Особенности информационного обеспечения разработки стратегий развития предприятий

Казаковцева Н.Ю.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (76), Апрель 2013

Цитировать:
Казаковцева Н.Ю. Особенности информационного обеспечения разработки стратегий развития предприятий // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 4. – С. 18-22.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19029210

Аннотация:
Отражено развитие информационных систем в разные периоды времени, а также показана роль информационных технологий в работе постоянно развивающихся современных коммерческих предприятий.

Ключевые слова: информационные технологии, планирование, стратегический менеджмент, стратегия, маркетинговая информационная система, развитие торговли



На современном этапе развития экономики роль информации постоянно возрастает. Изменения в системе управления предприятиям, привело к необходимости использования современных информационных технологий [2], таких как: системы визуализации, управления рисками, бюджетирования и планирования, сервисно-ориентированной архитектуры предприятия, интеллектуальных информационных технологий для прогнозирования продаж, для борьбы с мошенничеством в банковской сфере и торговле, беспроводных информационных сетей и мобильных технологий в работе предприятий. В связи с появлением множества информационных технологий, возникает необходимость их внедрения в систему управления предприятием.

Информационные системы (ИС) - это системы хранения, обработки, преобразования, передачи, обновления информации с использованием информационных технологий (ИТ) [1]. ИТ – это составляющие программные элементы и средства, используемые для обработки данных с помощью компьютеров.

Предприятия и ИС оказывают взаимное влияние друг на друга. В результате этого, с одной стороны, ИС должны быть согласованы с потребностями предприятий в обеспечении необходимыми важными данными заинтересованных групп сотрудников, а с другой стороны, сотрудники должны уметь эффективно использовать ИС, с целью получения конкурентных преимуществ в использовании современных информационных технологий [2].

В процессе развития предпринимательства ИС преобразовались от простых - в интегрированные, интерактивные инструменты, используемые во всех подсистемах предприятий и при принятии управленческих решений. В процессе эволюции ИС, изменялась концепция их использования, менялись виды и цели, табл.1 [2].

Таблица 1

Развитие информационных систем в разные периоды времени

Периоды
Концепция
использования
Вид ИС
Цель
использования ИС
1950 -
1960 г.
Бумажные потоки расчетных документов
ИС обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах
Повышение скорости обработки документов, упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты
1960 -
1970 г.
В подготовке расчетов
Управление ИС для производственной информации
Ускорение процессов информационной отчетности
1970 -
1980 г.
В управленческом контроле реализации (продаж) товаров
ИС поддержки принятия решений. ИС для высшего звена управления
Выработка наиболее рационального решения
1980 -
2000 г.
Информация - стратегического ресурса, обеспечивает конкурентное преимущество
Стратегические ИС подразделений
Повышение конкурентоспособности предприятия
2000 -
2004 г.
В управлении торговом предприятии
ИС по разработке, внедрению и обслуживанию предприятия
Обеспечивает связь с клиентами, поставщиками
2004 -
2008 г.
В решении задач учета и управлении торговыми процессами
ИС поддержки принятия решений
Обеспечивает повышение эффективности деятельности предприятия
2008 г. по настоящие время
Глобальный открытый доступ информации через Интернет
ИС по разработке, внедрению и обслуживанию предприятия в доступе Интернет
Обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятия

В настоящие время в России наблюдается тенденция укрупнения ряда предприятий, что повлекло за собой изменение их структуры, появился уровень стратегической деятельности, это вызвало необходимость изменения ИТ, табл. 2 [2].

Таблица 2

ИТ, используемые предприятием на различных уровнях управления

Уровни
Характеристика уровней
Используемые ИТ
Операционный (нижний)
обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций, а также быстрое реагирование на изменения входной текущей информации
1С: Розница 8; 1С: Предприятие 8; 1C: Управление торговлей 8;
Функциональный (тактический)
обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне, на данном уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ.
1C: Управление торговлей 8; -1С: Бухгалтерия 8, 1С:Зарплата и управление персоналом; 1С Розница 8;1С Предприятие 8; 1С Упрощенка 8; 1С Платежные документы 8; одел кадров 6.0; одел кадров +
Стратегический
обеспечивает выработку управленческих решений
1C: Управление торговлей 8; -1С: Логистика; 1С- ВИПАhatex (ABC.ABIS). управленческий учет и расчет себестоимости; «Экми-Мастер (Магазин)»; триумф 9; лидер 11.2; магазинчик; мой склад;айтида retail; штрих-м: рмк 6.0;.Триумф-Аналитика; Тендер склад; 1С-Битрикс;

Достаточно широко стали использоваться на предприятиях системы телекоммуникаций, одним из ключевых элементов которых является Интернет [2], представляющий собой реализацию опосредованной компьютерами гипермедийной среды, которая обладает уникальными возможностями для реализации задач стратегического управления и выступает в качестве основного средства - носителя маркетинговой информации, необходимой при разработке стратегий, рис.1 [1].

Стратегия – это отказ от некоторых видов деятельности предприятия, т.е. стратегия, заключается в создании позиции и согласовании выбранных направлений деятельности. Содержанием стратегии является: набор правил, принятия решений, используемых для определения основных направлений деятельности.

2014-09-12 17-15-42 Скриншот экрана

В научной литературе существует два противоположных подхода на осознание стратегии:

  • Стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Данный подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.
  • Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде, где стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей [3].
  • Главная задача стратегии заключается в том, чтобы перевести предприятие из его настоящего состояния в желаемое будущее состояние путем достижения целей его развития с максимальной эффективностью. Этапы стратегического управления и их взаимосвязь в развитии предприятия представлены на рис. 2.

    2014-09-12 17-19-19 Скриншот экрана

    Рис. 2. Взаимосвязь этапов стратегического управления в развитии предприятия

    Роль информации при разработке стратегий очевидна, стратегия формулируется с учетом изменений, происходящих как внутри предприятия, так и во внешней среде, для чего необходима информационная система. Изменение стратегии приводит к значительным управленческим затратам труда и времени и вызывает необходимость совершенствования информационных систем.

    Вывод

    Использование эффективных ИС расширяет возможности предприятия для выработки стратегии развития, обеспечивает достаточной и достоверной информацией все подразделения для принятия качественных стратегических решений, позволяет своевременно реагировать на изменения во внешней среде. Таким образом, эффективные информационные системы обуславливают достижение гибкости предприятия в неопределенной рыночной среде.

    [1] ИТ - составляющие которые используются для обработки данных с помощью компьютеров [2].

    [2] Интернет – глобальная компьютерная сеть.


    Источники:

    1. Кравченко Т. К., Пресняков В.Ф. Инфокоммуникационные технологии управления предприятием [Текст]. – М.: ВШЭ, 2007.
    2. Информационные системы и технологии в экономике и управлении / Под ред. проф. В.В. Трофимова [Текст]. – М.: Высшее образование, 2008.
    3. Porter M.E. What is Strategy? // Harvard Busi ness Review, 1996, November-December.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:20:46