Государственно-частное предпринимательство как инновационная форма взаимодействия бизнеса и власти

Масюк Н.Н., Балдина Ю.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (74), Февраль 2013

Цитировать:
Масюк Н.Н., Балдина Ю.В. Государственно-частное предпринимательство как инновационная форма взаимодействия бизнеса и власти // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 2. – С. 9-14.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18900941
Цитирований: 30 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Изложены основные подходы к определению государственно-частного партнерства, отражены основные формы взаимодействия бизнеса и власти с авторским обоснованием выделения такого понятия как государственно-частное предпринимательство. В системе государственно-частного предпринимательства отражена новая форма взаимодействия бизнеса и власти — государственный франчайзинг.

Ключевые слова: предпринимательство, инновации, государственное предпринимательство, конкурентоспособность, государственно-частное партнерство, франчайзинг, взаимодействие бизнеса и власти, частное предпринимательство, государственный франчайзинг

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Российский бизнес на данном этапе развития мировой экономики в целом и российской в частности готов к переходу на партнерские отношения с государством гораздо больше, чем еще несколько лет назад. Отношение к партнерству и у государства, и у предпринимательского сектора неоднозначно. Одни ученые видят в государственно-частном партнерстве возможность экономического прорыва, другие – возможность нецелевого использования бюджетных средств и усиление коррупции. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что в процессе создания инновационной экономики государственному сектору, равно как и предпринимательскому, выгодно использовать различные формы взаимодействия, в том числе партнерство. Именно с помощью такого взаимодействия бизнеса и власти возможно реализовать программы социально-экономической модернизации экономики с наименьшими издержками и потерями для общественного сектора.

Что есть что и для чего нужно

Необходимо рассмотреть наиболее эффективные и перспективные формы взаимодействия государственного и частного секторов экономики. Прежде чем приступить к анализу здесь необходимо дать определения основным понятиям.

Государственный сектор – часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства, куда входят отрасли образования, здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, государственные предприятия и корпорации.

Предпринимательство – бизнес-инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени на свой риск под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Государственное предпринимательство образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые не представляют интереса для частного капитала [1].

Частное предпринимательство – это простейшая форма бизнеса в форме индивидуального предпринимательства. Индивидуальный предприниматель, согласно ГК РФ, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом [2].

Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в приоритетности целей: главная цель государственного предпринимательства – решение различных социально-экономических задач, а не максимизация прибыли, как у частного предпринимательства.

Когда устремления совпадают

Исходя из исследований разных авторов и мнений экспертов можно сделать вывод, что такая форма, как государственно-частное партнерство (ГЧП), на сегодняшний день является наиболее популярной и даже уже традиционной (табл. 1).

Таблица 1

Основные определения государственно-частного партнерства

№ п/п
Автор
Определение
1
Коровин Е.В. [3]
ГЧП – это среднесрочное или долгосрочное сотрудничество между общественным и частным сектором, в рамках которого происходит решение политических задач на основе объединения опыта и экспертизы нескольких секторов и разделения финансовых рисков и выгод
2
Варнавский В.Г. [4]
ГЧП в теоретическом контексте – это система отношений государства и бизнеса в договорной (контрактной) форме, которая широко используется в качестве инструмента национального, международного, регионального, городского, муниципального экономического и социального развития и планирования.
С практической точки зрения это конкретные проекты, реализуемые различными государственными органами и бизнесом совместно или только частными компаниями на объектах государственной и муниципальной собственности
3
Проект Федерального закона «О государственно-частном партнерстве» [5]
ГЧП – долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в целях решения задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов
4
Авторское определение
ГЧП — это форма взаимодействия государства и бизнеса в контрактной форме при условиях софинансирования и разделения рисков с целью решения социально-экономических задач и развития социально значимых отраслей экономики

Но современная экономика, а именно поставленная задача на уровне правительства РФ в становлении инновационной экономики, некоторые недостатки законодательной базы, а также требования предпринимательской среды диктуют выделение новой формы взаимодействия бизнеса и власти – государственно-частное предпринимательство (ГЧПР).

