Поддержка инновационных преимуществ производителей

Емельянов С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (22), Октябрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Емельянов С.В. Поддержка инновационных преимуществ производителей // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 10. – С. 11-19.

Аннотация:
В отличие от поддержки ресурсных преимуществ (т.е. защиты отечественных производителей от ценовой конкуренции с импортными товарами) и поддержки технологических преимуществ (стимулирование участия производителей в международной ценовой конкуренции), поддержка инновационных преимуществ отечественных производителей заключается в стимулировании их участия в неценовой международной конкуренции. В первую очередь, это относится к использованию финансовых и кредитных рычагов для стимулирования НИОКР во всех отраслях.

Ключевые слова: США, инновации, НИОКР, международная конкуренция



В отличие от поддержки ресурсных преимуществ (т.е. защиты отечественных производителей от ценовой конкуренции с импортными товарами) и поддержки технологических преимуществ (стимулирование участия производителей в международной ценовой конкуренции), поддержка инновационных преимуществ отечественных производителей заключается в стимулировании их участия в неценовой международной конкуренции. В первую очередь, это относится к использованию финансовых и кредитных рычагов для стимулирования НИОКР во всех отраслях.

Налоговое кредитование американских производителей компьютерного оборудования составляет в среднем 20% годовых расходов фирм на НИОКР, причем сроки кредитования периодически продляются Конгрессом США. Большинство фирм, ведущих бизнес в компьютерной промышленности, стремятся к получению налогового кредита на 5 лет и более. Проблема налогового кредитования НИОКР – одна из самых важных, поскольку обеспечивает господство американской промышленности информационных технологий на мировом рынке в настоящее время и в будущем.

Одно из направлений правительственной поддержки инновационных преимуществ – продвижение на международном уровне системы стандартов качества. Одним из направлений деятельности Минсельхоза США, в частности, является обеспечение введения в практику международной торговли соглашений по свободной торговле, сосредоточив внимание на внедрении научно обоснованных санитарных и фитосанитарных стандартов.

Еще одно проявление инновационной деятельности государства по отношению к производителям ‑ взятие на себя некоторых маркетинговых и инновационных функций, обычно выполняемых предприятиями. Так, государство обеспечивает информационную поддержку сельскохозяйственных производителей тем, что информирует покупателей о продуктах и их видах (но не о марках!). Подобная программа финансируется из средств, поступающих от специального налога. Ещё один путь стимулирования сбыта - стандартизация продукции. Во-первых это позволяет поддерживать надлежащее качество продукции, во-вторых, ускоряется и упрощает торговые операции.

В американском Министерстве торговли существует отдел текстильной продукции и одежды (U.S. Department of Commerce’s office of Textiles and Apparel - OTEXA), который предоставляет фирмам, осуществляющим внешнеторговые операции, необходимую поддержку (включая предоставление базы данных по экспорту – Export Advantage, содержащую информацию о мировом рынке, листинг зарубежных покупателей и американских экспортеров). ОТЕХА также оказывает помощь в ознакомлении американских производителей с зарубежным законодательством и помогает в преодолении ограничений на экспорт со стороны других стран.

В судостроительной отрасли существует Федеральная программа MARITECH повышения рыночной конкурентоспособности продукции. Это 5-летняя федеральная программа, в соответствии с которой выделяются средства на развитие судостроения, на интенсификацию применения передовых технологий для повышения конкурентоспособности и защиты производственной базы отрасли. Программа была разработана правительством совместно c производителями и содержит как краткосрочные, так и долгосрочные цели.

В краткосрочном плане она призвана содействовать предприятиям отрасли в продвижении продукции на мировой рынок (в плане дизайна, маркетинговой стратегии, технологии строительства кораблей). В долгосрочном плане, программа должна способствовать повышению технологического уровня предприятий за счет использования самых современных технологий судостроения с тем, чтобы повысить качество конечной продукции (кораблей) и способствовать увеличению доли американских производителей на мировом рынке судов коммерческого использования. Кроме того, должна быть создана производственная база, которая жизненно важна для обеспечения национальной безопасности в условиях кризиса. Программа реализуется на основе конкурса разнообразных проектов (от изысканий в области усовершенствования технологий до усовершенствований в области дизайна). Проекты, выигравшие конкурс, получают государственное финансирование.

Для претворения плана повышения международной конкурентоспособности судостроения в жизнь было издано постановление о переориентации судостроения и судостроительных верфей (the National Shipbuilding and Shipyard Conversion Act). Данное постановление расширило существующую Программу гарантий финансирования через гарантии по облигациям, выпущенным для финансирования строительства и реконструкции кораблей, идущих на экспорт. На основании данного постановления была сформулирована программа Национальной Судостроительной Инициативы (National Shipbuilding Initiative Program), предназначенная для поддержки производственной базы в целях национальной безопасности.

