Применение инновационных форм в антикризисном процессе

Понкратова И.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (71), Ноябрь 2012

Цитировать:
Понкратова И.В. Применение инновационных форм в антикризисном процессе // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 11. – С. 100-105.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18037304

Аннотация:
В настоящее время значительно увеличилось количество предприятий, находящихся в сложном экономическом и финансовом положении. Известные способы решения подобных проблем в современных условиях уже не столь эффективны, как прежде. Все больше и больше предприятий для выхода из кризисных ситуаций обращаются к инновационным идеям. Автором рассматриваются различные виды инноваций, отражается применение инновационных форм в антикризисном управлении.

Ключевые слова: инновация, антикризисный процесс, применение инновационных форм



В мировой экономике под инновацией понимают превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, который воплощается в новых продуктах и технологиях.

Обеспечивающими инвестиционные проекты предприятия могут быть следующие нововведения в хозяйственной деятельности: 1) процессные инновации; 2) продуктовые инновации; 3) аллокационные инновации [5].

Инновации должны лежать в основе антикризисного управления предприятием, направленного на сохранение максимально возможного числа рабочих мест. Также именно на инновациях должно строиться и финансовое оздоровление предприятия [6].

Продуктовые инновации

Их суть состоит в выборе и освоении новых видов операций (деятельности, продуктов) предприятия. Для этого предприятию наукоемкой отрасли могут потребоваться предварительная разработка нового продукта и технологии его выпуска, приобретение соответствующих технических решений и прав на них на рынке технологий (посредством покупки лицензий на изобретения и ноу-хау и т.д.) [1].

Различают продуктовые инновации следующих видов:

- новые товары;

- новые услуги;

- товары и услуги, являющиеся новыми для рынка, на котором работает предприятие;

- товары и услуги, являющиеся новыми для всех рынков, на которых работает или в принципе может работать предприятие;

товары и услуги, являющиеся новыми лишь для осваивающего их предприятия (новшества в процессе распространения);

- продуктовые инновации с длительным жизненным циклом;

- продуктовые новшества с коротким сроком полезной жизни;

- новые товары и услуги, которые могут быть специально разработаны на основе соответствующего научно-технического задела;

- капиталоемкие продуктовые инновации;

- некапиталоемкие продуктовые нововведения;

- новые товары и услуги с коротким сроком окупаемости;

- новые товары и услуги с длительным сроком окупаемости;

- продуктовые новшества с любыми сочетаниями всех указанных выше свойств.

Продуктовые инновации являются основным видом новшеств, непосредственно генерирующих дополнительные продажи, прибыли и денежные потоки.

Технологические процессные инновации

Они охватывают новые технологические процессы; новое технологическое оборудование и оснастку (инструменты, приспособления, контрольно-измерительная аппаратура); новые используемые материалы (полуфабрикаты, компоненты) и технологические процессы их применения [2].

Процессные инновации представляют собой нововведения, вносимые в:

- процессы взаимодействия предприятия с внешней средой (новшества в организации сбытовой и закупочной деятельности фирмы: инновации в ее договорной работе, в схемах сотрудничества с посредниками и торговыми предприятиями, с банками, финансирующими оборот фирмы, с партнерами по реализации продукции и закупками и др.);

- процессы управления движением материальных запасов и денежных средств на предприятии (логистические процессные инновации, заключающиеся во внедрении современных методов объемно-календарного планирования и внутрипроизводственного управления, а также учета и бухгалтерского анализа по типу попроектного контроллинга);

- процессы общего менеджмента, определяющего в первую очередь уровень постоянных (слабо зависящих от объема выпуска и продаж предприятия) операционных издержек фирмы;

- технологические процессы выпуска продукции, включая освоение не только новых технологических регламентов, но и новых видов технологического оборудования и специальной технологической оснастки.

Процессные инновации нацелены на экономию и снижение издержек. Они способны принести дополнительную прибыль предприятию. Процессные инновации также могут обеспечить повышение качества и освоение новых продуктов. В этом случае они тоже служат непосредственным источником дополнительных прибылей и денежных поступлений фирмы.

