность, а значит зависимость от конъюнктурных факторов. Для стабилизации и устойчивого развития экономики необходим рост промышленного производства.

Анализ современных тенденций развития мировой экономики показывает, что основой производства конкурентоспособной машиностроительной продукции в рыночных условиях являются макротехнологии или высокие технологии, позволяющие выпускать наукоемкую продукцию. На мировом рынке продукция, произведенная с помощью высоких технологий, оставила далеко позади сырьевые и энергетические ресурсы: ее годовой объем сегодня достиг 2 трлн. 300 млрд. долл. За счет научно-технического прогресса сегодня обеспечивается до 90% экономического роста в развитых странах. В этой связи возникает необходимость разработки новых подходов к решению проблем развития наукоемких машиностроительных производств в России, пересмотра роли государства в регулировании машиностроения. Попытаемся ответить на вопрос: «Почему необходима адаптация структуры управления машиностроительным предприятием в современных условиях хозяйствования, учитывающая наукоемкость продукции?».

Степень новизны, нетрадиционности, технической и технологической сложности машиностроительной продукции (то есть всех тех показателей, совокупность которых и определяет её наукоемкость) может достаточно широко варьироваться для различных образцов машиностроительной техники. Очевидно, что в зависимости от степени наукоемкости машиностроительной продукции изменяются объем капитальных вложений на ее разработку и создание, структура кооперации исполнителей, источники финансирования и формы государственной поддержки.

Анализ отечественного и зарубежного опыта создания образцов наукоемкой машиностроительной продукции показал, что к её разработке могут привлекаться:

а) учреждения и ведомства, обеспечивающие разработку и создание наукоемкой продукции на основе межгосударственных соглашений (например, разработка и создание международной космической станции на основе межгосударственной кооперации);

б) государственные учреждения и ведомства, ориентированные на разработку и создание наукоемкой продукции в рамках госбюджетного финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, производства и экспериментальной отработки образцов машиностроительной продукции (например, разработка и создание ракет-носителей семейства “Протон” на базе государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева);

в) государственно-акционерные корпорации, обеспечивающие создание наукоемкой машиностроительной продукции в результате смешанного финансирования (с привлечением частично акционерного капитала и частично госбюджетного финансирования);

г) предприятия, учреждения и акционерные корпорации, обеспечивающие создание наукоемкой машиностроительной продукции в результате самостоятельной финансовой и хозяйственной деятельности;

д) малые наукоемкие предприятия.

Использование той или иной организационно-правовой формы наукоемкого предприятия и связанной с ней структуры управления процессом разработки и создания конкретных образцов наукоемкой продукции в конечном итоге обусловлено сложностью и новизной научно-технических проблем, требующих решения, то есть степенью наукоемкости продукции. Поэтому важное практическое значение приобретает решение задачи, заключающейся в том, чтобы установить связь между степенью наукоемкости продукции и оптимальной формой организационной структуры предприятия.

Первым шагом на пути решения этой задачи является разработка показателей, позволяющих количественно оценить степень наукоемкости продукции. Использование таких показателей позволит проводить обоснованный выбор той или иной организационной структуры предприятия, обеспечивающего разработку и создание наукоемкой продукции.

В соответствии с вышесказанным для количественной оценки наукоемкости продукции можно использовать любые показатели, изменяющие свои значения по мере возрастания сложности и новизны научно-технических проблем, требующих решения в процессе создания подобной продукции. Главное, чтобы эти показатели формировались на основе некоторой совокупности данных, допускающих их измерение, и адекватно отражали интегральное влияние научной, технической и технологической новизны, а также проблем, возникающих в процессе производства. Ниже рассматриваются некоторые подходы к формированию и оценкам таких показателей.

1. Оценка степени наукоемкости машиностроительной продукции на основе доли затрат на НИОКР в общих затратах на создание машиностроительной продукции. Чем выше доля использования научно-технических достижений, малоизученных физических явлений, новых технических и технологических решений в конечном продукте, тем выше неопределенность в оценках его технико-экономических показателей, и тем больше потребный объем научно-исследовательских работ, направленных на оптимизацию проектных решений. Следовательно, доля затрат на НИОКР в общей структуре затрат на создание машиностроительной продукции может рассматриваться в качестве косвенного количественного показателя степени наукоемкости.

В математической постановке задача оценки наукоемкости в этом случае сводится к восстановлению функциональной связи:

С*НИОКР = F (S),

где С*НИОКР - относительная доля затрат на НИОКР;

S - количественно выраженная степень наукоемкости машиностроительной продукции.