Для поддержки инновационных преимуществ в компьютерной отрасли - разработки суперкомпьютерных аппаратных средств, программного обеспечения и технологий, новых сетевых технологий и использования информационных технологий для улучшения биомедицинских исследований, образования, здравоохранения, производства, национальной безопасности, науки американское правительство приняло всеобъемлющие программы, такие как: Федеральное Вычисление, Информация и Связь (CIC).

Защита американских технологий от неконтролируемого распространения – также очевидный способ защиты инновационных преимуществ производителей.

В целях более жесткого контроля лицензионного оборудования и технологий и после ряда случаев утечки технологий, как это было, в частности, с Китаем, в феврале 1999 г., президентом США была предложена новая программа лицензирования, контроля и наблюдения за экспортом (the License and Enforcement Action Program of the Export Administration). Программа предусматривает ужесточение процедуры выдачи экспортных лицензий на оборудование и технологии двойного назначения, особенно для компаний малого и среднего бизнеса, получение более подробной информации непосредственно об импортере и о его гарантиях по предоставлению права инспекции Министерства торговли США производить контроль оборудования на месте после осуществления экспорта.

Законом в ряде случаев допускается экспорт некоторых изделий без получения лицензий, если в их состав входят части, подлежащие лицензированию, но составляющие не более 25% от общей стоимости товара. Подобное рассмотрение закона допускает нежелательный экспорт некоторых изделий и товаров, которые в ином случае не могут экспортироваться. Тот же раздел допускает возможность реэкспорта ряда товаров иностранным импортером, если контролируемая США технология составляет не более 25% от общей стоимости изделия.

Так, например, жестко контролируется экспорт компьютерной техники как высокотехнологичной продукции двойного назначения. Рынок суперкомпьютерных систем довольно узок. Конкуренцию на мировом рынке суперкомпьютеров американцам составляют сейчас лишь несколько японских и западноевропейских компаний. По абсолютным показателям экспорта этого вида продукции США не имеют себе равных. При этом в числе главных импортеров американской продукции – ведущие западноевропейские страны, Япония и Южная Корея (данные Главной контрольной службы Конгресса США). США согласовывают свою экспортную политику в отношении поставок суперкомпьютеров со странами, в которых еще производится эта техника – Японией, Германией и Великобританией. Например, с Японией с 1984 г. действует двустороннее соглашение, согласно которому осуществляется, так называемый, режим суперкомпьютеров.

Основные цели американского экспортного контроля компьютерного сектора оборудования ‑ защита национальной безопасности и интересов американской внешней политики. Бюро экспортной администрации американского отдела торговли ответственно за выполнение инструкций, связанных с экспортом компьютерного оборудования из Соединенных Штатов.

Чтобы сохранить темп быстрых технологических успехов американской компьютерной промышленности, администрация с 1993 года уже трижды пересматривала экспортные параметры компьютерного оборудования. Эти пересмотры принимали во внимание увеличивающуюся доступность компьютерных изделий. Они ослабили ненужные регулирующие обязанности правительства и промышленности и обеспечили эффективный контроль за распространением военных технологий.

В результате внесенных изменений во внутреннее законодательство США был поднят “потолок” технических характеристик компьютерной техники, ниже которого ее экспорт не контролировался. Компьютеры быстродействием ниже 2 тыс. MTOPS можно теперь поставлять в абсолютное большинство стран мира без лицензий. Одновременно все государства ‑ потенциальные импортеры были разделены на четыре категории.

В первую категорию (28 стран) были включены, в основном, страны Западной Европы, а также Канада, Австралия, Мексика, Новая Зеландия и Япония, для которых лицензия для экспорта суперкомпьютеров была не нужна.

Во вторую категорию (106 стран) вошли страны АСЕАН, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, для которых требовалась лицензия для экспорта компьютеров мощностью свыше 10 тыс. MTOPS. Условием передачи суперкомпьютеров в 20 тыс. MTOPS и выше являлись специальные гарантии правительства страны-получателя относительно конечного использования.

К третьей категории (50 стран) отнесены все государства бывшего СССР, включая Россию, Китай, а также Индия, Пакистан, Израиль и другие импортеры, вызывающие у США “озабоченность” в связи с возможным использованием ими компьютерных технологий при реализации военных программ. Поставки компьютеров мощностью до 2 тыс. MTOPS в эту группу стран можно осуществлять без лицензии. Для экспорта компьютеров быстродействием от 2 до 7 тыс. MTOPS требовалась индивидуальная лицензия в случае, если техника могла быть задействована в военных целях. Для использования экспортируемых компьютеров в гражданских программах лицензия не нужна. Экспорт техники мощностью свыше 10 тыс. MTOPS требовал предоставления правительственных гарантий страны-получателя относительно конечного использования.