Процессные инновации считаются наиболее краткосрочными по своей окупаемости и легко осуществимыми (в том числе некапиталоемкими) новшествами.

Акцент на технологические продуктовые и процессные инновации в антикризисном управлении соответствует наиболее популярной в современных взглядах на менеджмент «концепции бриллианта» (восстановления, поддержания и развития конкурентоспособности фирмы). Согласно данной концепции, главным фактором конкурентоспособности предприятия как в долгосрочном, так и в краткосрочном плане является инновационность фирмы, т.е. ее способность к радикальным и к частным технологическим инновациям.

Предприятие нуждается в продуктовых инновациях, ибо они необходимы для успеха в продуктовой конкуренции, т.е. в борьбе за клиентов на основе такого совершенствования качества продукции (услуг), которое следует за изменением потребностей клиентов. Процессные же инновации создают возможность снижения себестоимости и тем самым без ущерба для финансовых показателей предприятия при ценовой конкуренции цены на продукт [3].

Институциональные процессные инновации означают новые формы организации и управления в производстве и сбыте.

Аллокационные инновации

Речь идет о различных схемах реорганизации предприятия, реструктуризации материальных, и нематериальных активов фирмы, перераспределении ответственности работников предприятия, особенно его менеджеров.

Аллокационные инновации являются самостоятельными новшествами и должны лишь служить целям более эффективного проведения инвестиционных проектов по реализации тех продуктовых и процессных инноваций, которые способны (за счет снижения себестоимости и увеличения продаж) принести предприятию дополнительные прибыли и денежные потоки.

В то же время аллокационные инновации являются одними из самых дорогостоящих, сложных в реализации и медленно окупающимися. Можно сказать, что они представляют собой по-настоящему стратегические инновации, от которых – не только со временем – допустимо ожидать как высокого и продолжительного эффекта, так и радикального всеохватывающего провала.

Очевидно также, что типичные аллокационные инновации призваны «обслуживать» процессные и продуктовые инновации с более длительным сроком полезной жизни, т.е. стратегические процессные и продуктовые новшества, определяющие долгосрочные перспективы предприятия [3].

Аллокационные инновации только внешне кажутся некапиталоемкими. На самом деле они достаточно капиталоемкие – по косвенным затратам и временным потерям.

Часто могут возникнуть ситуации, когда для обеспечения соответствующих процессных и продуктовых инноваций наращиваются мелкие аллокационные новшества. Они способны дать быструю отдачу в форме улучшения видов на дополнительные прибыли и денежные потоки от уже реализуемых (пока неэффективно) инвестиционных проектов по освоению новых продуктов и процессов. Однако это скорее исключение из определения аллокационных инноваций.

По своей окупаемости и доступности (в смысле необходимых стартовых инвестиций) процессные, продуктовые и аллокационные инновации могут быть ранжированы следующим образом: наиболее оперативными и легкореализуемыми являются процессные новшества, среднесрочными и среднекапиталоемкими выступают продуктовые инновации, самыми же долгосрочными и дорогостоящими – аллокационные.

Градация этих новшеств остается такой же с точки зрения рисков их осуществления, сложностей, «подводных камней» на пути реализации соответствующих инновационных проектов [4].

Выводы

В настоящее время именно применение инноваций в большинстве случаев закладывает основу для успешного проведения комплексной антикризисной политики, способствующей эффективному функционированию в современном мире.


Источники:

1. Артеменко В.Г. Финансовый анализ [Текст]. – М.: Дело и Сервис, 2003.
2. Балдин К.В. Антикризисное управление: Учебное пособие [Текст]. – М.: Гардарика, 2006.
3. Бармута К.А. Управление на предприятии в условиях кризиса: Учебник [Текст]. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
4. Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы. Теория и практика: Учебное пособие [Текст]. – М.: Дело, 2001.
5. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: Учебник [Текст]. – М.: Проспект, 2006.
6. Котельникова Т.А. К вопросу об исследовании влияния внутриорганизационного поведения на создание инноваций [Текст] // Креативная экономика, 2012, № 1.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:55:26