Возможности и перспективы кластеризации машиностроительной отрасли

Шарипов Т.Ф.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (68), Август 2012

Цитировать:
Шарипов Т.Ф. Возможности и перспективы кластеризации машиностроительной отрасли // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 8. – С. 38-44.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17829079
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрен зарубежный и отечественный опыт кластеризации. Особое внимание уделяется оценке возможности кластеризации предприятий машиностроительной отрасли, для этого предложена и апробирована соответствующая методика.

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление, машиностроение, кластер, эффективность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Основой конкурентоспособной промышленности является высокоразвитая машиностроительная отрасль. В современных условиях глобализации, одним из эффективных способов развития предприятий является кластеризация, позволяющая снижать производственно-сбытовые затраты и повышать рентабельность выпускаемой продукции.

В единстве заложен рост

Одно из первых определений промышленных кластеров дал известный экономист А. Маршалл. В результате наблюдения за экономическим развитием промышленных районов в Англии он сформулировал три причины того, почему группы компаний определенной отрасли, расположенные рядом, будут более производительны, чем по отдельности. Эти причины получили название «Маршаллианской троицы» (Marshallian Trinity): формирование пулов на рынке труда, специализация поставщиков, перелив знаний [1].

Позднее М. Портер предложил «ромб (бриллиант) конкурентоспособности», который состоит из следующей системы показателей: факторные условия, условия внутреннего спроса, родственные и поддерживающие отрасли, структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция [2].

Таким образом, можно заметить связь между маршалловской триадой и портеровским «ромбом конкурентоспособности». Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует о повышении конкурентоспособности, как производственных комплексов, так и территорий путем формирования кластерных образований. Во многих развитых странах отраслевые кластеры стали привычной формой организации бизнес-образований. Формирование кластера связано с управлением соответствующими процессами, в первую очередь, такими как разработка планов действий; распределение ресурсов; применение принципов и методов; анализ данных; расстановка приоритетов; формирование и ранжирование целей. Для реализации процесса формирования кластера необходимо выявить и типологизировать инструменты, используемые в процессе управления, каждый из которых имеет определенные границы применения.

Создавать кластеры необходимо поэтапно. На подготовительном этапе необходимо обосновать актуальность, экономическую целесообразность, разработать механизм создания и развития кластера и принять решение о полномасштабной работе над проектом. Актуальность создания кластеров обусловлена общими закономерностями развития экономики на современном этапе и заключается в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой. Кластер выступает как схема, согласно которой все производство, начиная от разработки нового изделия, производства опытного образца, проведения необходимых испытаний, и заканчивая реализацией продукции, осуществляется в едином русле, что дает возможность выстроить эффективную цепь затрат и обеспечить повышение конкурентоспособности машиностроительной продукции.

Моделирование раскрывает потенциал

Процедура создания кластеров должна быть ориентирована на привлечение представителей региональной и местной власти, которые, имея свои интересы в ходе развития территорий, обладают достаточными правовыми, финансовыми, административными рычагами для влияния на ситуацию в регионе. Схема создания кластера определяется экономической ситуацией в регионе, целями его развития, степенью заинтересованности частного и общественного секторов экономики.

Для обеспечения устойчивости и сбалансированности в процессе создания и функционирования кластерного образования, необходимо моделирование процессов кластеризации машиностроения. При этом применение экономико-математического моделирования сферы производства характеризуется использованием следующих подходов [3]:

• объединение отраслевых моделей в единую систему моделей производства;

• построение модели как совокупности моделей территориальных промышленных комплексов;

• разработка моделей натурально-стоимостных балансов промышленного комплекса;

• модель целевых комплексных программ промышленного комплекса.

Для оценки возможностей кластеризации в машиностроительной отрасли региона, необходимо выявить перспективы кластеризации, т.е. наличие конкурентных преимуществ предприятий по видам экономической деятельности и инфраструктурных организаций, находящихся на данной территории, возможность их объединения.Считаем необходимым провести анализ потенциала кластеризации машиностроения на примере Оренбургской области, применив и адаптировав методику А. Колошина, Л. Колчинской, К. Разгуляева, В. Русиновой: «Анализ потенциала кластеризации профильных подотраслей промышленности».

Важно отметить, что анализ отрасли проводился на основании данных экспертных оценок. Экспертами были оценены состояние и перспективы машиностроительной отрасли Оренбургской области с точки зрения их соответствия понятию «кластер» и возможности перерасти в кластер в будущем.

