Повышение ресурсного потенциала научно-производственного предприятия

Зимовец О.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (72), Декабрь 2012

Цитировать:
Зимовец О.Е. Повышение ресурсного потенциала научно-производственного предприятия // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 12. – С. 31-36.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18245618
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Успешное развитие научно-производственного предприятия зависит от эффективного использования его ресурсного потенциала, представляющего собой совокупность имеющихся знаний, информации, средств, запасов, источников и возможностей предприятия. Приведена характеристика основных элементов ресурсного потенциала, раскрыты методы повышения эффективности его использования.

Ключевые слова: человеческий капитал, информация, организационная структура, методы оценки, повышение эффективности, экономика знаний, научно-производственное предприятие, ресурсный потенциал



Одним из важнейших факторов успешного развития научно-производственного предприятия является эффективное управление его ресурсным потенциалом.

Ресурсный потенциал научно-производственного предприятия следует рассматривать как совокупность имеющихся знаний, информации, средств, запасов, источников и возможностей предприятия, позволяющих осуществлять эффективную научную, исследовательскую, опытно-конструкторскую и производственную деятельность на новом экономическом уровне.

Ресурсный потенциал научно-производственного предприятия можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю компоненты. К последней следует отнести рыночный и институциональный потенциал, включающий оптимальное и эффективное взаимодействие с законодательными, налоговыми, информационными, страховыми организациями с целью снижения трансакционных издержек и себестоимости и повышения конкурентоспособности предприятия.

Внутренняя компонента включает управленческий, организационно-хозяйственный, интеллектуальный, инновационный, инвестиционный, производственный, финансово-экономический и интеллектуальный потенциал.

Элементы и их содержание

Рыночный потенциал предприятия представляет собой его способность и возможность при определенных условиях повысить стратегические позиции на отраслевом рынке за счет роста доли инновационных и высокотехнологичных продуктов, максимального использования интеллектуальной собственности, эффективного взаимодействия с государственными органами. Рыночный потенциал предприятия включает такие понятия, как стратегическая позиция; уровень чувствительности высшего руководства к изменениям на рынке, способность к инновационному развитию и т. д.

Финансово-экономический потенциал состоит в наличии у предприятия возможностей для улучшения динамики и структуры финансовых результатов научной и производственно-хозяйственной деятельности, оптимизации его денежных потоков и устойчивости финансового состояния и пр.

Оценка финансово-экономического потенциала осуществляется через такие показатели, как динамика и структура финансовых результатов деятельности (прибыль, рентабельность и пр.), оптимизация потока денежных средств, коэффициенты устойчивости, ликвидности, деловой активности.

Инновационный потенциал научно-производственного предприятия – это совокупность трудовых, финансовых и материальных ресурсов, инновационных знаний и производственного опыта, которыми располагает предприятие (отрасль) для развития и использования достижений научно-технического прогресса. Его можно представить как тесное взаимодействие процессов труда, научной деятельности и производственных ресурсов с включением следующих структурных элементов: персонал предприятия, его материально-техническую база, информационные ресурсы, патентная деятельность и научно-исследовательские и конструкторские разработки.

Управленческий потенциал заключается в способности управленческих структур предприятия адаптироваться к изменяющимся внешним условиям и повышать оперативность и гибкость управления, внедрять прогрессивные методы, увеличивать результативность и эффективность научного, финансового и маркетингового управления, повышать капитализацию активов, максимизировать прибыль, в способности к инновационному саморазвитию и пр.

Основными видами ресурсов управления являются люди и материально-вещественные элементы.

Инвестиционный потенциал заключается в способности предприятия привлекать дополнительные инвестиции как из собственных, так и из внешних источников с целью развития нового производства, повышения его конкурентоспособности и увеличения доли затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

Производственный потенциал следует рассматривать как совокупность органически взаимосвязанных ресурсов производства, позволяющих достигать при заданных условиях объективно обусловленного уровня хозяйственных результатов.

Производственный потенциал во многом определяется уровнем развития производительных сил в стране, степенью индустриализации и научно-технического прогресса в национальной экономике, уровнем квалификации труда и образования в обществе, развитием рынка труда и пр.

В составе производственного потенциала наиболее значительное место занимают основные производственные фонды (ОПФ), затем следуют промышленно-производственный персонал, технологии, нематериальные активы, интеллектуальный потенциал и информация.

