Факторинговое финансирование инновационной деятельности: региональный аспект

Якушкина Н.П.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (75), Март 2013

Цитировать:
Якушкина Н.П. Факторинговое финансирование инновационной деятельности: региональный аспект // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 3. – С. 91-96.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18963477
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Автор анализирует возможности применения факторинга в качестве долгосрочного источника финансирования оборотных средств и трансфера инноваций с целью преодоления региональных диспропорций в условиях перехода экономики России на инновационный путь развития.

Ключевые слова: малый бизнес, инвестиции, региональная экономика, факторинг, модернизация, финансирование оборотных средств, инновационный путь развития, пространственная неоднородность, трансфер инноваций

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Переход экономики России на инновационный путь развития является первостепенной задачей на ближайшую перспективу. Он вписывается в общее русло модернизации экономики, предполагающей единство трех ее сторон: технологической модернизации (обновление средств производства), структурной модернизации (перестройка структуры экономики) и воспроизводственной модернизации (переход к инновационной экономике, формирование нового типа воспроизводства) [5, 14].

Разный климат обновления

В настоящий момент одной из проблем, стоящих на пути инновационного развития, является пространственная неоднородность национальной экономики, проявляющаяся в различиях регионов по научному, инновационному, производственному потенциалам, инвестиционным возможностям и значительному разрыву в социально-экономическом развитии.

Как видно из таблицы 1, федеральные округа РФ различаются по обобщающему показателю состояния инновационного климата более чем в 3 раза. В разрезе субъектов РФ различия еще значительнее. Разрыв между максимальными и минимальными показателями затрат на НИОКР по субъектам РФ составляет более чем 170 раз, а по показателю удельного выпуска инновационной продукции – свыше 300 раз [3, 103]. Это существенно выше, чем различия регионов РФ по среднедушевым доходам.

Таблица 1

Сравнительная оценка состояния инновационного климата в регионах РФ

Федеральные округа
Субиндексы развития инновационного климата
Индекс развития инновационного климата
Индекс сбалансированного инновационного процесса
научно-технической деятельности
инновационной деятельности
социально-экономической деятельности
инновационной инфраструктуры
Центральный
0,90
0,42
0,87
1,00
0,75
0,33
Приволжский
0,37
0,78
0,83
0,39
0,64
1,50
Уральский
0,34
0,79
0,84
0,17
0,63
4,00
Северо-Западный
0,61
0,40
0,83
0,24
0,59
0,50
Сибирский
0,30
0,22
0,60
0,27
0,37
0,83
Южный
0,19
0,23
0,49
0,09
0,29
1,40
Дальне-Восточный
0,22
0,17
0,30
0,05
0,22
0,86
Источник: составлено автором по данным [7, 56]

Важно отметить, что неоднородность развития регионов для экономики России всегда была одной из наиболее острых проблем. Однако в настоящее время она приобрела масштабы, угрожающие национальной безопасности [6, 17].

Решение этой проблемы возможно в рамках единого инновационно-экономического пространства, предполагающего [4, 20]:

1) поддержку инновационных отраслей в регионах-лидерах;

2) содействие ускорению развития потенциально инновационных регионов;

3) развитие очагов инноваций в регионах других групп.

Реализация поставленных задач невозможна без привлечения значительных объемов инвестиционных ресурсов. Опыт государств, лидирующих в сфере высоких технологий, таких как США, Япония, Великобритания, Германия, Сингапур и Китай, свидетельствует о том, что обеспечить инновационный рывок только на основе отраслевых государственных программ и через традиционные механизмы финансирования нереально [1, 39]. Наряду с традиционными источниками финансирования инноваций необходимо развивать специфические, представляющие собой сочетание инвестиционной направленности ряда конкретных форм с их особой функционально-хозяйственной и институциональной ролью. Одним из таких специфических источников является факторинг.

Банк нам поможет

Родоначальником факторинга является коммерческий кредит, предоставлявшийся продавцами покупателям, сумма которого равнялась сумме платежа за поставленный товар. Фактически факторинг представлял собой отсрочку платежа.

С течением времени в условиях глобализации и возрастания роли международной торговли возникла необходимость в ускорении оборота средств. Решением этой проблемы стало введение во взаимоотношения продавец–покупатель финансового посредника – банка. Таким образом, факторинг стал использоваться как эффективный источник финансирования внешнеэкономической деятельности.

В современной экономике целесообразно рассматривать факторинг через призму инновационного развития в качестве источника долгосрочного финансирования оборотного капитала инновационных хозяйствующих субъектов и трансфера инноваций.

В рамках данного исследования под факторингом будем понимать комплекс услуг, оказываемых посредником инновационной компании за уступку дебиторской задолженности.

