Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»5 / 2013

Динамический критерий оценки экономической безопасности инновационных проектно-ориентированных предприятий

Россошанская Ольга Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент, первый проректор, Луганская государственная академия культуры и искусств, Россия

Dynamic Criterion of Economic Safety Assessment of Innovative Project-Oriented Enterprises - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 63

Аннотация:
Предложены определения терминов «инновационное проектно-ориентированное предприятие» и «экономическая безопасность» такого предприятия. Выдвинут критерий экономической безопасности в виде соотношения четырех показателей, одним из которых является удельный вес нематериального компонента рыночной стоимости. Разработан метод расчета коэффициента экономической безопасности предприятия и сегмента рынка, на котором работает это предприятие.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Россошанская О.В. Динамический критерий оценки экономической безопасности инновационных проектно-ориентированных предприятий // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 5. – С. 77-86.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Подавляющее большинство фондов прямых инвестиций (ФПИ) в настоящее время сформированы исключительно на основе частных капиталов и осуществляют высокодоходные инвестиции, не вкладывая средства в инфраструктурные проекты социальной направленности. Социально ориентированную инвестиционную деятельность возможно реализовать только в случае прямого государственного участия.

 Полезное смешивание

В экономике ряда развитых, а в последние десятилетия и развивающихся стран возникла особая форма взаимодействия государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В российской литературе принят термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП). ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности – от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления социально значимых общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий [1]. В отечественной экономике ГЧП чаще всего функционирует в режиме концессий или соглашений о разделе продукции. Интенсивное развитие различных форм ГЧП, их широкое распространение в разных отраслях экономики позволяют трактовать эту форму взаимодействия частного и государственного капитала как новую характерную черту современной смешанной экономики [2].

В контексте исследуемых вопросов автором предлагается реализовать государственно-частное партнерство как совместную собственность на основе смешанного акционерного капитала, организовав функционирование инвестиционной группы компаний, включающей в свой состав постоянно действующие региональный фонд прямых инвестиций (РФПИ), бухгалтерско-аудиторскую и юридическую компании. Региональный ФПИ может выступать в роли основного (якорного) институционального инвестора целого семейства компаний и проектов различной направленности и способствовать развитию инвестиционной бизнес-инфраструктуры региона на системном уровне. РФПИ должен стать прообразом новых независимых финансовых институтов, соответствующих новой парадигме экономической ситуации в России второго десятилетия XXI века [3].

В настоящее время, по нашему мнению, целесообразно создание общероссийской системы региональных фондов, призванных активизировать инвестиционные процессы на уровне субъектов Федерации.

Региональный фонд прямых инвестиций призван выполнять следующие задачи:

- выступать финансовым кластерообразующим «локомотивом» развития ключевых отраслей региона;

-обеспечивать доступ промышленных предприятий к прорывным технологиям в приоритетных инновационных и модернизационных секторах экономики;

- обеспечивать стратегическое развитие производственного потенциала промышленных предприятий региона с целью замещения импорта товаров народного потребления;

- способствовать развитию фондового рынка и консолидации акционерного капитала региональных производственных компаний;

- предоставлять широкому кругу частных инвесторов возможности получения дополнительных финансовых доходов от участия в современном региональном акционерном обществе, использующем нетрадиционные финансовые технологии инвестирования и финансирования.

Объектами инвестирования РФПИ могут стать предприятия широкого спектра отраслей, привлекательных для различных типов инвесторов.

Механизм социальной стратегии

Принципиальным отличием организационного и финансового механизма предлагаемого автором регионального фонда прямых инвестиций от всех существующих ФПИ является:

- смешанная форма собственности. Статус государственно-частного партнерства фактически может быть реализован путем приобретения доли уставного капитала Фонда в государственную собственность. При этом доля государства на уровне блокирующего пакета по всем канонам корпоративного управления позволит обеспечить реализацию приоритетов финансирования в стратегически важные и социально значимые для региона отрасли и предприятия;

- формирование и функционирование РФПИ на постоянной основе. Наличие постоянно действующего диверсифицированного механизма финансирования развивающихся высокодоходных производственных предприятий позволит добиться бездефицитности регионального и местных бюджетов за счет получения дивидендов от инвестиций и дополнительных налоговых поступлений;

- сохранение миноритарных пакетов привилегированных акций компаний-реципиентов в портфеле постоянно-действующего регионального фонда прямых инвестиций с целью получения дополнительного инвестиционного дохода для акционеров Фонда и диверсификации портфеля прямых инвестиций после удачного завершения программ долгосрочного финансирования компаний-реципиентов и выведения основных инвестиционных капиталов других со-инвесторов;

- активное использование региональных механизмов налогового кредитования и инвестирования по отношению к компаниям – реципиентам Фонда;

- обеспечение дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней как от предприятий – объектов инвестирования, так и от хозяйствующих субъектов, образующих инфраструктуру Фонда.

