Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2001

Незаконное использование известных товарных знаков в Интернете

Орлова Оксана Александровна, аспирантка Российской правовой академии при Министерстве юстиции РФ, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Неправомерное использование доменных имен в Интернете: механизм правовой защиты интеллектуальной собственности на «просторах «Всемирной паутины».
Оксана Орлова одной из первых в России представила читателям комплексное исследование по данному вопросу.
Цитировать публикацию:
Орлова О.А. Незаконное использование известных товарных знаков в Интернете // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 9. – С. 76-80.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Товарный знак, торговая марка, знак обслуживания, фирменное наименование - совершенно разные объекты права. Но когда мы употребляем эти термины в обиходе, то подразумеваем под этими понятиями принадлежащий кому-либо отличительный знак, которым маркируется конкретный товар. Эти знаки окружают нас повсюду. Они помогают нам ориентироваться среди самой разнообразной продукции. Любое юридическое лицо или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, могут зарегистрировать товарный знак на свое имя. Товарный знак - это обозначение, позволяющее отличать товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров или услуг других юридических лиц (ст. 1 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” - далее - Закон).

В настоящее время доменное имя стало удобной формой указания адреса фирмы в Интернете. Но доменное имя выполняет не только функцию адреса, оно также служит средством индивидуализации производителей товаров и услуг. На этом основании его можно отнести к средствам индивидуализации юридического лица, указанным в ст.138 Гражданского кодекса РФ.

Использование средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, третьими лицами может осуществляться только с согласия правообладателя. Однако на практике иногда возникают ситуации, когда кто-то регистрирует доменное имя, сходное с известным товарным знаком, не имея при этом на него никаких прав, с целью извлечения выгод от его использования за счет известности фирмы - обладателя такого товарного знака.

На основании п. 4 ст. 54 ГК РФ владелец фирменного наименования вправе требовать от третьих лиц воздержания от совершения любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему фирменного наименования, а также возмещения причиненного ущерба.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона нарушением исключительных прав владельца охраняемого товарного знака признаётся не только несанкционированное применение товарного знака на самом товаре, но и иное введение в хозяйственный оборот товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения в отношении однородных товаров. Закон указывает лишь на наиболее типичные виды нарушений прав на товарный знак. Их объединяющим признаком является введение товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, в хозяйственный оборот, которое может осуществляться на основании ряда действий, в том числе рекламы товара, обозначенного этим знаком. Поэтому доменное имя, если оно содержит в своём наименовании какой-либо известный товарный знак, служит формированию потребительского интереса к конкретному производителю, т.е. является рекламой.

Таким образом, использование обозначения, идентичного товарному знаку на странице в Интернете, является "иным введением в хозяйственный оборот", которое создает опасность смешения с защищенным обозначением.

Целью незаконной регистрации в качестве доменного имени чужого обозначения является использование полученного таким образом исключительного положения либо для последующей продажи домена законному владельцу, либо для продвижения собственных товаров, либо в целях компрометации товарного знака и его владельца. От таких незаконных действий законные владельцы товарного знака или фирменного наименования несут убытки.

Привлекая пользователей Интернета на свою страницу, владелец домена извлекает необоснованные преимущества, так как использует чужую репутацию и представления о данном фирменном наименовании и товарном знаке. Кроме того, он вводит потребителя в заблуждение в отношении законного владельца фирменного наименования и товарного знака и тем самым наносит ущерб его деловой репутации. Такие действия противоречат честным обычаям делового оборота, требованиям порядочности, разумности и справедливости.

Существующее ограничение исключительных прав законного владельца товарного знака ограничивает его возможности при регистрации домена с использованием аналогичного обозначения в зоне ".ru".

Право воспрепятствования использованию зарегистрированного товарного знака или знака обслуживания на сходные товары или услуги является одним из наиболее важных для правообладателя. Согласно ч.4 ст.54 ГК РФ, "лицо, неправомерно использующее чужое фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причинённые убытки".

