Интеллектуальное предпринимательство и Интернет-плагиат: альтернатива интеллектуального развития нации

Корженевская О.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (69), Сентябрь 2012

Цитировать:
Корженевская О.Н. Интеллектуальное предпринимательство и Интернет-плагиат: альтернатива интеллектуального развития нации // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 9. – С. 72-77.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17896965

Аннотация:
Рассматриваются актуальные проблемы, связанные с формированием экономики знаний в России, изучаются концепты «интеллектуальное предпринимательство» и «интернет-плагиат» как ведущие феномены современного образовательного и научно-творческого процессов, а также выявляются причины активного распространения интернет-плагиата в студенческой и научной среде в России в наши дни.

Ключевые слова: экономика знаний, интеллектуальное предпринимательство, интернет-плагиат, информационная неопределенность



В наши дни, когда речь заходит об актуальных вопросах образования и предпринимательства, стандартно обсуждаются одни и те же темы: инновации, бизнес-образование, партнерство бизнеса и образования, предпринимательский университет, построение экономики знаний [1]. Складывается впечатление, что современное российское общество сплошь состоит из богатых успешных инноваторов, желающих как можно быстрее коммерциализовать свои открытия и ежечасно ломающих голову над оптимальными стратегиями этой коммерциализации, а также большинства населения, которое пока вышеуказанных навыков и знаний не приобрело, но, по уверению официальных источников, большими шагами движется в данном направлении. Может показаться, что в России полным ходом реализуется приоритетное направление развития, выбранное правительством: построение постиндустриального общества и его наиболее совершенной формы – экономики знаний. Так ли это – серьезный вопрос.

Глобальная сеть как источник плагиата

Важнейшей чертой интеллектуального предпринимательства является способность индивидуума порождать новое знание. Данная формулировка подразумевает не использование уже имеющейся информации в модифицированном виде, а открытие нового знания или применения его в нестандартных областях. К сожалению, сегодня в связи с активным использованием сети Интернет в процессе обучения все большую серьезность приобретает проблема снижения способности к синтезу нового знания у современных студентов и практически экспоненциального роста доли интернет-плагиата в их курсовых и выпускных работах.

По данным официальных источников, около 80% всех студенческих работ представляют собой плагиат в той или иной степени. Эти данные подтверждает и проведенный автором в апреле 2012 года в социальной сети опрос на тему «Интернет-плагиат: необходимый инструмент в учебе или обман преподавателя?». На вопрос отвечали студенты, проходившие обучение в вузах в период 2005-2011 гг. За сутки в опросе успели поучаствовать 59 человек. По результатам опроса, 76,2% респондентов признались, что в той или иной мере использовали интернет-плагиат в процессе учебы. Из них 22% считают плагиат необходимым и очень важным инструментом для «экономии личного времени» в процессе учебы. И только 23,8% ответивших заявили, что честно и самостоятельно выполняли в университете все положенные работы. Графические результаты опроса отражены на рисунках 1 и 2. На графике по вертикали отмечено количество голосов, по горизонтали – время голосования.

1

Рис 1. Временной график хода опроса «Интернет-плагиат: необходимый инструмент в учебе или обман преподавателя» 23-24 апреля 2012 г.

Источник: составлено автором (социальная сеть «В Контакте»)

2

Рис.2. Итоговое распределение голосов в опросе «Интернет-плагиат: необходимый инструмент в учебе или обман преподавателя» 23-24.04.2012 г.

Источник:составлено автором

Знание выражено в действии

В наше время особенно заметным стало различие между двумя понятиями: знанием и информацией. Как точно подмечено Г. Константиновым и С. Филоновичем: «В отличие от информации знание предполагает наличие точки зрения, убеждения и намерения, оно всегда связано с действием, реальным или потенциальным» [2]. Убедиться в том, что информация трансформировалась в знание, можно лишь использовав эту информацию применительно к какой-либо проблеме, реализовав действие. У знания есть еще одно важное преимущество перед формальной информацией – оно дает возможность интерпретировать опыт, как индивидуальный, так и социальный. Именно знание, а не информация позволяет более качественно строить прогноз будущих событий в различных сферах жизни общества.

Резко возросший процент плагиата в студенческих работах связан с возникновением двух парадоксов, характерных для нового века: информационной насыщенности и информационной неопределенности. Возможность найти практически любой материал в сети Интернет снижает мотивацию обучающихся к генерации нового знания, к интеллектуальному предпринимательству. Слушатели предпочитают брать готовый текст в Интернете и механически трансформировать его в ожидаемый от них результат [2]. При этом у них, естественно, не вырабатывается способность к критическому анализу информации, который и является основой для формирования индивидуального знания.

Информация нуждается в фильтрации

Информационная неопределенность проявляется как следствие больших объемов данных, доступных в глобальной сети. Умножение числа альтернатив усиливает ощущение того, что проблема рассмотрена не полностью, упущены важные факторы, которые могут повлиять на аналитические выводы. При несовпадении информации об одном и том же объекте, качественной или количественной, возникает вопрос о ее достоверности. Социальные психологи утверждают, что повышенная неопределенность приводит к росту уровня тревожности. К тому же очевидная невозможность переработать и усвоить грандиозные объемы найденной по проблематике информации, вызывает у человека осознание собственного «интеллектуального ничтожества», что еще больше мешает развитию желания продуцировать новое знание [2].