Государственно-частное предпринимательство – это совокупность подходов и форм осуществления предпринимательской деятельности по производству товаров и услуг при условии обязательного взаимовыгодного сотрудничества государственного и частного секторов экономики с целью решения социально-экономических задач, а также развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, взаимодействие государства и бизнеса, по нашему мнению, выражается посредством двух основных форм, представленных на рисунке 1.

2014-09-12 12-37-16 Скриншот экрана

Рис. 1. Формы взаимодействия государственного и частного секторов экономики

Из рисунка 1 видно, что к основным правовым формам государственно-частного партнерства в России относятся концессионные соглашения; соглашение о разделе продукции (СРП); договор аренды с инвестиционными условиями; инвестиционный контракт; акционирование, долевое участие частного капитала в государственных предприятиях (совместные предприятия) [6]. Отдельные формы партнерства, как-то СРП, концессии, активно используются в регионах в сферах строительства дорог, ЖКХ и др.

Партнерство ради развития

Государственно-частное предпринимательство, по мнению авторов, является инновационной и перспективной формой взаимодействия бизнеса и власти в России. В системе ГЧПР авторами выделяется новая форма взаимодействия бизнеса и власти – государственный франчайзинг. В последнее время в российской экономике франчайзинг приобретает все большее значение, выступая особым способом организации и ведения бизнеса, то есть предпринимательской деятельности.

Применение франчайзинга дает существенные преимущества для развития предпринимательской деятельности как лицам, предоставляющим право использовать свои деловую репутацию, методы организации производства и реализации товаров, работ, услуг (т.е. для франчайзеров), так и лицам, приобретающим возможности их использования (т.е. франчайзи). В условиях растущей рыночной конкуренции и глобализации экономики франчайзинг как особая форма предпринимательской деятельности дает возможность повысить эффективность малого предпринимательства, способствует малому бизнесу, объединенному во франчайзинговые сети, в выходе на федеральный и международный уровень. Развитие франчайзинга позволяет создать дополнительные конкурентоспособные по заработной плате и технологическому оснащению рабочие места за счет организации новых и расширения действующих франчайзинговых предприятий в регионах России.

Необходимость модернизации отечественной экономики придает франчайзингу особое значение. В этой связи следует выделить особо государственный франчайзинг как новую форму взаимодействия бизнеса и властных структур в системе государственно-частного предпринимательства.

Под государственным франчайзингом будем понимать форму государственно-частного предпринимательства на основе договорных отношений в части передачи государством бизнесу поручения о создании предприятий по производству товаров и услуг в наиболее важных в общегосударственном смысле отраслях с целью поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. При этом государство должно выступать как выгодный партнер, а не регулирующий орган.

Вывод

На сегодняшний день франчайзинг в России успешно применяется в областях общественного питания и бытового обслуживания и начинает использоваться в таких отраслях «новой экономики», как информационные технологии или медицинская диагностика. Считаем необходимым дальнейшее исследование посвятить вопросам разработки и внедрения механизма государственного франчайзинга как новой формы государственно-частного предпринимательства.


Источники:

1. Дойников И.В. Государственное предпринимательство [Текст]. – М.: 2000.
2. Википедия [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org/wiki/.
3. Коровин Е.В. Кредитный риск проектов частногосударственного партнерства и механизмы поддержки. Выступление на круглом столе «Федеральные инструменты поддержки инвесторов», 10.10.2006 г. [Электронный ресурс] // http://regionalistica.ru/project/investproject/fed_instr.
4. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики [Текст] // Мировая экономика и международные отношения, 2011, № 9.
5. Проект Федерального закона «О государственно-частном партнерстве» [Текст] // http://www.consultant.ru/
6. Махортов Е.А. Государственно-частное партнерство как форма отношений власти и бизнеса в России [Электронный ресурс] // http://lobbying.ru.

Страница обновлена: 18.04.2024 в 05:25:34