Концептуальная модель процесса промышленного дизайна инновационого продукта

Попов В.Л.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (72), Декабрь 2012

Цитировать:
Попов В.Л. Концептуальная модель процесса промышленного дизайна инновационого продукта // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 12. – С. 46-51.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18245621
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
На уровне концепции предложена модель промышленного дизайна инновационного продукта. Модель рассматривает процедуры выбора и проверки проектного решения; связывает проектную деятельность с интересами производства и интересами рынка. Она может быть использована в качестве основы для разработки и уточнения частных методик при решении задач промышленного дизайна.

Ключевые слова: менеджмент качества, управление проектами, экономический анализ, разработка продукта, промышленный дизайн, интегральная концепция, проектирование для производства, ориентация на потребителя

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Создание инновационного продукта – междисциплинарная деятельность, в которой задействованы практически все функции предприятия, однако три из них почти всегда являются основными для проекта – это маркетинг, промышленный дизайн (разработка) и производство. Лишь немногие продукты могут быть разработаны за срок менее одного года. В связи с этим с учетом размера временных и материальных затрат выставляются высокие требования к разработке адекватных методик управления процессом создания инновационного продукта, включая промышленный дизайн [1]. Ниже представлен авторский вариант концептуальной модели процесса промышленного дизайна нового продукта.

Форма отражает содержание

Американское общество промышленных дизайнеров определят промышленный дизайн как «профессиональные услуги по созданию и разработке концепций и технических требований, которые оптимизируют функциональность, ценность и внешний вид продуктов и систем к общей выгоде пользователя и производителя» [2]. Данное определение является достаточно широким и включает себя деятельность всей команды разработчиков. На практике дизайнеры концентрируют свое внимание преимущественно на форме продуктов и вопросах взаимодействия с пользователем. Как правило, выделяют пять основных целей, в достижении которых дизайнер может помочь команде при разработке нового продукта: практичность; внешний вид; удобство обслуживания; низкие затраты; выразительность.

Процесс промышленного дизайна – это последовательность шагов или действий, которые предприятие использует, чтобы задумать, спроектировать продукт и запустить его в производство. Многие из этих шагов и действий не физические, а интеллектуальные и организационные.

Основные этапы процесса разработки инновационного продукта в общем виде описаны в работе [3]. В рамках данной работы некоторые этапы этой деятельности, в отношении промышленного дизайна, переформатированы и конкретизированы.

Выбор концепции – это основная часть процесса разработки продукта. В отличие от других стадий разработки, на которых приветствуется неограниченное творчество и широта мышления, выбор концепции – это процесс сужения набора альтернативных вариантов, находящихся в рассмотрении. Выбор концепции – это командная работа, которая направлена на выбор лучшего из нескольких вариантов и способствует достижению единодушия среди членов команды.

При выборе концепции команды используют в явном или неявном виде методы ранжирования и взвешивания. Диапазон способов принятия решений, используемых при отборе концепций, простирается от интуитивных подходов до структурированных методик. Применение структурированных методик способствует созданию более удачного продукта. К применению рекомендуется процесс, состоящий из двух этапов: отбраковка концепций и отбор путем подсчета баллов.

И при отбраковке, и при подсчете баллов используется процесс, основанный на применении матриц отбора, состоящий из следующих шагов: подготовка матрицы отбора; оценка концепций; составление рейтинга концепций; комбинирование и усовершенствование концепций; выбор одной или нескольких концепций; оценка процесса и его результатов.

Важно предусмотреть возможный результат

Проверка концепции по своей природе является экспериментальной деятельностью, и, как в любом эксперименте, знание цели необходимо для создания эффективных методов его проведения. В процессе тестирования концепции инновационного продукта выявляется прямая реакция на него со стороны потребителей на целевом рынке.

Проверка концепции отличается от выбора тем, что она проводится на основе данных, получаемых непосредственно от потенциальных потребителей, и в меньшей степени основана на мнении команды разработчиков. Проверка концепции позволяет убедиться в том, что потребности учтены должным образом. Проверка позволяет оценить возможные результаты реализации нового продукта и получить от потенциальных потребителей информацию о необходимых усовершенствованиях. Проведение проверки концепции целесообразно на нескольких различных стадиях разработки: при первоначальном выявлении возможностей для потенциальных проектов; при выборе одной из нескольких концепций для дальнейшей разработки; при оценке ожидаемой реализации концепции инновационного продукта; при принятии решения о дальнейшей разработке продукта и запуске его в серийное производство.

Для проверки концепции может быть рекомендована методика, состоящая из следующих шагов: определение цели концепции; выбор аудитории для опроса; выбор формата опроса; сообщение информации о концепции; оценка реакции потребителей; интерпретация полученных результатов; оценка процесса и его результатов.

При проверке концепции могут быть рекомендованы следующие форматы: личное взаимодействие; телефонное интервью; почтовые опросы; опросы по электронной почте; опросы в Интернет. Сообщение информации о концепции может передаваться различными способами (в порядке возрастания полноты описания): словесное описание; эскизы; фотографии; видеозапись; результаты компьютерного моделирования; интерактивные мультимедийные средства; физические наглядные модели; действующие прототипы.

Архитектура продукта (компоновка) – это соответствие между функциональными элементами продукта и его физическими конструктивными блоками. Функциональные элементы продукта – это индивидуальные операции и преобразования, из которых складывается работа продукта в целом.