С целью изучения эффективности кластеризации машиностроительной отрасли был проведен опрос экспертов, в котором приняли участие 50 человек, представляющих различные группы: руководители предприятий (14%); руководящий состав и специалисты кредитных отделов финансово-кредитных учреждений (54%); руководители и специалисты инвестиционных компаний (6%); представители министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (16%); физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (10%). Учитывая, что основным внешним источником инвестирования для предприятий машиностроительного комплекса в настоящий момент являются банки, они составили большую группу респондентов.

Эксперты оценили значение каждого фактора: уровень обеспеченности квалифицированными кадрами; количество ноу-хау в отрасли, способность к инновациям; уровень сложности продукции и многоэтапности производственного процесса; уровень связанности (интегрированности) процессов изготовления продукции; уровень развитости систем аутсорсинга (в том числе работы с исследовательскими организациями и вузами); уровень технической оснащенности предприятий отрасли; доля поставок в другие регионы (в т.ч. экспорта); финансовая стабильность, в рассматриваемой отрасли по 9-и балльной шкале. Оценка «9» означает, что по данному показателю рассматриваемая отрасль находится в наиболее выгодной позиции, «1» – в наименее выгодной.

На следующем этапе полученные данные от экспертов обрабатываются следующим образом: вычисляются средние веса факторов; вычисляются средневзвешенные оценки отраслей по каждому фактору.

То, что на первом плане

Для упрощения экспертных оценок потенциала кластеризации был применен метод попарного сравнения. В целях позиционирования отраслей по оси абсцисс откладывается значение для каждой отрасли по критерию «потенциал кластеризации», а по оси ординат соответственно по критерию «привлекательность рынка». Этот график наглядно демонстрирует, какие подотрасли машиностроения, по мнению экспертов, имеют одновременно и высокий потенциал кластеризации, и значительную привлекательность рынка (рис. 1).

Из рисунка видно, что наиболее перспективны для кластеризации тяжелое, энергетическое, железнодорожное машиностроение. Но при этом, как известно в рыночной экономике, эффективность функционирования, как предприятия, так и различных союзов, определяется наличием спроса. Так одним из перспективных направлений, на наш взгляд , является производство предприятиями машиностроения продукции для строительной индустрии по выпуску экономичных и энергосберегающих строительных материалов. Одним из таких материалов является автоклавный ячеистый бетон. Стоимость возведения стены из данного материала в 2-3 раза ниже, чем из кирпича, а по качеству значительно выше [4]. В связи с вышеотмеченным, считаем необходимым сформировать машиностроительный кластер для производства технологического оборудования по выпуску изделий (блоков, плит перекрытий, лестничных маршей и др.) из автоклавного ячеистого бетона (табл. 1).

Целевой установкой в рамках создания машиностроительного кластера является определение оптимальной структуры кластера. Системообразующим элементом в формируемом машиностроительном кластере являются машиностроительные предприятия: ОАО «МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ», ОАО ПО «Стрела», ОАО «Инвертор», ОАО «Гидропресс», ОАО «Новосергиевский механический завод», ОАО «Орский вагонзавод», Группа предприятий «Уралэлектро», ООО «Абдулинский опытно-механический завод». Научно-исследовательская деятельность, обучение и повышение квалификации персонала кластера будут осуществляться в рамках Оренбургского государственного университета.

Объединение в кластер предприятий машиностроения позволит им выпустить новую продукцию, пользующуюся спросом, и получить дополнительную прибыль, а регион получит дополнительные рабочие места и налоговые поступления.

Вывод

Проведенная оценка перспектив кластеризации, позволит сформировать машиностроительный кластер, максимально используя существующий потенциал предприятий данной отрасли.


Источники:

1. Маршалл А. Принципы экономической науки [Текст]. – М. : Прогресс, 1993.
2. Портер М. Конкуренция [Текст]. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2003.
3. Шарипов Т.Ф. Использование механизма планирования для создания машиностроительного кластера [Текст] / Т.Ф. Шарипов, С.А. Терехова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2011, №13.
4. Шарипов Т.Ф. Экономичная и энергосберегающая продукция основа инновационного развития строительной отрасли в современных условиях [Текст] // Проблемы становления инновационной системы и развития предпринимательства в Республике Казахстан: Материалы Международной. науч.-практической конференции: В 2 частях. Ч.2. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2009.

Страница обновлена: 19.04.2024 в 18:14:46