Для обеспечения максимальной прозрачности постоянно действующего РФПИ в качестве наиболее подходящей организационно-правовой формы представляется открытое акционерное общество (ОАО). Капитал РФПИ предлагается сформировать в сумме не менее 1 млрд рублей (30 млн долларов). По меркам современной отечественной экономики это ФПИ малых размеров. Для сравнения: объем суммарных активов самых крупных ФПИ, действующих на российском рынке, достигает 1 млрд долл.

Региональный фонд прямых инвестиций – юридическое лицо, имеющее расчетные счета в коммерческих банках, что обладают опытом взаимодействия с инфраструктурой фондового рынка и готовы осуществлять активные совместные операции с РФПИ.

Источниками формирования пассивов Регионального фонда прямых инвестиций на 25% являются государственные региональные бюджетные инвестиции, находящиеся под управлением государственных органов власти, 75% – частные вложения заинтересованных юридических и физических лиц.

Уставный капитал РФПИ предлагается сформировать, осуществив выпуск акций двух разновидностей: обыкновенные голосующие номинальной стоимостью 100 тыс. рублей за 1 шт. и привилегированные неголосующие акции с аналогичной номинальной стоимостью. По привилегированным акциям фонда считаем целесообразным предоставить гарантии по выплате дивидендов в размере 12–15% годовых от номинальной стоимости акции. Подобная доходность в настоящее время эквивалентна самым значительным уровням дохода для крупных вкладчиков наиболее эффективно действующих и агрессивно развивающихся банков, что также будет способствовать формированию уставного капитала РФПИ.

Возможны варианты вложений в привилегированные и обыкновенные акции в различных пропорциях в зависимости от степени участия акционеров в оперативном и стратегическом управлении отдельными проектами и Фондом в целом.

Блокирующий пакет акций РФПИ (25% + 1 акция) планируется предоставить в государственную собственность с целью гарантирования надежности Фонда регионально-отраслевой направленности.

Функциональный механизм: оргвопросы

Следует кратко остановиться на особенностях управления и основных статьях расходов предлагаемого Фонда:

- управление активами РФПИ осуществляется внешней управляющей компанией (УК) в режиме аутсорсинга. Ежегодное вознаграждение управляющей компании планируется установить в размере, не превышающем 1% от стоимости активов, находящихся в управлении УК;

- финансовое обслуживание инфраструктуры Фонда, в том числе оплата услуг депозитария, регистратора, юридической и бухгалтерской компании, по нашим оценкам, составит ежегодно сумму не более 1% стоимости активов.

Отбор и взаимодействие с портфельными компаниями – реципиентами Фонда должны осуществляться в рамках строго определенных процедур, сформулированных в инвестиционной декларации Фонда и в инвестиционных соглашениях между УК Фонда и компаниями-реципиентами. Организационно-финансовый механизм инвестирования разработан и частично опробован автором на практике. Фонду должны быть предоставлены широкие полномочия по прямому инвестированию консолидированных средств в уставные капиталы частных компаний и по привлечению кредитных ресурсов региональной банковской сферы.

РФПИ, осуществляющий прямые вложения в акционерный капитал группы отобранных компаний-реципиентов, ставит инвестирование в зависимость от решения нескольких принципиальных организационно-финансовых вопросов, также сформулированных автором на основе собственного практического опыта:

- акционерная форма собственности предприятий, претендующих на долгосрочное инвестиционное финансирование. Компании должны быть учреждены в организационно-правовой форме закрытого акционерного общества (ЗАО), предпочтительнее – в форме открытого акционерного общества (ОАО);

- принципиальное согласие потенциальной компании-реципиента на покупку Фондом блокирующего пакета голосующих обыкновенных акций компании и 25% привилегированных акций с гарантированной выплатой дивидендов по ним 2 раза в год;

- организация смешанного многоуровневого проектного финансирования компаний-реципиентов. Кроме вложений Фонда в акционерный капитал компании, предусмотрена возможность финансирования предприятий-реципиентов путем организации синдицированных инвестиционных кредитов со щадящими ставками кредитования. Предлагается использовать уровень ставки рефинансирования Банка России и уплату процентов дважды в год после 3-го и 9-го месяца, чтобы развести во времени данные выплаты с выплатой дивидендов по привилегированным акциям. Определенный интерес может представлять использование плавающих ставок кредитования в интервале от 6 до 9% годовых;

- ведение бухгалтерского, управленческого и налогового учета компаний-реципиентов в режиме аутсорсинга в специализированной бухгалтерской фирме Фонда с целью обеспечения дополнительного контроля за корректностью использования инвестиционных ресурсов и постоянного аналитического мониторинга финансовых показателей компаний-реципиентов;

- представители Управляющей Компании от имени Фонда должны входить в состав советов директоров всех компаний, получивших инвестиционные ресурсы РФПИ, и обеспечивать реализацию интересов частного капитала и региональных органов власти путем постоянного мониторинга правомерности оперирования средствами государственно-частного партнерства.

