Разработка модели инновационной инфраструктуры отечественных предпринимательских университетов

Энговатова А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (75), Март 2013

Цитировать:
Энговатова А.А. Разработка модели инновационной инфраструктуры отечественных предпринимательских университетов // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 3. – С. 9-14.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18963464
Цитирований: 14 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрены особенности трансформации роли университетов в современном обществе знаний. Систематизированы ключевые направления государственной инновационной политики в отношении российских вузов. Представлена общая модель инновационной инфраструктуры для отечественных вузов, развивающих исследовательскую и основанную на ней предпринимательскую деятельность, а также выдвинуты ключевые направления повышения эффективности при осуществлении практического внедрения модели.

Ключевые слова: экономика знаний, предпринимательские университеты, модели инновационной инфраструктуры



Ключевым источником конкурентных преимуществ нации на мировой арене сегодня являются знания. Рост экономической составляющей знаний, акцент на их производство, практическое применение теоретических разработок в отраслях промышленности, отказ от подхода «наука ради науки» с акцентом на фундаментальные разработки и переход к подходу «наука как источник практических решений проблем общества», трансформация национальных и международных исследовательских систем в транснациональные и глобальные исследовательские сетевые организации – все это привело к значительным изменениям в академической среде. Университеты как институты общества, производящие знания, в современных условиях способны играть значительную роль в инновационной деятельности, способствовать экономическому росту, становиться точками роста в рамках региональных и национальных инновационных систем.

Без поддержки нет развития

Все более актуальным становится вопрос трансформации институтов высшего образования в направлении развития взаимодействия с внешней средой, с бизнес-сообществом; модернизации университетской структуры с целью обеспечения ее динамичного развития и финансовой устойчивости; усиления, наравне с образовательной и исследовательской, третьей, инновационно-предпринимательской функции; эффективного использования потенциала университетов, как источников знания, уникального сочетания высококвалифицированных специалистов и интеллектуального капитала. Университеты, сумевшие пройти данный процесс трансформации наиболее эффективно, стать новыми полноправными участниками общества знаний, получили в экономической литературе наименование «предпринимательских университетов».

Предпринимательский университет является общественным институтом, обеспечивающим основу регионального и национального роста и развития через более интенсивное взаимодействие с внешней средой [6]. В общем и целом под этим термином понимают высшее учебное заведение, способное привлечь дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения своей деятельности, университет, использующий инновационные методы обучения, вуз, развивающий тесное взаимодействие с бизнес-сообществом, где внедряются разработки университетских ученых.

Ключевым фактором на пути трансформации университета в направлении предпринимательского, вовлеченного в исследовательскую и основанную на ней инновационно-предпринимательскую деятельность института высшего образования, становится вопрос создания эффективной поддерживающей модели инновационной инфраструктуры, которая позволит университетам справиться с новой ролью, возложенной на них обществом знаний. Под инновационной инфраструктурой будем понимать совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих услуги по созданию и реализации инновационной продукции участникам инновационной деятельности.

В течение последних нескольких лет в России на государственном уровне была воспринята идея необходимости качественной модернизации всей системы высшего образования страны, касающаяся как существенной «чистки и обновления рядов», так и требований перевооружения исследовательской базы вузов, инвестирования значительных средств в развитие их исследовательской и инновационной инфраструктуры. Ключевыми шагами на данном пути стало выделение среди вузов категорий Национальных Исследовательских Университетов, Федеральных Университетов, принятие Федерального Закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», Постановлений Правительства от 9 апреля 2010 года №№ 218–220, развитие института технологических платформ, формирование государственных фондов финансирования инновационной деятельности, развития взаимодействия государственных компаний с исследовательскими организациями, в т.ч. вузами.

Анализ реализации вышеперечисленных мер позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на существенные, весьма положительные изменения, произошедшие в системе высшего образования, качественного скачка, перехода, трансформации отечественной системы высшего образования на новый уровень, соответствующий ведущим мировым стандартам, пока не произошло. Современная высшая школа России еще не сумела реализовать свой уникальный потенциал с тем, чтобы стать ключевым источником знаний, технологий, инноваций для национальной инновационной системы страны. В соответствии со специальным Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599 к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов [7]. Анализ критериев ведущих рейтингов Academic Ranking of World Universities, QS World University Ranking, Financial Times Global Masterin Management Ranking и др. позволяет сделать вывод о том, что ключевой акцент в рейтингах делается на результаты исследовательской деятельности вузов, а также качество практического обучения студентов.

Следует отметить, что исследовательской и основанной на ней инновационно-предпринимательской деятельностью отечественные вузы сегодня занимаются весьма активно. В частности, среди 581 государственного вуза (без учета филиалов) 420 (72,3 %) активно взаимодействуют с бизнес-сообществом [1]. Однако отсутствие системного подхода к построению моделей инновационной инфраструктуры не позволяет вузам заниматься этими новыми, но весьма необходимыми и перспективными направлениями деятельности, на самом высоком, качественном уровне.

Таким образом, создание и развитие эффективно действующей инновационной инфраструктуры в отечественных вузах, вовлеченных в исследовательскую и основанную на ней инновационно-предпринимательскую деятельность, которая будет способствовать модернизации института высшей школы в направлении эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД) с учетом принципов функционирования предпринимательского университета, становится сегодня одним из приоритетов развития высшей школы.

Кубики складываются

Наиболее полная общая модель инновационной инфраструктуры отечественного вуза, вовлеченного в исследовательскую и основанную на ней инновационно-предпринимательскую деятельность, предполагает наличие следующих элементов (рис. 1).

2014-09-12 14-34-47 Скриншот экрана

Рис. 1. Общая модель инновационной инфраструктуры отечественного вуза

Источник: составлено автором

Выводы

Эффективность практического использования предложенной модели инновационной инфраструктуры в отечественных вузах представляется весьма высокой. В частности, на сегодняшний день существует три ключевых направления повышения эффективности при осуществлении практического внедрения модели:

1) в рамках мониторинга результатов использования средств государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры и показателей оценки выполнения программ развития инновационной инфраструктуры образовательного учреждения за выполненный этап работ по Постановлению Правительства от 9 апреля 2010 г. № 219;

2) в рамках рейтинга вузов России, составляемого рейтинговым агентством Эксперт РА по инициативе и поддержке Фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело» при оценке качества научно-исследовательской активности вузов, выражающейся, в частности, в оценке качественных и количественных характеристик инновационной вузовской инфраструктуры;

3) в рамках мониторинга эффективности отечественных вузов, который теперь будет ежегодно проводиться Министерством образования и науки Российской Федерации.

[1]Расчеты автора с использованием данных ресурса http://www.edu.ru/abitur/act.4/index.php и материалов с официальных сайтов отечественных вузов


Источники:

1. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования».
6. Blenker P., Dreisler P., Kjeldsen J., (2006) Entrepreneurship Education – the New Challenge Facing the Universities, A framework or understanding and development of entrepreneurial university communities, Department of Management, Working paper, Aarhus School of Business and University of Aarhus, Denmark.
7. http://www.rsr-online.ru/doc/2012_06_25/6.pdf [Электронный ресурс].
8. http://www.edu.ru/abitur/act.4/index.php [Электронный ресурс].

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:09:23