В рамках факторинговой сделки традиционно выделяют три категории субъектов:

1) фактор-посредник, в качестве которого чаще всего выступает коммерческий банк или его дочернее учреждение;

2) поставщик (продавец) – это компания, осуществляющая разработку и реализацию инновационного товара или технологии. Данная компания, являющаяся клиентом фактора, предъявляет платежные требования к своим покупателям;

3) дебитор – покупатель инновационного товара или технологии, обязанный оплатить платежное требование поставщика. В качестве покупателя также может выступать инновационная компания, приобретающая товар или технологию с целью модернизации своего производства.

Общая схема факторинга выглядит следующим образом: оформляется договор факторинга между субъектами факторинговой сделки, в рамках которого финансирование поставок товаров предусматривает выплату продавцу фактором в качестве досрочного платежа значительной части суммы немедленно после поставки товара дебитору. В различных странах мира размер досрочного платежа существенно отличается. Как правило, в странах с развитой финансовой инфраструктурой и более низкими инвестиционными рисками кредит достигает 90 % от суммы сделки. Остаток, представляющий собой разницу между суммой поставки, досрочного платежа и комиссии фактора, выплачивается продавцу фактором в день оплаты задолженности дебитором.

Исходя из общей схемы факторинговой сделки досрочная оплата платежных требований продавца фактором исключает его зависимость от платежеспособности покупателей, предотвращает возникновение невозвратных долгов и в целом ускоряет оборот капитала поставщика.

Факторинговая комиссия, уплачиваемая продавцом, предоставляет ему ряд налоговых преференций [2, 58]:

- поскольку факторинговая комиссия включает в себя НДС, то продавец имеет право на учет уплаченного налога при перечислении полученного НДС в бюджет;

- комиссия фактора за выплаченное досрочное финансирование может быть отнесена продавцом-налогоплательщиком на уменьшение налогооблагаемой базы.

Еще больше преимуществ факторинга как источника финансирования оборотных средств выявляется при его сравнении с банковским кредитом. Так договор банковского кредитования предусматривает: наличие залога, сбор большого количества документов, значительные сроки рассмотрения заявки, фиксированный срок кредитования и суммы, погашение одного кредита не гарантирует получение повторного. Факторинговый договор является практически полной противоположностью договора банковского кредитования: не требует обеспечения, заключается фактически бессрочно, нет ограничений по суммам, средства перечисляются немедленно после получения документов на отгрузку товара или оказание услуг.

Очевидно, что использование факторинга наиболее эффективно для малых и средних инновационных компаний, для которых получение кредита в банке или использование других источников инвестиций сопряжено с рядом непреодолимых трудностей.

По мнению многих исследователей, в инновационной сфере малый бизнес весьма эффективен. Он выполняет наиболее трудные и рискованные задачи на пути от фундаментальных исследований до получения прибыли в результате массовой реализации нового продукта. Например, в США девять из каждых десяти инновационных технологических идей впервые появляются в малых фирмах, а в Германии на малые и средние предприятия приходится 75 % всех выдаваемых патентов [8, 4].

Крупные транснациональные компании применяют факторинг преимущественно на стадии коммерциализации инноваций для расширения сети покупателей. Здесь факторинг выступает в роли трансфера инноваций.

Вывод

Таким образом, факторинг является инструментом диффузии не только инвестиций, но также инноваций на региональном и национальном уровнях. Он способствует быстрому распространению новых технологий и продуктов между хозяйствующими субъектами, действующими в разных регионах страны. Следовательно, укрепляются межрегиональные связи и снижается региональная дифференциация в инновационном и социально-экономическом аспектах.


Источники:

1. Андрюшин С., Кузнецова В. Организационные формы и источники финансирования инновационного развития региональной экономики [Текст] // Федерализм, 2010. № 4(60).
2. Газман В.Д. Финансовый лизинг и факторинг: Учебно-методическое пособие для слушателей программы МВА, обучающихся по специальностям «Общий и стратегический менеджмент» и «Финансы» [Текст]. – М.: Бизнес Элайнмент, 2008.
3. Голова И.М., Суховей А.Ф. Инновационные возможности саморазвития региона [Текст]. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010.
4. Движение регионов России к инновационной экономике [Текст] / Отв. ред. А.Г. Гранберг. – М.: Наука, 2006.
5. Кульков В.М. Координаты экономической модернизации [Текст] // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, 2012, № 19.
6. Нарышкин С. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития [Текст] // Вопросы экономики, 2010, №5.
7. Татаркин А. Инновационная модель и системная модернизация Российской Федерации [Текст] // Федерализм, 2011, № 3.
8. Харнас А. Монополия на модернизацию [Текст] // Коммерсантъ, 2010, № 47.

Страница обновлена: 11.04.2024 в 21:40:54