Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»7 / 2012

Факторы влияния на результативность инновационной политики

Вьюгова Елена Леонидовна, канд. философ. наук, зав. кафедрой экономики и управления, Пермский институт экономики и финансов, Россия

Influence Factors of Innovative Policy Efficiency - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 45

Аннотация:
В статье рассматриваются подходы к определению инновационной политики, ее значение для экономики предприятия, факторы, влияющие на результативность инновационной политики промышленного предприятия.
Цитировать публикацию:
Вьюгова Е.Л. Факторы влияния на результативность инновационной политики // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 7. – С. 76-80.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Сегодня особую актуальность приобретают исследования, направленные на формирование и реализацию инновационной политики промышленных предприятий.

Необходимость создания эффективной инновационной политики на микроуровне вызвана, в первую очередь, ее возрастающим значением для экономики предприятия.

Толкование понятия…

Формируемая на предприятиях инновационная политика способствует повышению эффективности деятельности организаций и успешному развитию экономики. Отмечается, что политика промышленного предприятия в области инновационной деятельности может оказывать влияние на:

• технико-экономические показатели работы предприятий;

• структуру производства и управления предприятия;

• экономический потенциал предприятия;

• конкурентоспособность продукции и предприятия;

• изменение спроса на продукцию отраслей промышленности на внешнем и внутренних рынках.

Анализ отечественной литературы показал, что отсутствует единое толкование понятия «инновационная политика предприятия».

Так, Медынский В.Г. указывает, что «инновационная политика предприятия» представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов предприятия» [3].

Шутилина Е.Ю. в своем диссертационном исследовании дает следующую трактовку понятия инновационная политика промышленного предприятия – «совокупность принципов, целей, задач, экономических, правовых и организационных мероприятий, форм, механизмов и методов управления, направленных на достижение долгосрочных стратегических ориентиров инновационного развития для повышения конкурентоспособности и роста эффективности промышленного производства» [4]. 

Лаушкина Н.С. под инновационной политикой предприятия понимает «целенаправленную деятельность по определению важнейших направлений, выбору стратегических приоритетов перспективного развития предприятия и выработке требующегося для их достижения комплекса мероприятий» [2].

Другие ученые Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. считают, что инновационная политика на микроуровне представляет собой основополагающую линию действий, систему мер в области управления инновационным развитием фирмы в соответствии с поставленными целями и принятой стратегией [1].

Факторы, определяющие инновационную политику предприятия

В современных рыночных условиях одним из основных принципов производственной деятельности промышленного предприятия является его результативность. В международном стандарте ИСО 9000:2000 указанный термин определяется как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов результативность.

Высокая степень самостоятельности промышленной организации, как и любой социально-экономической системы, непосредственно или косвенно сочетается с ее зависимостью от внешней среды. Поэтому одной из задач руководства предприятия при формировании механизма и реализации инновационной политики является учет внешних факторов и условий.

Необходимо отметить, что существуют разные точки зрения на классификацию факторов, влияющих на инновационную деятельность организации, а, следовательно, и на инновационную политику, рассматривающихся в работах отечественных и зарубежных ученых.

Шутилина Е.Ю. в своей диссертации рассматривает факторы, определяющие инновационную политику предприятия, и проводит оценку их приоритетности. Так, по-мнению автора, к внешним факторам, определяющим инновационную политику предприятия, относятся: уровень нормы доходности на капитал, стабильность функционирования кредитно-финансовой и банковской системы, уровень инфляции, научно-технический уровень промышленности, уровень налогообложения, правовое обеспечение инвестиционно-инновационной деятельности, развитость инновационной инфраструктуры, возможность формирования стратегических союзов и иных взаимоотношений с контрагентами, степень доступа к ресурсам, социально-политическая стабильность; монополизация части российского рынка, емкость и платежеспособность внутреннего рынка.