Заметим, что проблема выбора функции F(S) является достаточно сложной. Хотя в теории оптимального планирования эксперимента существуют методы оптимизации зависимости С*НИОКР =F(S) в самом широком классе функций F(S), включая методы факторного анализа, позволяющие синтезировать непараметрическую оптимальную функцию F(S), однако их практическая реализация сталкивается со значительными вычислительными трудностями. С другой стороны очевидно, что увеличение наукоемкости продукции сопровождается пропорциональным возрастанием относительной доли затрат на НИОКР. Исходя из этого можно остановиться на линейном представлении функциональной связи С*НИОКР = АS.

Основой для оценки коэффициента пропорциональности А являются результаты патентного поиска и анализа ограниченного числа прототипов перспективной машиностроительной продукции, упорядоченные в порядке возрастания значений С*НИОКР. При этом полагается, что образец продукции, которому соответствует наименьшее значение С*НИОКР = С*min имеет степень наукоемкости S = 0 , напротив, образец продукции, которому соответствует наибольшее значение С*НИОКР = С*max имеет степень наукоемкости S = 1 . Тогда, если С*НИОКР ‑ ожидаемая доля затрат на разработку и создание перспективного образца машиностроительной продукции, соответствующая ей оценка степени наукоемкости может быть получена на основе простого соотношения:

S= (С*НИОКР ‑ С*min)/(C*max ‑ С*min).

2. Оценка наукоемкости на основе показателя нетрадиционности машиностроительной продукции. Формализация данного показателя нетрадиционности опирается на количественно выраженное различие нового продукта и его прототипов. Очевидно, это различие будет определяться целым комплексом показателей, в соответствии со множеством рассматриваемых характеристик продукта. Таким образом, степень наукоемкости продукции можно интерпретировать как степень нетрадиционности с учетом различия технологических, организационных, информационных и других свойств нового продукта и прототипов.

Для количественной оценки степени наукоемкости машиностроительной продукции на основе показателя нетрадиционности можно использовать известный в математической статистике метод кластерного анализа. Наукоемкость S0 эталонной продукции Q0 принимается в качестве базы отсчета. Тогда для того, чтобы оценить наукоемкость новой продукции P, необходимо количественно выразить степень близости новой и эталонной продукции rp .

Можно предложить различные скалярные количественные оценки степени близости показателей нового и эталонного продукта: евклидово расстояние; квадратичное евклидово расстояние; расстояние, формируемое как сумма абсолютных невязок; расстояние Чебышева; взвешенное расстояние; расстояние, как процентная мера числа несовпадений; оценка близости исследуемой продукции на основе коэффициента линейной регрессии Пирсона. Так, например, евклидово расстояние, определяемое как расстояние между двумя точками в пространстве исследуемых показателей нетрадиционности, определяется следующим образом:

m

rp = (å [(pt- qto )/ qto]2)1/2 ,

t=1

где:

p1 , p2 ,.... pm - количественно выраженные показатели новой продукции P;

q10, q20,..... qm0. - количественно выраженные показатели эталонной продукции Q0.

3. Комплексная оценка наукоемкости машиностроительной продукции на основе совместного анализа затрат на НИОКР и показателя нетрадиционности машиностроительной продукции. Основу такого комплексного показателя наукоемкости продукции составляет зависимость С*НИОКР = F(S), устанавливающая связь между долей затрат на НИОКР и показателем нетрадиционности. Указанная зависимость рассчитывается методом регрессионного анализа на основе обработки пар значений (С*НИОКР , S), формируемых путем анализа прототипов машиностроительной продукции. При этом в качестве оценок наукоемкости S каждого из прототипов используются вышеприведенные оценки на основе показателя нетрадиционности. Рассчитав зависимость С*НИОКР = F(S) и оценив относительную долю затрат на НИОКР в создании перспективного образца наукоемкой продукции непосредственно получаем оценку степени наукоемкости.

Рассмотренная методика оценки наукоемкости позволяет решить ряд важных для разработки и создания машиностроительной продукции задач:

Во-первых, оценить степень наукоемкости продукции на основе её нетрадиционности и, как следствие, обосновать структуру управления производством, адекватную сложности процессов разработки и создания машиностроительной продукции путем выявления тех изменений в структуре управления предприятием, которые обусловлены изменением наукоемкости;

Во-вторых, оценить образцы машиностроительной продукции, наиболее близкие по совокупности своих показателей к исследуемому образцу и тем самым обоснованно определить источники унификации с целью сокращения сроков и затрат на разработку наукоемкой продукции.

Решение рассмотренных вопросов позволяет на стадии разработки наукоемкой продукции оценить ее конкурентоспособность и сделать вывод о дальнейших перспективных разработках, способных вступать в конкурентную борьбу на рынке высоких технологий.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:19:25