Кроме того, статья 16(3) Соглашения ТРИПС содержит положения, касающиеся вопросов охраны товарных знаков от их "размывания". Эта статья гласит: "Статья 6bis Парижской конвенции (с дополнениями 1977 года) применяется также к товарам и услугам, не похожим на те, в отношении которых зарегистрирован знак, при условии, что использование данного товарного знака в отношении непохожих товаров или услуг будет служить указанием на наличие связи между этими товарами и услугами и правообладателем на зарегистрированный товарный знак и что при этом возможно причинение ущерба интересам правообладателя".

Концепция "размывания" товарного знака возникла в Англии в связи с делом, в котором владельцы известного товарного знака "KODAK" выиграли по иску против компании, производившей велосипеды "KODAK".

Однако наша страна находится сейчас в самом начале пути к правовому регулированию отношений, возникающих в Интернете. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что у нас та же корпорация Eastman Kodak Company, являющаяся владельцем товарного знака «Кодак», никак не может добиться запрета использования доменного имени www.kodak.ru, зарегистрированного РосНИИРОС на имя некоего предпринимателя без образования юридического лица, предлагающего на своём сервере вовсе не велосипеды, а фототовары и фотоуслуги.

Во всём мире, в том числе и в России, сложилась практика, когда владелец товарного знака использует принадлежащий ему товарный знак в качестве доменного имени своего сайта в Интернете, индивидуализирующего самого владельца и предлагаемые на веб-странице товары или услуги.

Фирменное наименование согласно ст. 8 Парижской конвенции охраняется во всех странах Парижского Союза без специальной регистрации. Право на фирму имеет экстерриториальную сферу охраны. Это означает, что фирменные наименования любых иностранных организаций, находящихся в странах – участницах Парижской конвенции, охраняются и на территории России независимо от регистрации. Что касается фирменных наименований национальных юридических лиц, то любое государство – участник конвенции вправе ввести свою систему регистрации.

Поскольку в доменных именах не различаются заглавные и прописные буквы, а исключение интервалов между элементами обозначения диктуется техническими факторами и является обычным, использование прописных букв и исключение интервалов между словами являются отличиями, не имеющими юридического значения для целей сравнения обозначений. Правовой защитой, по нашему мнению, пользуется не только полное наименование юридического лица, но и его отличительная часть.

При подаче заявления в суд владелец товарного знака или фирменного наименования вправе требовать, чтобы суд постановил:

1) запретить ответчикам использование фирменного наименования и товарного знака в Интернете, а также любым другим способом, в том числе в рекламе; обязать их воздерживаться от незаконного использования товарного знака в будущем;

2) обязать ответчиков провести мероприятия по передаче домена истцу,

3) обязать ответчиков опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации фирмы в Интернете и средствах массовой информации.

При рассмотрении споров о доменных именах суд принимает во внимание не только факт регистрации заявителем товарного знака, но и способ использования доменного имени его владельцем. Недобросовестность использования может иметь весьма существенную роль.

Полное совпадение доменного имени с товарным знаком также не является обязательным для того, чтобы было принято решение о переделегировании (передаче прав на администрирование) доменного имени новому владельцу. Решающее значение придаётся существованию принципиальной возможности возникновения у потребителя представления о принадлежности соответствующих товаров одному и тому же производителю.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время наблюдается отход от традиционной природы товарных знаков, регистрируемых для использования только в одной стране и применительно к отдельной категории товаров, в сторону создания широких имущественных прав на известные товарные знаки. В скором будущем возможно создание единой всемирной службы по товарным знакам.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. - М.: - 1995.
2. Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г. // Ведомости ВС РФ. - 1992. - № 42. - С. 2322, 2323.
3. Письмо ФИПС № 18/5- 397 от 11.05.99
4. Письмо ФИПС № 18/5- 617 от 02.08.99
5. Лазарев Д. Доменное имя как повод для судебного разбирательства. // Планета Интернет. - 2000. - № 10. - С.59-63.
6. Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. - М.: Юрист. - 2000. - С. 361-362, С. 396