Физические элементы – это детали, компоненты и узлы, которые реализуют функции продукта. Архитектура продукта определяется на этапах разработки концепции и системного проектирования. Решения, касающиеся архитектуры продукта, имеют далеко идущие последствия, оказывающие влияние на управление проектом, внесение изменений, разнообразие, стандартизацию компонентов, характеристики продукта и его технологичность.

Для выбора архитектуры продукта может быть рекомендована методика, состоящая из следующих шагов: создание схемы продукта; объединение элементов схемы в группы; определение геометрической компоновки; выявление главных и второстепенных взаимодействий. Сеть взаимодействий между подсистемами, модулями и компонентами иногда называют системной архитектурой.

Поскольку выбор архитектуры имеет далеко идущие последствия, данный вид деятельности в процессе разработки инновационного продукта должен происходить при участии функций маркетинга, дизайна и производства. Если предприятие намерено предлагать продукт в нескольких вариантах, то его архитектура является определяющим фактором для характеристики цепи поставок – последовательности действий в ходе производства и распределения, связывающих сырье и детали с конечным продуктом.

Высокое качество покрывает расходы

В целом, основная задача промышленного дизайна – разработка тех аспектов инновационного продукта, которые имеют отношение к взаимодействию с пользователем: эстетики и эргономики.

Успех инновационного продукта в значительной степени зависит от технологии производства. В этом случае дизайнеры могут подключаться к процессу разработки на более поздних стадиях. Активное участие дизайнеров в работе команды может способствовать более эффективному обмену информацией между группами, занятыми разработкой разных функций продукта. Это упрощает координацию и в конечном итоге приводит к созданию инновационного продукта лучшего качества.

Затраты на производство – ключевой показатель, определяющий успех инновационного продукта. Число проданных единиц продукта и цена продажи в значительной степени определяется качеством продукта. Таким образом, для достижения экономического успеха конструкция продукта должна обеспечивать высокое качество и минимизировать затраты на производство.

Проектирование для производства (ПП) – одна из самых комплексных методик в процессе разработки инновационного продукта [4]. Оно использует информацию нескольких типов, включая эскизы, чертежи, компьютерные модели, технические требования, альтернативные варианты конструкции; детальное понимание процессов производства и сборки; оценку затрат на производство; объем выпуска и время, необходимое для постановки изделия на серийное производство. Таким образом, ПП требует участия большинства членов команды разработчиков, а также инженеров-технологов, экономистов, производственного персонала, экспертов со стороны.

Методика ПП может быть представлена в виде пяти этапов, представляющих собой итерационный подход: оценка затрат на производство; проведение работ по снижению стоимости комплектующих; проведение работ по снижению стоимости сборки; сокращение затрат на поддержку производства; изучение влияния решений, связанных с ПП, на другие факторы. Здесь с большим успехом может быть использован функционально-стоимостный анализ.

Давление стоимостных факторов, с которым сталкиваются компании, становится все более сильным. Ключевой отличительной чертой наиболее преуспевающих фирм является способность поставлять свои изделия на рынок быстро и дешево. В работе [5] процесс разработки новых продуктов рассматривается с применением двух самых популярных на сегодняшний день концепций: шесть сигм плюс бережливое производство.

Экономия времени за счет одновременного, а не последовательного выполнения разных этапов проекта, может быть весьма значительной.

Она достигается не только благодаря совмещению выполнения работ, но и благодаря сокращению количества ошибок, которые могут появиться на одной из фаз, и не обнаруживаются вплоть до последней стадии проекта. При совместном проектировании гибкое и быстрое устранение таких ошибок позволяют обеспечить методы управления проектами [6].

Методика экономического анализа процесса разработки инновационного продукта может быть представлена состоящей из четырех этапов: построение базовой финансовой модели; проведение анализа чувствительности с целью выяснения взаимосвязи между финансовым успехом и важнейшими переменными модели и используемыми в ней допущениями; выявление компромиссов в проекте; изучение влияния качественных факторов на успех проекта. Количественный анализ использует метод NPV, широко применяемый в деловой практике [7].

Финансовое моделирование в промышленном дизайне – это способ осмысления количественных факторов, влияющих на источники прибыли в проекте.

Вывод

На концептуальном уровне представлена интегральная модель промышленного дизайна инновационного продукта, позволяющая структурировать деятельность разработчиков новой продукции в условиях действия законов рыночной экономики.


Источники:

1. Управление инновационным развитием социально-экономических систем [Текст] / Под ред. Ю.К. Перского. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010.
2. Промышленный дизайн: создание и производство продукта [Текст] / Карл Ульрих, Стивен Эппингер; пер. с англ. М. Лебедева; под общей ред. А. Матвеева. – М.: Вершина, 2007.
3. Попов В.Л. Управление содержанием инновационного проекта при создании технического объекта [Текст] // Креативная экономика, 2010, № 6.
4. Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент [Текст]. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007.
5. Фиоре К. Ускоренная разработка продукции [Текст] / Пер с англ. – Минск: Попурри, 2008.
6. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMI PMBOK), [Текст]. – 2008.
7. Управление инновационными проектами: Учебное пособие (серия «Высшее образование») [Текст] / Под ред. В.Л. Попова. – М.: ИНФРА-М, 2011.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:24