Инновационный подход к снижению трансакционных издержек между участниками эколого-социо-экономического мониторинга в регионе

Черняева Р.В., Кушнир И.Б.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (71), Ноябрь 2012

Цитировать:
Черняева Р.В., Кушнир И.Б. Инновационный подход к снижению трансакционных издержек между участниками эколого-социо-экономического мониторинга в регионе // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 11. – С. 114-120.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18037306

Аннотация:
Рассматриваются теоретико-методологические аспекты исследования проблемы формирования функцио-нально выделенных участников эколого-социоэкономического мониторинга регионального развития обу-словленной задачей снижения трансакционных издержек посредством развития информационных меха-низмов пространственных данных на основе современных геоинформационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, трансакционные издержки, мониторинг, региональное развитие, управление территорией, единое информационное пространство, геоинформатика, хозяйственные стратегии

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Система постоянного и грамотно организованного мониторинга позволяет региону определять приоритетные направления и вырабатывать эффективные механизмы обеспечения устойчивого развития. Посредством мониторинга отслеживается «дорожная» карта, по которой регион идет к намеченной в стратегических документах цели [1].

Регион как уникальное пространство

С целью предотвращения формализации процесса устойчивого регионального развития необходимо локализовать географические границы описания эколого-социоэкономического мониторинга как целостной системы, учитывая естественную уникальность и неповторимость региона, ориентированного на саморазвитие с перспективой занять достойное место в мировой экономике.

Очевидно, что каждый регион как сложный объект со свойствами гетерогенности требует наличия в своих границах постоянно действующей системы учета, сбора, анализа и распространения информации, используемой для обоснования приоритетов, определения задач и сдерживающих факторов реализации своего устойчивого развития [2].

В связи со сменой парадигмы с традиционной политики выравнивания на поляризованное региональное развитие [3] возросла ответственность регионов, что выражается в создании условий для повышения конкурентоспособности региональной экономики, становлении «точек роста» – ведущих отраслей промышленности. Преимущества, связанные с расширением влияния зон опережающего развития и последующей трансформацией в региональный высококонкурентный кластер, нивелируются той большой техногенной нагрузкой, которая, согласно данным многолетнего мониторинга загрязнения окружающей среды, проводимого подразделениями Росгидромета, охватывает 73% населения урбанизированных районов и промышленных центров. Вышесказанное обусловливает возникновение дилеммы центра регионального развития: зона опережающего развития или комфортная среда обитания [4].

Для разрешения этой дилеммы необходимо иметь достоверную и полную информацию, отражающую текущие аспекты состояния экономической и социальной сфер, а также природной среды, позволяющую получать в режиме реального времени оперативную оценку территориального развития и вырабатывать адекватные ей управленческие решения.

Информированность снижает издержки

Речь идет о комплексной оценке эколого-социоэкономической системы, предназначенной для диагностики устойчивого территориального развития и конкретных региональных проблем. Эффективность ее реализации во многом зависит от создания системы, позволяющей отслеживать и регулировать эколого-социоэкономические процессы региональногоразвития, которыепринятоназыватьсистемамикомплексногомониторинга.

Немаловажным параметром, определяющим специфику отношений между субъектами регионального эколого-социоэкономического мониторинга, выступают трансакционные издержки, возникающие в ходе информационного обмена как неотъемлемого атрибута взаимодействий всех участников мониторинга. Информационный фактор как завершающий эндогенный наряду с организационным и институциональным определяет трансакции специфического инструмента – «обратной связи» – в региональном управлении, обеспечивающего устойчивость развития территориального образования. Это будет выражаться в характере и структуре обменов и взаимодействий между отдельными информационными системами агентов в информационном пространстве эколого-социоэкономического мониторинга.

Необходимость общего сокращения трансформационных и трансакционных издержек, связанных с использованием информации из различных прикладных областей, обусловливает формирование единого информационного пространства эколого-социо-экономического мониторинга.

Возможность построения единого информационного пространства страны впервые была реализована в утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 года № 1157-р Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных, в которой предусматривается переход к полностью цифровым технологиям получения и использования пространственных данных как универсального элемента связи различных баз данных. В стране должна быть создана иерархическая территориально распределенная система сбора, обработки, хранения и предоставления базовых пространственных данных и метаданных, включающая в свой состав подсистемы уровней государственной власти и местного самоуправления и предоставляющая пользователям удаленный доступ к цифровым базам пространственных данных и метаданных.

