Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»9 / 2012

Экономический механизм частно-государственного взаимодействия в сфере регулирования ценовых пропорций оборонного комплекса

Архипенко Владимир Александрович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и экономического анализа, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Россия

Economic Mechanism of Private and State Interrelationinal Field of Regulation of Military Complex Pricing Proportions - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 21

Аннотация:
Представлены различные параметрические методы ценообразования, которые позволяют повысить степень обоснованности цен на специфическом рынке продукции оборонного назначения в системе частно-государственного взаимодействия в процессе регулирования ценовых пропорций.
Цитировать публикацию:
Архипенко В.А. Экономический механизм частно-государственного взаимодействия в сфере регулирования ценовых пропорций оборонного комплекса // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 9. – С. 112-119.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Государственный заказ как элемент экономической деятельности государства, и оборонный госзаказ не является исключением, выполняет ряд важнейших функций, основными из которых являются: инновационная функция; функция ценового регулирования; социальная; воспроизводственная функция; стимулирующая функция.

Оборонный заказ: теоретическое моделирование

Экономический механизм частно-государственного взаимодействия в системе государственных закупок служит для удовлетворения государственных нужд посредством закупки наилучшей продукции по самой низкой цене, обеспечивает приобретение товаров, оказание работ и услуг при наиболее эффективном расходовании госсредств.

Государство использует государственные закупки и для обеспечения национальной безопасности, которая является одной из важнейших социальных задач. Быть поставщиком Министерства обороны сегодня, в условиях кризиса, – реальная возможность сохранения бизнеса, стабильного и планомерного развития производства. Государственным оборонным заказом должны заниматься предприятия, чья продукция является современной и конкурентоспособной, предпочтение в ходе распределения заказов отдается как раз тем предприятиям, которые в состоянии выпускать по-настоящему конкурентоспособную и по боевой мощности, и по дальности, и по защищенности продукцию [1].

Однако изучение работ отечественных и зарубежных ученых показывает, что разработка научной концепции и направлений модернизации организационно-экономического механизма реализации государственной политики в сфере оборонных закупок в соответствии с рыночными требованиями находится на начальном, эмпирическом этапе исследования и требует перехода к теоретико-модельному этапу.

Анализ нормативно-правовых актов по регулированию цен государственных закупок для целей обороны страны выявил следующие основные положения, приоритетность исполнения которых для промышленных предприятий, выполняющих оборонные заказы, не вызывает сомнений.

Директивное ценообразование на продукцию оборонного назначения обеспечивает регулирование ценовых пропорций государственных заказчиков и поставщиков при подготовке, согласовании, размещении и выполнении государственных контрактов. В рамках согласовательных процедур осуществляется выбор формулы для формирования цены, анализ стоимостных показателей создаваемой продукции, методические рекомендации по расчету цен представляют собой вариант затратного метода, который корректируется на индекс-дефлятор [3]. Методом калькулирования или методом индексирования рекомендуется определять цену единицы военной продукции.

Существуют и более ранние по сроку инструкции о ценообразовании, которые официально не отменены, но в практической работе они не применяются. Последующие нормативные акты их дублируют, а ранее предусмотренные льготы для предприятий изъяты из новых изданий. Так ранние по выпуску инструкции регламентировали применять уровень рентабельности на оборонную продукцию в размере 25% от себестоимости. Приказом ФСТ от 15.12.2006г. № 394 уровень рентабельности не должен превышать 20%, а минимальное значение не должно быть ниже 5%. Реальный уровень рентабельности у подавляющего числа предприятий стал составлять по нормативу 16–18%. Практически данным Приказом рентабельность, закладываемая в проекты цен, снижена на 7–9%.

Замораживание цен: выход или нет?

Из последних инструкций исчезли поощрительные льготы для предприятий, которые осваивают новые виды изделий, внедряют процессные инновации, направленные на резкое снижение себестоимости оборонной продукции. В настоящее время вслед за внедрением мероприятий по снижению себестоимости оборонной продукции незамедлительно снижаются цены на готовые изделия там, где эти новшества были внедрены. Такой подход к процессным инновациям делает их внедрение бессмысленным для предприятий, которые их внедряют, так как не окупаются даже затраты, вложенные в эти инновации.

