Развитие креативного класса в современной России

Почепина А.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (72), Декабрь 2012

Цитировать:
Почепина А.С. Развитие креативного класса в современной России // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 12. – С. 9-12.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18245613
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Все чаще говорится о том, что основным экономическим ресурсом становится интеллектуальный капитал. Интеллектуально-креативные способности человека являются практически неисчерпаемым ресурсом. Показано, что в настоящее время у России есть все шансы, чтобы с помощью нового креативного ресурса достичь желаемого уровня экономического развития.

Ключевые слова: инновации, интеллектуальный капитал, креативная экономика, человеческие ресурсы, новые технологии, креативный класс, трудовой подход, отраслевой подход

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В современной экономической литературе все чаще говорится о том, что основным ресурсом становится интеллектуальный капитал. При этом лишь интеллектуально-креативные ресурсы человека (в отличие от материальных) практически неисчерпаемы [1]. Экономическая система, опирающаяся на этот вид ресурсов, характеризуется стабильностью и перспективностью.

Профессионализм познается в творчестве

На этапе перехода от рыночной экономики к креативной с бурным ростом технологий главными ценностями становятся персонал и его творческие возможности, нестандартный поход к делу.

Происходит социальная переориентация общества, что неизбежно приводит к изменениям в трудовой, финансовой, экономической, правовой, социальной сферах. С развитием форм собственности изменения затрагивают и систему распределения благ, на смену принципу разделения по труду приходит принцип разделения по результатам труда, по паевому взносу, стоимости рабочей силы и т.д.

По мнению исследователей, Россия находится на промежуточном этапе между развивающимися и развитыми странами. Роста цен на энергоносители оказалось недостаточно для прорыва. Необходимо находить другие ресурсы для наращивания темпов развития, одним из таких ресурсов и является креативный класс.

Креативный класс в России – это люди, занимающиеся умственным трудом, обладающие проектными и творческими навыками. По сути, к нему относится средний класс, в росте которого в настоящее время заинтересовано и государство. Основные критерии, по которым идет разграничение по классам, это уровень доходов, образ жизни и менталитет.

Западный опыт в исследовании креативной экономики, по мнению автора, связан с именами двух ученых. В области исследований креативной экономики выделяются два методологических подхода:

• трудовой подход, основанный на определении креативного класса, состоящего из суперкреативного ядра (математика и программирование; архитектура и инженерные специальности; естественные и социальные науки; образование, воспитание, библиотечное дело; искусство, дизайн, развлечения, спорт, СМИ), и креативных профессионалов (профессии в области бизнеса и финансов, права, здравоохранения, руководящие профессии, связанные с продажами) [2];

• отраслевой, где в качестве оснований креативной экономики выделяются пятнадцать индустрий, производящих интеллектуальную собственность в виде авторских прав, патентов, торговых марок и оригинальных разработок [3].

В России ныне насчитывается около 14 миллионов работников творческих профессий, по данному показателю страна находится на втором месте после США [4, рассчитано автором]. Быстрый прирост представителей креативного класса и их высокий по отношению к другим классам уровень доходов объясняет динамику его развития. В период 2000–2011 гг. креативный класс в России вырос на 35%, обслуживающий класс – на 9% вплоть до 2010 г., с 2011 г. наметилась тенденция на снижение его численности, рабочий класс сократился на 3% (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение занятости в Россиипо классам за 2010–2011 гг. (млн человек) [3]

В России рост креативного класса приходится на сложный период в экономике. По мнению Е.Г. Ясина, «переход от одного механизма к другому сопряжен с радикальными и глубокими, порой болезненными переменами» [5]. Выжить и в дальнейшем успешно развиваться смогли только самые образованные и творческие личности.

Вывод

Отличительная особенность креативного класса заключается в том, что его представители не только предлагают идеи по нетрадиционному решению ситуаций, но и осуществляют переход от нетрадиционной мысли к инновациям с конкретным экономическим результатом.

Можно сказать, что первым шагом к возникновению нового класса стал Закон «О кооперации в СССР», принятый в 1988 году. Стало возможно осуществление первой предпринимательской деятельности. Этот момент явился ключевым в зарождении современного креативного класса в России.

Предприниматели, которые смогли пережить сложности переходного периода с помощью нетрадиционного подхода к делу и своего таланта находить выход из чрезвычайно сложных экономических ситуаций, стали основоположниками современного креативного класса в РФ.


Источники:

1. Мельников О.Н. От «материалистичности» к «человечности» экономики // Российское предпринимательство. — 2012. — № 2 (200). — c. 58-63. — http://www.creativeconomy.ru/articles/22783/
2. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее [Текст]. – М.: Издательский дом «Классика XXI», 2005.
3. Проблемы развития инновационно-креативной экономики: Сборник докладов по итогам международной научно-практической конференции [Текст] – М.: Креативная экономика, 2010.
4. Российский статистический ежегодник. 2000, 2010, 2011: Статистический сборник [Текст]. – М.: Росстат, 2011.
5. Ясин Е.Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа [Текст]. – М.: Экономика, 1989.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 04:09:38