Инфокомный инструментарий менеджеров высокотехнологичных предприятий промышленности

Мартынов Л.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (71), Ноябрь 2012

Цитировать:
Мартынов Л.М. Инфокомный инструментарий менеджеров высокотехнологичных предприятий промышленности // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 11. – С. 70-74.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18037299
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Для высокотехнологичных предприятий промышленности, выпускающих наукоемкую продукцию, является характерным освоение и современной виртуальной бизнес-среды с использованием опосредованных коммуникаций и информационно-коммуникационных (инфокомных) технологий. При этом для менеджмента важную роль в создании новаций играют нематериальные ресурсы и их умелое использование в такой среде, что предполагает наличие компетенций по использованию рассматриваемого инфокомного инструментария.

Ключевые слова: управление организацией, виртуальная бизнес-среда, интернет-экономика, нематериальные ресурсы, высокотехнологичные предприятия промышленности, информационно-коммуникационный инструментарий менеджмента



С появлением глобальной сети Интернет современная деловая сфера стала материально-виртуальной бизнес-средой (МВБС). Бурное развитие ее виртуальной составляющей в значительной мере определяется все более широким применением в человеческой практике информационно-компьютерно-телекоммуникационных систем, сетей, средств и технологий с соответствующим программным обеспечением (ИКСТ). Они широко используются в жизнедеятельности людей, организаций, в различных социально-экономических и организационно-управленческих процессах, включая их глобальные масштабы. На этой основе возникли и успешно работают многочисленные сетевые виртуальные организации с адекватными системами управления.

Тонкая интуиция управления

На высокотехнологичных предприятиях промышленности (ВТП), которые производят наукоемкую продукцию, применение ИКСТ позволяет, в частности, менеджменту этих предприятий:

- успешно достигать поставленных целей, эффективно используя такие нематериальные ресурсы, как данные, информация и знания в условиях опосредованных коммуникаций;

- эффективно реализовывать взаимодействие удаленных друг от друга сотрудников для достижения общих целей на основе взаимопонимания и сотрудничества.

Как известно, управление с точки зрения кибернетики представляет собой процесс информационного взаимодействия субъекта и объекта управления. В системе менеджмента на всех этапах управленческих процессов осуществляется не только принятие решений, но и их реализация. При этом и менеджеры, и исполнители всегда используют, прежде всего, знания и другие составляющие своих компетенций на основе релевантных данных и информации, полученных в виртуальной среде с помощью ИКСТ.

Вместе с тем до сих пор, например, понятие информации исследователями и специалистами определяется по-разному. Более того, на протяжении последнего полувекового периода времени сущностное содержание информации приобретало те или иные «нюансы» при определении. По современным взглядам многих ученых, учитывающих когнитивный подход, информация, воспринятая, осознанная, проверенная человеком на практике и/или сопоставленная с накопленным им опытом, с уже имеющимися у него знаниями, приводит его к убеждениям и концепциям, становится его новым знанием. На основе такого и прежнего знания, а также на основе неосознанного знания (подсознания), на основе интуиции и принимаются управленческие решения.

Спецификой таких ресурсов, как «информация» и «знания», является то, что [1]:

- во-первых, информация и формируемые на ее основе знания являются взаимосвязанным специфическим нематериальным (интеллектуальным) ресурсом в системах управления и, в частности, в системах менеджмента ВТП;

- во-вторых, отличительным признаком такого ресурса является «эффект размножения» (или «эффект неубывания»), заключающийся в том, что при передаче или обмене посредством коммуникаций этот ресурс не только появляется в звене-получателе, но и сохраняется в звене-отправителе;

- в-третьих, на основе имеющихся мнений, убеждений и знаний людей в ходе их деловых коммуникаций могут рождаться новые знания.

Для менеджмента производящих наукоемкую продукцию ВТП все это является весьма актуальным аспектом в принятии качественных управленческих решений, прежде всего, по созданию новшеств, новаций, необходимых для производства продукции в условиях конкуренции, для обеспечения конкурентоспособности самого ВТП. В должной информационно-коммуникационной среде и в рамках организационной культуры [2] преобладает взаимопонимание сотрудников на основе взаимообогащения знаниями друг друга при создании и коммерциализации новаций, что часто приводит к генерации нового знания.

