Перспективы развития ИТ-аутсорсинга в промышленности

Грибанов Ю.И., Ершов К.О.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (73), Январь 2013

Цитировать:
Грибанов Ю.И., Ершов К.О. Перспективы развития ИТ-аутсорсинга в промышленности // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 1. – С. 29-31.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18809606
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются основные тенденции в развитии системного аутсорсинга ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов на предприятиях промышленности. Авторы исходят из целесообразности принципа «заниматься стратегическими задачами, оставляя тактические аутсорсингу».

Ключевые слова: менеджмент, управление предприятием, информационная система, аутсорсинг, экономика знаний, ит-аутсорсинг, ит-инфраструктура, бизнесс-процессы, информационные технологии (ИТ)

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Для многих отечественных промышленных предприятий характерен ряд проблем, препятствующих эффективному менеджменту: громоздкая система управления; неэффективная организационная структура; нерациональная организация взаимодействия между функциональными подразделениями; дублирование управленческих функций, размытые границы управленческих компетенций и т.п. Это влечет за собой снижение конкурентоспособности предприятий на рынках ввиду неэффективности их менеджмента, что заставляет искать новые механизмы и инструменты управления. Одним из таких перспективных инструментов повышения эффективности менеджмента может стать системный аутсорсинг ИТ-инфраструктуры.

Что передать на сторону?

В состав бизнес-процессов промышленного предприятия, т.е. последовательной цепочки взаимосвязанных действий, направленных на приращение стоимости, обычно входят следующие группы.

1. Основные бизнес-процессы – текущая деятельность предприятия по производству товара/услуги. Они создают добавленную стоимость, обеспечивают все стадии жизненного цикла продукции. Это анализ рынка и ожиданий потребителей, разработка продукта или услуги, производство товара/услуги, организация продаж и послепродажного обслуживания потребителя.

2. Обеспечивающие бизнес-процессы – процессы, которые направлены на обеспечение основных процессов, процессов управления и развития. Они формируют инфраструктуру предприятия. К ним относятся процессы организации закупок, обеспечения ресурсами, заключения договоров.

3. Бизнес-процессы управления – это процессы, которые обеспечивают общий менеджмент предприятия в целом. По своей сути они являются вертикальными, к ним можно отнести управление персоналом, информацией, финансами, изменениями и взаимодействием с внешней средой [1].

По оценкам экспертов 42% организаций передают на внешнее исполнение ИТ-обслуживание, 31% – обучение персонала, 22% – поставки, 20% – учет кадров, 18% – бухгалтерский учет и финансы, оставляя за своим предприятием функцию контроля результатов. При принятии решения об аутсорсинге учитывается специфика предприятия, мощности поставщика и соотношение затрат и преимуществ.

Большинство современных предприятий используют в своей работе информационные технологии (ИТ). Многие имеют довольно обширный компьютерный парк, сетевую инфраструктуру, сложные информационные системы. Все это в обязательном порядке требует профессиональной технической поддержки. Поэтому практически на любом предприятии есть специалисты, занимающиеся сопровождением ИТ-инфраструктуры. Можно с уверенностью сказать, что редкая компания не сталкивалась с проблемой текучки таких сотрудников.

Одна из причин текучки в том, что удержать специалиста высокой квалификации на работе по сопровождению непросто. Многим компаниям приходится наряду с денежным поощрением ИТ-сотрудников изобретать сложные схемы нематериальной мотивации, что фактически приводит к дополнительным расходам ресурсов [4].

Рано или поздно встает вопрос: зачем держать у себя ИТ-подразделение, если его работу можно передать профессионалам из специализированной компании? В ИТ-сфере предприятие может передать сторонней компании на аутсорсинг следующие процессы:

• анализ ИТ-технологий и процессов, информационных систем (на основе технолого-ориентированного или процессно-ориентированного подхода);

• инжиниринг и реинжиниринг компьютерных, информационных систем;

• дизайн и редизайн ИТ-элементов и структур информационно-коммуникационных систем предприятия;

• ИТ-мониторинг;

• обеспечение мобильности, мультиплатформенности и переносимости (кроссбраузерности страниц, в случае создания интернет-сайта предприятия);

• обеспечение информационной безопасности, устойчивости и предсказуемости;

• организация хранения данных и создание резервных копий, а также при необходимости услуги ЦОД (центра обработки данных);

• консалтинг и контроллинг ресурсов [2].

Для динамично развивающегося промышленного сектора в условиях российского рынка наиболее остро стоит вопрос обеспечения качества внедряемых и уже реализованных ИТ-решений. Если данный вопрос не решен полностью, то бизнес промышленных предприятий подвергается рискам в связи с недостаточно качественной работой ИТ-приложений вплоть до невозможности бизнеспользователей работать с отдельными системами, что неминуемо ведет к простою бизнеса и недополучению прибыли или даже убыткам [3].

Чем привлекательна передача?

Основными преимуществами ИТ-аутсорсинга являются:

• выполнение сторонней организацией одного конкретного вида работ;

• наличие профессиональных кадров узкой специализации;

• доступ к необходимым ресурсам;

• снижение себестоимости той части продукции, которая передана на аутсорсинг;

• повышение качества производимого продукта;

• высвобождение части трудовых ресурсов и возможность использования их в другом направлении;

• использование новейших технологий;

• возможность использования нестандартных решений при производстве.