К факторам внутренней среды

Шутилина Е.Ю. относит: конкурентоспособность инновационной продукции, наличие платежеспособного спроса на инновационную продукцию, соответствие инновационной деятельности стратегическим задачам фирмы, профессионализм и высокую компетентность руководителей, наличие и систематическое обновление научно-технической, маркетинговой информации, сведений о поведении конкурентов, уровень организации производства, наличие системы стимулирования инновационной деятельности предприятия, наличие инвестиционных возможностей для проведения инновационной деятельности, уровень гибкости производства, уровень эффективности инновационной деятельности, сочетание принципов ответственности и предпринимательства подразделений, уровень инвестиционного и инновационного риска.

Медынский В.Г. выделил основные группы факторов, влияющих на формирование инновационной деятельности, среди которых рассматривает факторы, препятствующие и способствующие деятельности [3]. Среди факторов, оказывающих влияние на инновационную деятельность, определяет такие, как: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические и культурные.

Факторы, оказывающие влияние на результативность инновационной политики предприятия

Анализ существующей литературы позволил определить факторы, оказывающие, на наш взгляд, значительное влияние на результативность инновационной политики предприятия. К факторам внешней среды можно отнести:

• экономические (уровень инфляции, развитие малого и среднего предпринимательства, стабильность национальной валюты, уровень конкуренции);

• политические (государственная политика в области инноваций, лицензирования и патентования разработок, внешнеэкономическая политика);

• правовые (нормативно-правовые и законодательные акты, регламентирующие инновационную и инвестиционную деятельность);

• научно-технические (развитость инновационной инфраструктуры; уровень научно-технического развития отраслевой промышленности);

• деловую среду предприятия (поставщики, потребители, конкуренты);

• демографические (демографическое состояние в стране, влияющее на платежеспособный спрос населения, структура безработицы);

• социальные (образовательный уровень населения; уровень подготовки высококвалифицированных специалистов);

• культурные (уровень культуры населения, система культурных ценностей, сложившиеся традиции) и др.

Очевидно, что внешняя среда по отношению к предприятию является средой объективной, и поэтому руководству организации необходимо хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты реализации инновационной политики. Также, умение организации приспособиться к вышеуказанным факторам и условиям может служить залогом ее продуктивной, долговременной работы и успешного функционирования.

В отличие от внешней внутренняя среда в значительной мере носит субъективный характер: она напрямую зависит от деятельности предприятия, компетентности менеджеров различных уровней, в связи с чем последние самостоятельно могут корректировать инновационную политику путем непосредственного влияния на совокупность внутренних условий функционирования организации.

Среди факторов внутренней среды, оказывающей воздействие на формирование и реализацию инновационной политики предприятия, можно выделить:

• организационную структуру управления;

• место инновационной политики в общей структуре предприятия;

• инновационную и маркетинговую стратегию предприятия;

• уровень организации производства;

• уровень научно-технического потенциала;

• финансовое состояние предприятия;

• состояние основных производственных фондов;

• наличие ресурсного обеспечения;

• конкурентоспособность продукции;

• возможность диверсификации продукции;

• уровень инновационной активности предприятия;

• кадровый потенциал (состав и уровень квалификации работников, система подготовки и переподготовки кадров, мотивация персонала к инициированию и внедрению инноваций);

• формирование инновационной культуры в организации и др.

Вывод

Для определения влияния факторов на результативность инновационной политики, прежде всего, необходимо рассматривать воздействие факторов внешней и внутренней среды. Также представляется целесообразным рассмотреть влияние экономического потенциала предприятия на результаты реализации инновационной политики на микроуровне, что будет способствовать дальнейшим исследованиям в этой области.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гончаренко Л.П. Инновационная политика: учебник / Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнов. – М.: КНОРУС, 2009. – 352 с.
2. Лаушкина Н.С. Формирование инновационной политики промышленных предприятий на основе механизма эффективного управления их инновационным потенциалом // Диссер. на соискание уч. ст. к.э.н. – Орел, 2006. – 177 с.
3. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 295 c.
4. Шутилина Е.Ю., Формирование инновационной политики предприятия (на примере предприятий пищевой промышленности) // Диссер. на соискание уч. ст. к.э.н. – Воронеж, 2009. – 164 с.