В погоне за снижением расходов на приобретение военной техники высшие руководители Министерства обороны РФ выпустили для нижестоящих подчиненных внутриведомственные директивы, которые ограничивали рост цен на продукцию оборонного назначения произвольным коэффициентом. 23 октября 2006 г. вышла директива заместителя министра обороны РФ № 343/1/1056 и директива начальника Управления вооружения вооруженных сил РФ от 14.11.2006 г. № 343/1/1142, отменявшие ранее действовавший подход к согласованию цен на продукцию оборонного назначения, основанный на оценке состава затрат на производство и уровня рентабельности. Военные представители Министерства обороны на предприятиях стали применять индексы-дефляторы 1,06 к цене предыдущего года. Для справки: опубликованные 16 сентября 2009 года Министерством экономического развития России индексы-дефляторы в машиностроении составили в 2007 г. – 113,8 , 2008 г. – 113,1. Фактически в течение двух лет цены на оборонную продукцию произвольно занижались на 7–8 процентов. В 2009 году военные представители на местах получили установку пользоваться существующими инструкциями без произвольного ограничения роста цен.

В 2010 году положение с ценообразованием в оборонных заказах резко изменилось: произошло замораживание Минобороны на уровне 2009 года всех цен на оборонную продукцию, которую предприятия поставляют в рамках государственного оборонного заказа, с распространением этих цен на 2010 год и вплоть до 2012 года без учета инфляционной составляющей, которое сопровождается перманентным ростом цен на энергоносители. Данное положение негативно отразилось на финансовых результатах промышленных предприятий, выпускающих продукцию оборонного назначения. Положение усугубляется тем, что заказчики продукции гражданского назначения также требуют снижения цен. Этот процесс так же никем не контролируется и не регулируется. Решение поставленных вопросов требуют немедленного реагирования.

Обладая значительными производственными мощностями, наряду с выполнением государственных заказов предприятия выпускают продукцию гражданского назначения. Развитие процессов в области ценообразования на промышленных предприятиях проходило последовательно: от инфляционного до затратного и в последнее время коммерческого ценообразования, в основе которого учет коммерческой значимости (спрос) и полные затраты предприятия на ее осуществление.

Как регулировать пропорции

Цена в условиях рынка проявила такие качества, с которыми современные промышленные предприятия охотно связывают свое благополучие, величину доходов, расходов. Как конъюнктурная категория цена испытывает влияние комплекса различных факторов: социальных, экономических, политических, психологических. Основной целью любой формы предпринимательства является получение прибыли.

Необходимый размер прибыли для предприятия (фирмы) определяется потребностями его развития и не может быть меньше минимально допустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В противном случае в условиях жесткой конкуренции предприятие может разориться и стать банкротом.

Снижение цены влечет снижение прибыли, следовательно, образуется недостаточно средств на обновление основных фондов. Наличие физически и морально изношенных основных фондов приводит к неэффективности их использования. Недостаточные темпы обновления основных фондов сдерживают процесс модернизации экономики России.

Рассмотрим воздействие сложившегося экономического механизма частно-государственного партнерства регулирования ценовых пропорций на примере промышленного предприятия ОАО «Энергия» по производству химических источников тока (г. Елец Липецкой области).

По данным ОАО «Энергия» на фоне роста основных экономических показателей, таких как величина активов баланса, стоимость основных фондов, объемы производства и реализации продукции, работ, услуг, чистая прибыль уменьшается (рис. ).

 1

Рис.  Соотношение основных экономических показателей с чистой прибылью [2].

Предприятие просчитало возможные потери от фиксации цен 2009 года в 2010 году. Выпадающие доходы составят без амортизации – 48 миллионов рублей. Эти средства предназначались для модернизации производства, для замены изношенного оборудования и на инновационные цели. Практически все оборудование, связанное военной тематикой выпуска, времен СССР и все имеет 100%-ый износ, так как при нормативном сроке эксплуатации 10 лет, оно работает 25–30 лет. Предприятие изучило проблемные вопросы по реализации программы технического перевооружения, с которыми связаны все секторы реальной экономики страны.

