Трансформация системы корпоративного управления российской компании при выходе на международный рынок

Костенкова Т.Ю.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (76), Апрель 2013

Цитировать:
Костенкова Т.Ю. Трансформация системы корпоративного управления российской компании при выходе на международный рынок // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 4. – С. 4-8.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19029208
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы трансформации системы корпоративного управления российской компании при выходе на международный рынок. Автором обосновывается необходимость формирования российской модели корпоративного управления с учетом международных стандартов, которая будет способствовать развитию Российского корпоративного сектора на международном рынке.

Ключевые слова: корпоративное управление, Российская модель корпоративного управления, трансформация системы корпоративного управления, международные стандарты корпоративного управления.



Наиболее характерной особенностью развития российской экономики в настоящее время, является активная интеграция в международное экономическое пространство. В соответствии со «Стратегией национальной безопасности до 2020 года» [1] Российская Федерация имеет необходимый потенциал, позволяющий в среднесрочной перспективе занять лидирующие позиции в мировой экономике, путем повышения глобальной конкурентоспособности корпоративного сектора, развития инноваций и эффективной интеграции Российских компаний на международные рынки.

Проблемы российских компаний

Интеграция российских компаний в международное бизнес сообщество оказывает позитивное влияние на развитие отечественной практики корпоративного управления. Выходя на международный рынок российские компании, сталкиваются со значительным конкурентным давлением со стороны зарубежных компаний, поэтому для поддержания своей конкурентоспособности перестраивают существующую систему управления компанией под требования международных стандартов.

В современных условиях выход российских компаний на зарубежные рынки требует значительных инвестиций, поэтому собственники компаний заинтересованы в привлечении капитала зарубежных инвесторов, которые в свою очередь особое внимание уделяют практике корпоративного управления.

Система корпоративного управления, основанная на международных стандартах, является определяющим фактором, позволяющим российской компании на международном рынке обеспечивать себе инвестиционную привлекательность, что позволяет использовать иностранный капитал для развития, тем самым повышая конкурентоспособность бизнеса на национальном и международных рынках.

Поэтому для компаний, выходящих на международный рынок, вопросы формирования оптимальной системы корпоративного управления, которая способна обеспечить международную конкурентоспособность и дальнейшее развитие на международном рынке является очень актуальным.

Исследование консалтинговой группой «KPMG International» практики корпоративного управления российских компаний выходящих на международный рынок свидетельствует, что российские компании обладают специфичной моделью корпоративного управления, отличающейся от общепринятых на международном рынке [4].

Фактически вся нормативно-правовая база корпоративного управления основана на немецкой модели. В то же время российские компании, выходя на зарубежные рынки, стремятся к привлечению инвестиций, используя инструменты фондового рынка, что требует внедрения принципов англо-американской модели. Особенностями российской модели корпоративного управления в настоящее время является ведущая роль мажоритарных акционеров при управлении компаниями, высокая концентрация собственности в руках отдельных собственников, в числе которых часто выступает государство [5].

Это порождает сложности в применении международных стандартов корпоративного управления российским компаниями, выходящими на международный рынок. Кроме того отсутствие необходимого опыта применения надлежащей практики корпоративного управления в России, не позволило до настоящего времени сформировать единую национальную модель корпоративного управления как с точки зрения набора самих элементов, лежащих в ее основе, так и с точки зрения практики их внедрения.

Вследствие чего корпоративное управление российских компаний, выходящих на международный рынок, по сравнению с международными стандартами обладает более низкой защитой прав инвесторов, формальностью применения основополагающих принципов, номинальностью независимости аудита и внутреннего контроля от менеджмента компаний, дублированию функций в работе коллегиальных органов, а также слабости совета директоров и.т.д.

С учетом того, что российские компании, выходя на международный рынок, не обладают прозрачной системой корпоративного управления, они вынуждены трансформировать ее под международные стандарты. Под воздействием регуляторов крупнейших фондовых бирж, а также высоких требований в данной области от иностранных инвесторов, происходит трансформация и расширяется использование передовых инструментов корпоративного управления, что со временем способствует повышению прозрачности Российского бизнеса.