Сотрудники специализированной организации осуществят ИТ-аутсорсинг предприятия более профессионально и, как правило, за меньшую стоимость, чем собственный штат ИТ-работников, который необходимо еще и содержать. В том числе так называемый Full IT-аутсорсинг (системный аутсорсинг) – направление аутсорсинга, гарантирующее решение всех проблем на предприятии, связанных с его ИТ-технологиями. Такой аутсорсинг выгоден для крупных предприятий и для полного ИТ-обслуживания – от локальных до корпоративных сетей, от простой антивирусной защиты до брандмауэров, от консультирования сотрудников до их обучения по специально разработанным программам.

В случае системного аутсорсинга подрядчик берет на себя всю цепочку процессов, обеспечивающих бесперебойное функционирование структурной единицы заказчика. Такой системный подход позволяет получить максимальный результат с точки зрения оптимизации технического обслуживания. Кроме того, системный аутсорсинг гарантирует быструю практическую реализацию любого решения – от переезда офиса или открытия новых точек продаж до глобального ребилдинга подразделений. Результатом становится высокая управляемость, позволяющая оперативно переводить объект из одного состояния в другое в соответствии с текущими потребностями, а система отчетности позволяет видеть объективную картину расходов и динамику их изменения. Главное преимущество системного аутсорсинга – это оперативное управление процессом. Достигается более высокая динамичность и эффективность, когда все сервисы работают в одной цепочке и реализовать сервис можно очень быстро.

Как лучше организовать управление

Наиболее перспективным и взаимовыгодным для промышленных предприятий и ИТ-аутсорсинговых компаний нам видится следующий сценарий развития. В организациях-заказчиках под руководством ИТ-директора функционирует экспертное подразделение. Условно назовем его управлением.

Данное подразделение занимается аналитикой спроса и развития рынка, изучением потребностей их бизнеса и построением соответствующей стратегии. Управление постоянно взаимодействует с высшим руководством, выдвигает свои идеи, слушает пожелания и приводит все к общему знаменателю. Затем эксперты генерируют решения для реализации стратегических задач и находят подрядчика для их реализации. Определив сроки внедрения и предполагаемый результат, управление обозначает бюджет, защищает его и приступает воплощению решений в жизнь. Завершающим пунктом в функционале экспертного подразделения является осуществление контроля над работой подрядчиков.

Такой подход обеспечивает множество преимуществ и подразумевает сокращение неэффективных рабочих мест. Сказать что эти сотрудники не нужны, было бы неверно. Дело именно в неэффективности. Как правило, значительная часть персонала ИТ-департаментов задействована в административно-хозяйственных процессах, достигая 65–70% от общей численности департамента. При качественном аутсорсинге для выполнения «функционала АХО» (административно-хозяйственных функций) достаточно не более 15–20% от прежнего числа сотрудников. В их задачу будет входить только непосредственное взаимодействие с сервис-провайдером по вопросам сопровождения пользователей и техники. Персонала станет меньше, значит, и объем внутренних управленческих задач уменьшится, а управление упростится.

В итоге основной задачей ИТ-менеджеров становится управление работой групп, которые будут заниматься организацией взаимодействия с аутсорсерами и контролем их деятельности. Сам же ИТ-менеджмент занимается стратегическими задачами, поставленными высшим руководством совместно с главным ИТ-руководителем, и определяет инструменты для их реализации. Такой подход к организации работы ИТ-службы оптимален для любой организации, профильным бизнесом которой не являются информационные технологии.

Среди прочих положительных эффектов аутсорсингового подхода можно отметить: повышение уровня сервиса, общее сокращение затрат, стандартизация сервиса, улучшенная управляемость, объективное и прозрачное расходование средств, целевое инвестирование и др. Но главное для организации – принять для себя принцип: заниматься стратегическими задачами, оставляя тактические аутсорсингу.

Вывод

Развитие ИТ-аутсорсинга вступило в активную фазу. Сегодня аутсорсинг – уже не просто инструмент для поддержки, как он рассматривался ранее.

ИТ-аутсорсинг – это мощный, бесперебойный механизм, работа которого направлена на повышение эффективности, динамичности, управляемости бизнеса. ИТ-аутсорсинговые компании уже начинают ощущать повышение требований заказчиков, желающих уже не только контроля расходов, но и создания стоимости, оптимизации затрат предприятия за счет эффективных бизнес-стратегий. Эксперты подчеркивают, что сегодня без ИТ-аутсорсинга невозможна конкурентоспособная производственная деятельность.


Источники:

1. Буч О.В. Аутсорсинг бизнес-процессов в промышленности [Текст] // Российское предпринимательство, 2007, № 12.
2. Грибанов Ю.И., Ершов К.О. Информационное обеспечение системы контроллинга на промышленном предприятии [Текст] // Российское предпринимательство, 2012, № 24.
3. Пыткин А.Н., Марков Д.А. Особенности функционирования информационной системы промышленного предприятия [Текст]. – Екатеринбург: Институт
экономики УрО РАН, 2008.
4. Сапронов А. Аутсорсинг как способ оптимизации расходов на ИТ-поддержку // Intelligent Enterprise, 2003, № 19. [Электронный ресурс] // http://www.iemag.ru/master-class/detail.php?ID=15692.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 18:52:53