На коммуникационных просторах

Под информацией часто понимают все те сведения, которыми люди обмениваются в ходе коммуникаций. Посредством коммуникаций осуществляется поиск необходимых знаний, формируются, усваиваются, хранятся и передаются знания, происходит обмен знаниями, возникает новое знание. С их использованием происходят все виды взаимодействий сотрудников в ВТП, в том числе осуществляемые в условиях виртуальной среды с использованием ИКСТ, позволяющие теперь заключать всевозможные и разнообразные сделки по бизнес-схеме «от телеконтактов к телеконтрактам». В них всегда содержатся знания и творчество персонала, знания менеджеров и предприятия в целом, определяющие их ключевые компетенции и качество решений, которые воплощаются в наукоемкой продукции ВТП. Именно это, в конечном итоге, и оценивает потребитель.

Поэтому для каждого ВТП, осуществляющего деятельность в условиях МВБС, его система менеджмента – это, прежде всего, информационно-коммуникационно-знаниевая система, использующая данные, информацию и знания в ходе коммуникаций, основанных на компетентном применении новейших ИКСТ. Коммуникации играют роль «бытия» этих нематериальных ресурсов, циркулирующих в бизнес-среде.

Инструменты совершенствуют управление

В системах управления предприятиями широко применяются многие виды ИКСТ. Укажем некоторые из них [1]:

- CRM (CustomerRelationchipsManagement) – система управления взаимоотношениями с клиентами;

- CRP (CapacityRequirementsPlanning) – система управления планированием производственных мощностей;

- DRP (DistributionRequirementsPlanning) – система управления планированием распределенных ресурсов;

- ERP (EnterpriseResourcePlanning) – система управления планированием ресурсов;

- FRP (Financeresource/requirementsPlanning) – система управления планированием финансовых ресурсов;

- KDD (KnowledgeDiscoveryinDatabases) – система обнаружения знаний в базах данных;

- MPS (Master Planning Schedule) – система управления «объемно-календарным планированием»;

- MRP (MaterialRequirementsPlanning) – система управления материальными ресурсами;

- MRPII (ManufacturingResourcePlanning) – интегрированная система управления планирования, включающая системы MRP и CRP.

И этот список можно продолжить, так как все больше появляется новых систем для поддержки принятия управленческих решений. Умелое применение их для использования нематериальных ресурсов становится инфоком-инструментарием современного менеджмента применительно к условиям виртуальной среды. Им является предложенный нами инфоком-менеджмент [1], который и следует использовать в ВТП, осваивающих эту среду.

Система инфоком-менеджмента рассматриваемых ВТП предполагает:

а) наличие у ВТП, у его системы менеджмента развитой сети телесвязей соответствующего масштаба на базе применения ИКСТ;

б) понимание менеджментом ВТП того, что информация – то, что доведено до получателя благодаря механизму восприятия, то есть эта информация не только принята, но также понята и оценена как полезная, и потому она подготовлена к интерпретации в знания;

в) наличие знаний, получаемых в результате интерпретации релевантной информации, и их использование для создания новаций и коммерциализации оных, а также для генерации новых знаний.

Вот почему ИКСТ как инструментарий, применяемый в современных условиях в социально-экономических и организационно-управленческих системах, обеспечивает информационно-знаниевую поддержку принимаемых решений. Кроме того, учет менеджментом ВТП возможностей и особенностей человеко-компьютерного взаимодействия способствует принятию неординарных, качественных управленческих решений.

Реализация этого, в свою очередь, предполагает наличие у сотрудников ВТП:

- должных умений, навыков и опыта работы с персональным компьютером и новейшими ИКСТ;

- необходимых коммуникационно-коммуникативных компетенций для осуществления эффективных взаимодействий,

- компетенций по выбору необходимых ИКСТ для применения во всем соответствующем масштабе бизнес-среды.

Выводы

Для промышленности нашей страны и ее предприятий, для менеджмента ВТП, активно осваивающих и виртуальную среду, отмеченные здесь аспекты становятся важным фактором развития инновационной наукоемкой экономики в условиях становления «общества знаний» и развития его материально-виртуального бизнес-пространства.

Менеджмент ВТП должен быть компетентен в эффективном использовании указанного инструментария, и потому менеджерам в управленческой практике следует применять инфоком-менеджмент.


Источники:

1. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент: Учебное пособие [Текст]. – М.: Университетская книга, Логос, 2007.
2. Мартынов Л.М., Макарченко М.А. Организационная культура в системе информационно-коммуникационного менеджмента: Учебное пособие [Текст]. – СПБ: СПбГУЭФ, 2006.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:01:10