Таким образом, выход российских компаний на международный рынок с одной стороны приводит к трансформации общей системы корпоративного управления на использование международных стандартов, с другой стороны способствует накоплению опыта необходимого для совершенствования отечественного корпоративного законодательства и институциональных условий развития корпоративного сектора с учетом международных стандартов.

Российским компаниям необходимо формировать такую модель корпоративного управления, которая будет использовать преимущества инструментов существующих моделей [3].

В связи с общемировой тенденцией к сближению различных моделей корпоративного управления, российским компаниям, выходящим на международный рынок целесообразно двигаться в направлении комбинированной модели, в максимальной степени учитывая интересы всех стейкхолдеров, повышая роль совета директоров и требования международных организаций в данной области. При этом базовые принципы российской модели корпоративного управления должны определяться, прежде всего, за счет развития фондового рынка [2].

Интеграция российских компаний в мировое экономическое пространство

Эффективное функционирование российских компаний на международном рынке возможно за счет обеспечения инвестиций фондового рынка, благоприятной глобальной инвестиционной средой, а также требовательной системой институциональных инвесторов.

Таким образом, трансформация системы корпоративного управления должно достигаться за счет институциональных условий, в основе которых находятся регулирующие инструменты макро и микроуровня, учитывающие международные стандарты корпоративного управления.

Цели корпоративного управления российской компании на международном рынке должны состоять в повышении капитализации, оптимизации прибыли и завоевания доли глобального рынка. При этом основными приоритетами являются: равенство прав акционеров, учет интересов стейкхолдеров, повышение социальной ответственности и информационной открытости бизнеса.

Автором предлагается: структура и механизмы руководства в максимальной степени должны учитывать сложившиеся международные стандарты и рекомендации, а также правила листинга крупнейших фондовых бирж мира в данной области, касающиеся следующих аспектов: диверсифицированная структура собственности, участие акционеров в принятии общекорпоративных решений и оценке совета директоров, наличие в совете директоров и в комитетах независимых членов, эффективная система вознаграждения высшего уровня управления, обязательное наличие независимого аудитора и комитета по рискам, разграничение позиций главного администратора и председателя совета директоров.

Автором делается вывод, что, постепенная интеграция российских компаний в мировое экономическое пространство будет способствовать устранению российской специфики корпоративного управления, что со временем приведет к стандартизации и единообразию применяемых российским компаниями принципов корпоративного управления с международными стандартами.

Вывод

Основным условием необходимым для трансформации системы корпоративного управления в российских компаниях при выходе на международные рынки, является повышение действенности государственного регулирования экономики. В данном контексте требуется предпринять дополнительные усилия для активного вовлечения всех заинтересованных сторон (особенно инвесторов и представителей бизнеса) в процесс обсуждения нормотворческих инициатив.

Это необходимо для того, чтобы российское корпоративное законодательство и международные стандарты корпоративного управления развивались с учетом уже сложившихся условий. Необходимо укрепление судебно-правовой системы, снижение административных барьеров. Корпоративное управление играет особую роль для национального экономического развития, которое обеспечивает увеличение потоков и снижение стоимости капитала, необходимого Российским компаниям при выходе на международный рынок для их инвестиционной и финансовой деятельности.


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. №4912, 2009.
2. Дементьева А.Г. Модели корпоративного управления в условиях глобализации. Монография. – М.: МГИМО-Университет. – 2011. – 184 с.
3. Кузнецова Л.В. Модели современного корпоративного управления // Российское предпринимательство. № 15, 2012
4. Практики корпоративного управления в России: определение границ национальной модели. Экспертно-аналитический доклад. [Электронный ресурс] http://www.kpmg.com (Дата обращения 03.03.2013)
5. Петрова Н.А. Методическое обеспечение оценки эффективности корпоративного управления // Отраслевая экономика. №4, 2012
6. Андрющенко П.Н. Корпоративное управление и стоимость компаний // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – № 4 (4). – c. 13-20. – http://www.creativeconomy.ru/articles/15406/
7. Кондратьев В.Б. Российское корпоративное управление после кризиса // Российское предпринимательство. – 2011. – № 1 Вып. 2 (176). – c. 70-75. – http://www.creativeconomy.ru/articles/11575/

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:57:52