В условиях инновационного развития явно выделяется интеллектуальный потенциал – это совокупность интеллектуальных ресурсов, включающих как нематериальные активы, так и способности сотрудников, направленные на создание и реализацию инновационной продукции. Интеллектуальный капитал научно-производственного предприятия включает следующее:

• человеческий капитал – сочетание знаний, опыта и профессиональных навыков сотрудников предприятия, составляющих элементы интеллектуальной собственности [3];

• интеллектуальная собственность – результат деятельности предприятия, основанный на эффективном использовании его кадрового капитала и представляющий нематериальные активы организации;

• партнерский капитал – устойчивые партнерские взаимоотношения предприятия с внешними партнерами (научными и образовательными организациями, поставщиками, посредниками, клиентами);

• организационный капитал – форма организации деятельности сотрудников предприятия, направленная на получение синергетического эффекта от использования человеческих активов. Данная составляющая определяется организационной структурой, корпоративной культурой, общей культурой взаимодействия с партнерами, направленными на развитие человеческого капитала.

Оценка по составляющим

Оценка рентабельности осуществляется с помощью показателя рентабельности инвестиций и рентабельности собственного капитала. Для расчета последнего целесообразно использовать методику фирмы «Дю Понт».

Оценка деловой активности базируется на расчете коэффициента устойчивости экономического роста и на анализе и сравнении эффективности использования ресурсов предприятия (материальных, трудовых и финансовых).

Оценка рыночной активности рассчитывается как отношение чистой прибыли, уменьшенной на величину дивидендов по привилегированным акциям, к числу обыкновенных акций. Именно этот показатель оказывает значительное влияние на рыночную стоимость акций.

Обобщающим показателем оценки эффективности использования ресурсов и наиболее рациональным является коэффициент ресурсоотдачи.

Производительность труда – один из важнейших показателей. На ее уровень влияют технический уровень производства, методы организации производственного процесса и труда, прогрессивность научных исследований и технологических разработок, образовательный уровень, производственная квалификация, отношение к труду, интенсивность инвестирования и др. По оценкам специалистов, качество рабочей силы обусловливает до 15% уровня производительности труда и занимает второе место после фактора инновационного процесса.

Для оценки потенциала ОПФ следует использовать показатели структуры, состояния и уровня использования фондов, натуральные показатели: коэффициент износа оборудования, коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования оборудования и пр. и стоимостные показатели: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность и показатель эффективности ОПФ.

Анализ по отклонениям является важным показателем оценки ресурсного потенциала предприятия.

Он предполагает построение шкалы уровней экономически и технологически достижимых значений параметров использования ресурсов по каждому виду.

Структура и среда в отражении управления

Повышению эффективности использования ресурсного потенциала научно-производственного предприятия способствует систематизация путей формирования его мотивационного и организационно-экономического обеспечения, к которому относятся организационная структура предприятия, отражающая стратегию управления предприятием, развитие внешней среды, состояние развития научных исследований и наукоемких технологий и степень их внедрения; методы управления и информационное обеспечение принятия управленческих решений.

Наиболее эффективной структурой управления научно-производственным предприятием является дивизиональная. В настоящее время существует ряд критериев обоснованности и степени делегирования полномочий от центрального аппарата управления подразделениям предприятия. К основным критериям самостоятельного статуса подразделений относят: 1) центр нормативных затрат; 2) центр прибыли; 3) центр инвестиций.

Названные типы статуса называют бизнес-единицами. В их функции входит определение программы исследований и экспериментальных работ, планирование объема исследований, производства и заимствования кредитных ресурсов; вопросы ценообразования на продукцию, патентная деятельность и др.

Важнейшими инструментами управления, обеспечивающими эффективное использование ресурсного потенциала научно-производственного предприятия, являются стратегическое планирование и бюджетирование. Бюджет – это план в денежном выражении за определенный период времени (как правило, год).

Он выполняет несколько функций: прогноза, контроля, координации и постановки задачи.

Вывод

Традиционные методы управления научно-производственным предприятием ориентированы на управление ресурсами, а не результатами деятельности предприятия: они не учитывают специфику предприятия и распределения отдельных видов затрат. Наиболее полно названным требованиям отвечает метод процессно-ориентированного управления «Activity Based Management» (АВМ).

Он делает деятельность предприятия прозрачной и позволяет оперативно выявлять приоритетные виды деятельности, которые способствуют повышению эффективности использования ресурсов и увеличению добавленной стоимости.

Такой подход тесно связывает АВМ с моделированием бизнес-процессов, что позволяет «выравнивать» бизнес-процессы в соответствии с программным продуктом АВМ и определяет успех управления.


Источники:

1. Филькенштейн С. Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций: Анализ и практические выводы [Текст]. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
2. Бурганова Л.А. Теория управления [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Мельников О.Н. От «материалистичности» к «человечности» экономики // Российское предпринимательство, 2012, № 2
4. Коллинс Д., Монтгомери С. Корпоративная стратегия: Ресурсный подход [Текст]. – М.: Олимп-Бизнес, 2007.
5. Хан Д. Планирование и контроль [Текст]. – М.: Финансы и статистика, 1997.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:53:01