Четвертую категорию (Ирак, Иран, Ливия, КНДР, Куба, Судан и Сирия) составили государства, куда экспорт высокотехнологичной продукции фактически был запрещен.

Общим результатом этой кампании стало ужесточение конгрессом действующего законодательства, регулирующего правила экспорта суперкомпьютеров в страны “категории III”. Новый порядок, установленный в Законе об оборонном бюджете США на 1998 финансовый год, предусматривал следующее: экспортеры обязаны были заранее уведомлять Министерство торговли США о своих намерениях поставить в эти страны компьютеры мощностью свыше 2 тыс. MTOPS. В свою очередь, министерство торговли должен был согласовать вопрос об экспорте с другими заинтересованными ведомствами.

По итогам 1998 г. минторг направил свой первый доклад конгрессу на эту тему. Согласно приведенной статистике, за отчетный период в страны “категории III” из США поставлены 390 суперкомпьютеров мощностью в 2 и более тыс. MTOPS (в 1997 г. было поставлено 279 ед.). Экспорт в эту группу стран, по оценкам минторга, увеличивался более высокими темпами, чем прогнозировалось. Из общего количества поставок наибольший их объем пришелся на Китай. При этом американцам удалось осуществить только 3 проверки конечного использования китайцами закупленной у них компьютерной техники. В целом, по утверждению минторга, им была проведена инспекция конечного использования 104 экспортированных из США суперкомпьютеров.

Продолжается дальнейшее ужесточение контроля за экспортом высокотехнологичных товаров, которое в конечном итоге затрагивает и Россию. Речь идет о введении минторгом дополнительных требований к экспортерам по выполнению ими действующего законодательства. Эти требования изложены в новой программе экспортного контроля, представленной на рассмотрение Конгресса в начале февраля 1999 г. (License and Enforcement Program-LEAP).

Контроль над экспортом высокотехнологичной продукции дополняется системой защиты интеллектуальной собственности США.

Юридической основой, закрепляющей защиту инновационных конкурентных преимуществ служит патентное законодательство. В США в настоящее время существует одно из лучших патентных законодательств в мире.

В США правовая защита авторского права закреплена в конституции (Статья 1, Раздел 8), а также в резолюции конгресса 1783 г. об охране прав авторов и издателей. Развитие технологий привело к расширению толкования принципа авторского права, включив в него архитектурный дизайн, программное обеспечение, графические работы и кино- и аудиопродукцию. Функции регистрации и право применения законодательства по авторскому праву возложены с 1870 г. на Библиотеку конгресса, а с 1897 г. на созданное при Библиотеке конгресса Федеральное Агентство по авторскому праву. В 1989 г. США присоединились к Бернской Конвенции по защите литературных и артистических работ.

В основу законодательства по промышленной собственности был положен Федеральный патентный закон 1790 г., в дальнейшем вошедший в конституцию. Международная система охраны промышленной собственности осуществляется как в рамках ВОИС, так и на основе двусторонних соглашений.

США исходят из того, что сильная защита интеллектуальной собственности является предпосылкой для перевода технологий в другие страны. Возрастающая пропорция торговли в областях, основанных на знаниях, делает эти положения еще более актуальными.

США стали первым государством, принявшим меры по защите своей интеллектуальной собственности на мировом рынке. В рамках Закона о торговле и конкуренции 1974 г. и внесенных в него Конгрессом в 1988 г. поправок (раздел 301) предусматривается выявление стран, нарушающих права американских граждан на защиту интеллектуальной собственности. Ежегодно Аппарат Торгового представителя США (US Trade Representative) представляет перечень стран, не обеспечивающих адекватной охраны авторских прав.

Перечень состоит из трех списков:

первого – “приоритетные зарубежные страны”, т.е. страны, в которых допускаются самые грубые нарушения в вопросах защиты интеллектуальной собственности,

второго – “страны, подлежащие приоритетному наблюдению”,

и третьего – “страны, подлежащие просто наблюдению”.

США могут принимать в отношении стран, занесенных в первый список, весьма жесткие санкции, например, увеличение импортных пошлин, сокращение импортных квот, приостановление либо аннулирование особых льгот, ранее предоставленных данной стране в соответствии с соглашением о торговле.

Важнейшим инструментом поддержания инновационной активности экспортеров является кооперация государства, бизнеса, университетов и военных лабораторий, поощряемая правительством.

Федеральная программа под названием Высокоэффективные Компьютеры и Коммуникации (HPCC) является важной для будущего американской суперкомпьютерной промышленности. Она координирует действия федерального агентства исследований и разработок с наукой и промышленностью для развития продвинутых приложений с целью поддержать общественный сектор, операции частного сектора и повысить американскую конкурентоспособность.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:56:06