Однако, как уже было отмечено, основой построения экономики знаний является интеллектуальное предпринимательство, явление прямо противоположное плагиатоориентированному регрессивному мышлению.

Суть концепта «интеллектуальное предпринимательство» легко понять, приняв во внимание определение предпринимательства, данное профессором Гарвардской школы бизнеса Говардом Стивенсоном: «Предпринимательство – это поиски возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов» [3]. В свою очередь интеллектуальное предпринимательство можно определить как способность к оптимальному использованию исходных ресурсов для генерации новых знаний и идей и практическое применение этих знаний в условиях открытого социума. Оно во многом сходно с традиционным предпринимательством, однако не связано напрямую с мгновенным получением финансовой выгоды.

Признаки интеллектуального предпринимательства

С. Филонович и Г. Константинов выделяют пять признаков интеллектуального предпринимательства:

Признаки интеллектуального предпринимательства

3

Источник: составлено автором по материалам [1]

Вкратце раскроем данные признаки. Интеллектуальное бесстрашие – это умение не смущаться уровнем сложности проблемы, творчески подходить к ее решению и получать тем больше морального удовлетворения от решения задачи, чем сложнее она была. Информационная грамотность заключается в интуитивном умении быстро находить нужную информацию, среди большого массива данных. Именно внутренняя интуиция, развитая с опытом, позволяет выработать толерантное отношение к информационной неопределенности и избыточности. Способность порождать новое знание не требует дополнительных пояснений, куда интереснее вопрос мотивации к выработке инновационных идей.

Подобная мотивация может быть внешней и внутренней. Внешняя мотивация к интеллектуальному предпринимательству определяется рядом факторов окружающей среды, воздействующих на личность. Например, человек, погруженный в общество с активными открытыми способностями к интеллектуальному предпринимательству, подвергается воздействию т.н. эффекта «индукции»: он «заражается» желанием создавать новое от своих более успешных коллег. На этом принципе основан метод «мозгового штурма». Что касается внутренней мотивации, она может быть создана посредством ролевого моделирования. Человек наблюдает за поведением кого-то, кто имеет в его понимании высокий социальный статус и авторитет, и начинает сознательно или непроизвольно копировать усвоенный стиль поведения. Через какой-то период потребность воспроизводить устоявшийся образ мышления становится внутренней.

В эпоху развитой индустриализации рабочая сила или труд являлись всего лишь одним из факторов производства, и могли быть приобретены на соответствующем рынке. Работник, оставаясь «разменным товаром», был заинтересован в компании гораздо больше, чем она в нем. В рамках экономики знаний наблюдается обратная ситуация. Возникает некоторая прослойка людей, обладающих уникальными для данной компании компетенциями. Их невозможно купить на рынке или заменить. Таким образом, компания заинтересована в таком работнике гораздо больше, чем он – в ней. Способность к интеллектуальному предпринимательству может стать серьезным конкурентным преимуществом и фактором формирования индивидуального успеха. Однако закономерно встает вопрос: кто и как должен заниматься развитием этих навыков у студентов и аспирантов.

Выводы

Сегодня на 4/5 утрачена способность общества к активной предпринимательской деятельности в интеллектуальной сфере. Современная государственная политика на уровне средней школы, вуза и поствузовского образования, к сожалению, лишь усугубляет ситуацию. При этом государство требует высоких показателей в сфере инновационного развития. Руководствуясь постулатами банальной логики, легко сделать вывод, что одновременное существование этих двух явлений невозможно. В наши дни растет поколение магистров и аспирантов, вчерашних студентов, не имеющих серьезных навыков проведения аналитических исследований и критического взгляда на мир. Следовательно, они вряд ли смогут научить этому грядущие поколения. Аналитические исследования становятся уделом избранных, борющихся за монополию на интеллектуальное предпринимательство, приносящее высокий доход. С точки зрения бизнеса, это оправданно, однако о каком построении общества знаний тогда идет речь?

Развитие навыков интеллектуального предпринимательства становится личной задачей каждого современного студента, сложной, но довольно интересной. Только те, кто умеют быстро и четко генерировать новое знание, интерпретировать его в некий новый опыт, смогут занять лидирующие позиции в нашем отвыкшем от интеллектуальных усилий обществе.


Источники:

1. Алетдинова А.,, Корицкий А.В., Курчеева Г.И. Методика оценки способностей личности к инновационной деятельности предпринимателя // Креативная экономика. – 2011. № 1. – С. 99-104
2. Корицкий А.В. Динамика частной и социальных норм отдачи образования в России [Текст] // Вопросы инновационной экономики, 2011, №1. — http://www.creativeconomy.ru/articles/14442.
3. Константинов Г., Филонович С. Интеллектуальное предпринимательство, или Принципы обретения конкурентного преимущества в новой экономике. Harvard Business Review (русское издание) [Текст]. – Октябрь, 2005.
4. Константинов Г., Филонович С. Что такое предпринимательский университет [Текст] // Вопросы образования. – 2007. - №1.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:37:36