Прогнозирование социально-экономической эффективности высшего образования с учетом вариантов развития экономики

Гаврилова Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (74), Февраль 2013

Цитировать:
Гаврилова Е.В. Прогнозирование социально-экономической эффективности высшего образования с учетом вариантов развития экономики // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 2. – С. 61-64.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18900949
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Представлены исследования по разработке прогноза социально-экономической эффективности высшего образования с учетом инерционного и инновационного вариантов развития экономики России. Автор демонстрирует выявленную им закономерность снижения комплексного показателя социально-экономической эффективности высшего образования в случае инерционного варианта развития, и, наоборот, его рост – при инновационном варианте развития.

Ключевые слова: инновации, экономический рост, инвестиции, экономика знаний, прогноз социально-экономической эффективности высшего профессионального образования, востребованность специалистов с высшим образованием



Предложенный в журнале «Креативная экономика» (2012, № 10) способ оценки социально-экономической эффективности высшего образования автор рекомендует использовать для разработки практических рекомендаций по совершенствованию управления высшей школой с учетом вариантов развития экономики России [1]. Здесь приводятся исследования автора по разработке прогноза социально-экономической эффективности высшего образования с учетом двух вариантов прогноза – инерционного и инновационного.

Рынком не востребованы

Для выработки инерционного прогноза, как представляется, целесообразнее всего использовать метод экстраполяции, перенос закономерностей развития с прошлых периодов на будущее. Анализ полученных прогнозных значений показателей социально-экономического развития по выявленным закономерностям в этом случае позволяет сделать вывод о возможном их снижении в будущем. Данная неблагоприятная тенденция существенно сказывается на снижении комплексного показателя социально-экономической эффективности высшего образования. По расчетам автора, уменьшения его значения по сравнению с настоящим периодом можно ожидать почти в 1,5 раза (рис. 1).

2014-09-12 13-35-55 Скриншот экрана

Рис. 1. Прогноз комплексного показателя социально-экономической эффективности высшего образования в РФ при инерционном варианте развития экономики*

Примечание: * – интервалы временных рядов при расчете критериев результата:2013–2015; 2016–2018;2019–2021 гг.; интервалы временных рядов при расчете критерия затрат: 2010–2012; 2013–2015;2016–2021гг.;

__________

Источник: Россия в цифрах. 2012: Крат. стат. сб. / Росстат. – M., 2012. – С. 98–256; Социально-экономическое положение регионов России [Электронный ресурс] // www. gsk.ru.

Усиление неблагоприятных тенденций, очевидно, может отразиться на востребованности специалистов с высшим образованием. Согласно исследованиям, из 1,5 млн специалистов, ежегодно выпускаемых высшими учебными заведениями России, рынок труда способен обеспечить рабочими местами только 500 тыс. человек, или только каждого третьего выпускника [2]. Остальные же выпускники вузов работают либо не по специальности, либо на рабочих местах, не требующих столь высокой квалификации. Поэтому в условиях инерционного варианта развития экономики, очевидно, следует говорить о целесообразности сокращения наборов в высшие учебные заведения.

В благоприятной обстановке

Инновационный вариант характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Важным фактором экономического роста в этом случае становятся инновации, что требует вложения значительных инвестиций. В этой связи для разработки прогноза социально-экономической эффективности высшего образования, по мнению автора, целесообразно строить однофакторные модели, где в качестве факторного признака выступает стоимость основных производственных фондов. Прогноз их стоимости был сделан автором при допущении ежегодного роста инвестиций в 2,5 раза, то есть той величины, которая необходима для оживления стагнирующей российской экономики.

Произведенные расчеты комплексного показателя социально-экономической эффективности высшего образования по инновационному варианту развития демонстрируют более высокие его значения по сравнению с инерционным. Разница между значениями в сопоставимых периодах составляет от 1,9 до 2,5 раз (рис. 2).

Дальнейшее наращивание объема ВВП должно предполагать не только сохранение высоких темпов ежегодного роста инвестиций в основной капитал, но и достижение таких показателей экономически развитых стран, как объем экспорта (не менее 1,2 млрд долларов в год), количество малых предприятий с долей занятых в общей численности занятых в экономике около 70 % [4]. Ключевым элементом социально-экономического развития страны в этом случае становится человеческий фактор. По расчетам автора, темпы роста численности занятых в экономике по инновационному варианту могут достигнуть среднегодового значения, равного 1,1 раза. А при снижении в 3 раза существующего сегодня соотношения выпускников вузов и численности занятого в экономике населения, численность выпускников вузов достигнет их спроса на рынке труда к 2025 г.

2014-09-12 13-36-52 Скриншот экрана

Рис. 2. Прогноз комплексного показателя социально-экономической эффективности высшего образования в РФ при инновационном варианте развития экономики*

Примечание: * – интервалы временных рядов при расчете критериев результата:2013–2015; 2016–2018;2019–2021 гг.; интервалы временных рядов при расчете критерия затрат: 2010–2012; 2013–2015;2016–2021гг.;

__________

Источник: Россия в цифрах. 2012: Крат. стат. сб. / Росстат. – M., 2012. – С. 98–256; Социально-экономическое положение регионов России [Электронный ресурс] // www. gsk.ru.

Вывод

Таким образом, в условиях инерционного варианта развития социально-экономическая эффективность высшего образования закономерно снижается, что связано с негативными процессами в экономике. В то же время в условиях инновационного варианта можно ожидать роста социально-экономической эффективности высшего образования. Это говорит о тесной взаимосвязи высшего образования с экономико-политическими факторами. Повышение социально-экономической эффективности высшего образования может быть достигнуто только при условии реформирования государственного регулирования экономики, включая инновационные процессы, экспорт, малое предпринимательство.


Источники:

1. Гаврилова Е.В. Оценка социально-экономической эффективности высшего профессионального образования // Креативная экономика, 2012. – № 10
2. Бизнес и образование: проблемы, тенденции, приоритеты // Официальные документы в образовании, 2006, № 10.
3. Россия в цифрах. 2012: Краткий стат. сборник / Росстат. – M., 2012.
4. Воликова Е.М. Роль малого бизнеса в развитии экономики России [Электронный ресурс] // http://www.yavnauke.ru.
5. Социально-экономическое положение регионов России [Электронный ресурс] //www. gsk.ru.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:17:31