Российские банки, в отличие от зарубежных, резко сузили перечень материальных ценностей принимаемых в залог для обеспечения выданных кредитов. Если раньше предприятие оформляло до 150 миллионов кредитных ресурсов за счет собственного залога, то сейчас нам приходится испрашивать по конкурсу залоговое обязательство на 50 миллионов рублей. При объемах оборота 700 миллионов рублей и прибыли 100 миллионов рублей это положение с отсутствием собственного залога абсурдно. Такие волевые решения банков были приняты ими с целью ограничения свободного кредитования промышленных предприятий. Цель – направление якобы невостребованных предприятиями полученных банками государственных средств для борьбы с кризисом, на иные вложения, которые дают банкам огромные прибыли в ущерб нормального развития промышленности.

Цена в условиях инфляции

Проблемы формирования внутренних цен на продукцию оборонного назначения связаны, главным образом, с продукцией, поставляемой в рамках Государственного оборонного заказа. Несовершенство отдельных сторон формирования цен предполагает необходимость их обоснования различными способами, например, в дополнение к методам калькулирования и индексирования целесообразно использовать различные параметрические методы ценообразования. Это позволяет повысить степень обоснованности цен на специфическом рынке продукции оборонного назначения.

Одной из наиболее часто применяемых на практике выступает форма договора о ценах в условиях инфляции. Сначала достигается договоренность о базовом уровне цены на момент заключения договора (или на другой оговоренный специально момент времени). Эта цена будет приспосабливаться затем к конкретным условиям инфляции с помощью точно установленной в договоре формулы индексирования. Данная формула может, к примеру, выглядеть следующим образом:

Pt = P0 (a1m1t + a2m2t + a3),

где Pt и Ро – договорная и базисная цены; a1, a2 – доля затрат на материалы и заработную плату в цене; a3 – доля прибыли в цене; m1t – индекс материальных затрат к моменту t; m2t – индекс затрат на заработную плату к моменту t.

В этой формуле не индексируется доля маржинальной прибыли, т.е. покрытия, в цене. Происходит, таким образом, разделение рисков через цену. К тому же применение различных индексов для учета динамики материальных затрат и заработной платы позволяет точнее учесть динамику инфляции по данному продукту.

Выводы

В развитых странах решения таких задач, как регулирование цен и контроль за ценообразованием на внутреннем рынке, государство добивается разными методами, учитывая особенности развития экономики. Важной частью экономической и социальной политики государства является политика ценообразования, для осуществления которой используют следующие рычаги: государственные заказы на производство продукции; социальные и экономические региональные и государственные программы; налоговые и финансово-кредитные инструменты.

Касаясь собственно проблем экономики государственного оборонного заказа, следует отметить, что социально-экономическое развитие Российской Федерации невозможно без модернизации экономики, в первую очередь на основе устойчивого развития реального сектора [4].

В сфере материального производства особое место занимает оборонно-промышленный комплекс, которому, несмотря на разрушительные «реформы», удалось на минимально допустимом уровне сохранить внутренний потенциал развития, который в настоящее время при определенных условиях может послужить основой для создания конкурентных преимуществ России на мировых рынках вооружения и другой высокотехнологичной продукции.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Путин В.В. Цитата из выступления на совещании по приоритетным направлениям госпрограммы вооружения на 2011–2020 годы.
2. Данные ООО «Энергия», разрешенные к использованию.
3. Приказ ФСТ РФ от 18.04.2008 № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету цен на вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем» // «КонсультантПлюс» (Дата обращения 23.03.2010 г.).
4. Трофимов О.В., Ефимычев Ю.И., Ефимычев А.Ю., Шипилов А.Г. Модернизация предприятий промышленности: концепция, стратегии и механизм реализации // Креативная экономика, 2011, № 11 (59) // http://www.creativeconomy.ru/articles/14224/.