Концепция соответствует международным тенденциям развития геоинформатики и позволяет существенно нарастить объемы производства пространственных данных в стране за счет четко определенных зон ответственности государства и бизнеса: государство и муниципальная власть несут ответственность за ведение и предоставление базовых данных и метаданных, бизнес – за производство всех типов пространственных данных, поскольку географическая информация включает в себя любую информацию, относящуюся к объектам, явлениям и процессам, локализованным в географическом пространстве.

Таким образом, накопление и структурирование информации как эндогенного фактора системы регионального мониторинга происходит синхронно с другими факторами, функциями и структурами в развитии экономических, социальных и экологических систем в целом, а также отдельных их подсистем и субъектов [6].

Непрерывность сведений с привязкой к местности

Несмотря на внедрение автоматизированных технологий при создании и функционировании инфраструктуры пространственных данных посредством ГИС-технологий ввод данных по-прежнему остается наиболее сложной и трудоемкой операцией. Ошибки и пропуски, допущенные при вводе данных, могут привести к искажению информации на последующих этапах ее обработки и вполне обесценить конечный результат. Для различных типов данных (пространственных или атрибутивных) применяют специальные технологии по их вводу. Вид и качество исходных данных влияет на способ выполнения обязательных операций по их вводу – ручной или автоматизированной.

Но если для ввода информации, относящейся к социально-экономическому развитию региона, ежемесячно привлекается официальная статистическая отчетность органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов юридических и физических лиц, то для экологических систем требуются непрерывные наблюдения целого ряда компонентов окружающей среды и ввод в режиме реального времени данных, полученных с так называемых «экологических постов».

Традиционно для реализации экологического мониторинга широко применяются электронные измерительные устройства дистанционного зондирования, позволяющие предоставлять данные по крупномасштабным измерениям путем картирования, а также сами источники пространственной информации ГИС.

Мы предлагаем инновационный подход к обеспечению в реальном времени систем сбора данных об окружающей среде на основе интеграции ГИС и программно-аппаратного комплекса SCADA (англ. Supervisory Control And Data Acquisition), осуществляющего диспетчерское управление и сбор данных c последующей визуализацией данных систем контроля в ГИС, при котором вся информация с удаленных стационарных постов сбора данных об окружающей среде, выдаваемая системой SCADA, отображалась бы с точной привязкой к пространственному местоположению.

На основании вышеизложенного структура участников эколого-социоэкономического мониторинга в регионе может быть представлена в виде схемы (рис. 1).

Для обеспечения устойчивого развития региона необходимо наличие полной, достоверной и согласованной пространственной информации для проведения мониторинга во всех сферах деятельности. Поэтому разработка механизмов по координации задач, решаемых специалистами разных ведомств при осуществлении теми «узкоспециализированного» мониторинга своей деятельности, актуализирует применение геоинформационных технологий.

Международный опыт показывает, что интеграция разрозненных пространственных данных на государственном уровне в единую инфраструктуру посредством ГИС-технологий позволяет осуществить кардинальный прорыв в своевременном обеспечении органов власти, научных исследований, потребностей промышленности и населения достоверной и непротиворечивой пространственной информацией о своей территории.

1

Рис. Структура участников эколого-социоэкономического мониторинга

Выводы

Тесно взаимосвязанные задачи мониторинга экономических, социальных и экологических процессов в регионе имеют территориальную проекцию, для их решения необходимо формирование единого информационного пространства на основе использования пространственных данных. Как следствие, применение геоинформационных технологий позволит снизить дублирование работ за счет лучшей информированности и возможности автоматизации координации участников, что приведет к снижению трансакционных издержек и повышению экономической эффективности принимаемых решений.


Источники:

1. Артюхов В.В., Забелин С.И., Лебедева Е.В., Мартынов А.С., Мирутенко М.В., Рыжов И.Н. Рейтинги устойчивого развития регионов Российской Федерации [Текст]. – М.: Интерфакс, 2011.
2. Департамент проектов развития экономики регионов [Электронный ресурс] // http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depregion/index.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=90601.
4. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2010 г [Текст]. – М.: Росгидромет, 2011.
5. Проданова Н.А., Ларионов А.Н. Методологические подходы к организации и развитию региональных социо-природохозяйственных систем [Текст]. – Ростов-на-Дону: ООО «Терра», 2005.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:14:20