Инвестиционная декларация РФПИ должна содержать основные параметры инвестиций, ключевыми из которых являются:

- вложение государственных средств в портфельную компанию только при наличии группы соинвесторов в пропорции не менее 1:4 РФПИ/соинвесторы;

- суммарный объем инвестированных в проект средств возможен в интервале от 250 млн до 2,5 млрд. рублей;

- участие в уставном капитале компании-реципиента в долевом соотношении от 25 до 50% +1 голосующих акций;

- сроки локальных инвестиций в конкретные компании могут составлять от 4 до 7 лет;

- дополнительное хеджирование риска инвестиционных вложений государственных средств в привилегированные акции компании-реципиента с обязательной ежегодной выплатой дивидендов по ним после 6-ого и 12-ого месяца.

Исходя из проведенного авторами экспресс-анализа перспективных отраслей и производственных предприятий Ивановской области, претендующих на получение долгосрочного финансирования, в качестве приоритетных объектов для привлечения прямых инвестиций РФПИ могут быть рекомендованы проект строительства комбината по производству полиэфирных волокон и нитей из терефталевой кислоты и производственный комплекс предприятия – производителя современного медицинского оборудования «Нейрософт».

Выводы

1. В настоящее время, по нашему мнению, целесообразно создание общероссийской системы региональных фондов прямых инвестиций, призванных активизировать инвестиционные процессы на региональном уровне. Риски отраслевого финансирования применительно к конкретному региону при этом могут быть существенно снижены с помощью особого механизма государственного патронажа.

2. Стратегической целью создания РФПИ является комплексное стимулирование привлечения долгосрочных прямых инвестиций, кадров и технологий в производственный сектор экономики конкретного региона.

3. Предлагаемый автором организационно-финансовый механизм функционирования региональных фондов прямых инвестиций нацелен на повышение инвестиционной привлекательности отдельных регионов Российской Федерации, активизацию инвестиционных процессов и привлечение прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику. РФПИ должен стать ключевым кластерообразующим финансовым инструментом, обеспечивающим реконструкцию и модернизацию ключевых отраслей экономики регионов.

4. Государственным и региональным органам власти целесообразно совершенствовать бизнес-проекты и предпринимательские структуры различной направленности, а также оказывать поддержку малому и среднему бизнесу с помощью альтернативных финансовых организаций РФПИ, так как помимо прямого инвестиционного дохода бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды будут получать значительные суммы дополнительных налоговых отчислений от предприятий, получивших прямые инвестиции из средств РФПИ, а также компаний, входящих в его инфраструктуру.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Атоян В.Р. К вопросу теории инновационного общества [Электронный ресурс] / В.Р. Атоян, В.Ю. Лопухин // Креативная экономика. – 2010. – № 10 (46). – С. 49-56. – Режим доступа: www/ URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/3796/.
2. Россошанська, О.В. Безпека та безпечність як характеристики комфортного стану цілого [Текст] / О.В. Россошанська // Вісник Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля. – Луганськ: вид-во СНУ ім. В. Даля, 2011. – Вип. 3 (157). Ч 2. – С.62–66.
3. Karlsson H. The Invisible Balance Sheet. Key indicators for accounting, control and valuation of know – howcompanies [Electronic book]. – Mode of access: www/URL: http://www.sveiby.com/InvisibleBalanceSheet/DenOsynligaEng.pdf. – Name of the screen.
4. Шишкин А. А. Как управлять стоимостью компании в расчете на будущее [Электронный ресурс] // Финансовый директор. – 2009. – № 10 (87). – Режим доступа: www/ URL: http://1-fin.ru/?id=424.
5. Rossoshanska O. Method and models of block-rank analysis of the value factors as indicators of economic security and efficiency of the management of the intangible component of the value of the science-based project-oriented enterprises [Text] / O. Rossoshanska, N. Lyashenko // TEKA Commission of Motorization Power Industry in Agriculture, 2012, Vol.12, №3, 122-127.
6. Ляшенко Н.Є. Оцінювання ефективності управління нематеріальним компонентом вартості підприємства [Текст]: автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.00.04 / Н. Є. Ляшенко [Європейський університет]. – Киiв: 2013.
7. Якупова Н.М. Стратегическое управление стоимостью предприятия [Текст]: дис. ... докт. экон. наук / Н.М. Якупова. – Казань, 2004.