Анализ инновационной политики развитых стран

Шахмаев А.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (66), Июнь 2012

Цитировать:
Шахмаев А.С. Анализ инновационной политики развитых стран // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 6. – С. 65-69.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17773068
Цитирований: 19 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В настоящее время перед Россией стоит задача инновационного развития экономики, организационно и законодательно предпринимаются первые шаги. На этом этапе необходимо учитывать мировой опыт. Автором анализируется инновационная политика развитых стран с выявлением общих особенностей.

Ключевые слова: финансирование, экономический рост, налоговые льготы, инновационное развитие, инвестиции, стимулирование, ресурсы, среда



Процессы глобализации привели к обострению технологической борьбы между национальными компаниями и странами в целом. Компании, которые активно ведут разработки и внедряют новые технологии, могут рассчитывать на более значительную долю на национальном и мировом рынках, чем те, что в данном отношении недостаточно активны.

Одна среда формирует другую

Приоритетными программами стран, которые относятся к числу мировых лидеров, являются программы научно-технического развития. Наряду с этим все более активную, а иногда и решающую роль в инновационных процессах играет предпринимательский сектор – крупный и малый бизнес, транснациональные корпорации.

В России же этот важнейший ресурс экономического развития используется незначительно, что не дает экономического эффекта. Причиной может быть ряд проблем, для выявления которых необходимо сравнить инновационные политики развитых стран, где инновационное предпринимательство достигло определенных успехов.

В большинстве стран с развитой экономикой регулирование и стимулирование инновационных процессов в основном происходит через национальные исследовательские программы и различные уровни государственного участия. В зависимости от степени государственного регулирования процесса инновационного развития можно выделить четыре основных модели научно-технического развития промышленно развитых стран [7,3]:

1. Страны – лидеры в науке, ориентированные на реализацию крупных целевых проектов. Как правило, значительная доля научно-технического потенциала оных сосредоточена в государственном секторе экономики (США, Англия и Франция).

2. Страны, ориентированные на развитие благоприятной инновационной среды и рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

3. Страны, развивающие восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса и координирующие действия различных секторов в научно-технической области (Япония и Южная Корея).

4. Страны новой, только формирующейся модели научно-технического развития, ориентированные на создание развитой индустриальной среды с использованием инновационного фактора. Развитие экономик стран этой группы происходит за счет заимствования достижений мирового научно-технического прогресса (Китай, Индия).

В целом страны, заинтересованные в своем развитии, идут по пути формирования соответствующей социально-экономической среды, и только на ее основе может возникнуть инновационная среда. Как пример можно привести распределение стран по показателю среднедушевого ВВП по квартилям в течение ХХ века [4], так как этот показатель поможет охарактеризовать приведенные выше модели инновационного развития. Страны первой и второй модели (США, Англия, Франция, Германия, Швеция и Швейцария) за вековой период не изменили своего положения в рейтинге, как занимали, так и занимают высокие места в IV (высшем) квартиле распределения стран по показателю среднедушевого ВВП. Здесь в течение столетия была сформирована развитая социально-экономическая среда.

Страны, для которых характерна третья модель инновационного развития (Япония и Южная Корея) совершили скачок в развитии; показатели среднедушевого ВВП этих стран за столетний период переместились из III квартиля в IV – высший. Среда, соответственно, развивалась.

В странах четвертой модели происходит формирование индустриальной среды, так, Китай за сто лет переместился из I (нижнего) квартиля в IV (высший) квартиль.

Неоднозначный стимул

Стимулирование развития инновационной среды осуществляется различными методами, одним из широко используемых в мировой практике являются налоговые льготы. Налоговые стимулы различаются по адресату (например, ориентация на малый инновационный бизнес), формам (уменьшение налогооблагаемой базы, снижение налога на прибыль корпораций), целям (снижение себестоимости наукоемкой продукции, привлечение в бизнес квалифицированного исследовательского персонала, амортизация научного оборудования, стимулирование инновационной деятельности в приоритетных направлениях и пр.), временным рамкам (возможности переноса налоговых льгот на прошлые или будущие налоговые периоды).

За последние 20 лет в разных странах проведен ряд научных исследований по изучению эффективности налоговых льгот на макро- и микроуровнях. Многие исследования подтверждают, что такие льготы ведут к дополнительным инвестициям на проведение НИОКР в частном секторе. Однако из-за неоднозначности или даже противоречивости результатов этих исследований одни страны (США, Япония, Франция, Канада, Австралия, Южная Корея, Сингапур, Нидерланды) активно используют в своей научно-технической политике различные схемы налогового стимулирования, в то время как другие (Германия, Финляндия, Польша) отказались от них или применяют в ограниченном объеме [1].

В таблице 1 приведены виды налоговых льгот и страны, которые их применяют.

Таблица 1

Налоговые льготы в сфере НИОКР для некоторых стран [9]

Виды льгот
Объемные льготы
(относятся ко всей сумме расходов на НИОКР за текущий налоговый период)
Приростные льготы
(относятся к приросту расходов на НИОКР по сравнению со средними затратами в предыдущем году)
Смешанные льготы
Налоговые кредиты, снижающие исчисленный налог на прибыль
Канада, Италия, Республика Корея, Нидерланды
Франция, Япония, Мексика, США
Португалия, Испания
Налоговые списания, уменьшающие базу для исчисления налога на прибыль
Дания, Великобритания
Норвегия, Бельгия
Австралия, Австрия, Венгрия

В развитых странах также оказывают финансовую поддержку инновационным проектам. Для финансирования инновационной деятельности достаточно широко применяются заемные средства, банковские кредиты, а также государственное финансирование. Доля банковских кредитов, направленных на развитие малых инновационных предприятий, в развитых странах составляет 20-40%, а в России она значительно ниже и не превышает 8% [6].

Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов на НИОКР между государственным и частным капиталом. В Японии же доля частных инвестиций превышает 80% [2].

Поддержка по критерию приоритетности

К государственным методам стимулирования в развитых странах можно отнести финансирование исследований, кредитование, субсидирование части процентных ставок по кредитам на НИОКР, предоставление в пользование государственных площадей на льготных или долевых условиях для осуществления научно-инновационной деятельности, а также государственные заказы.

Государственная финансовая поддержка направлена в основном на поддержку фундаментальных исследований. Важнейшую роль в развитии НИОКР играют национальные научные фонды, каковые предлагают спектр программ по поддержке научных проектов посредством предоставления грантов и кредитов. Так низкопроцентные займы получили более широкое распространение в Западной Европе, чем в США. Например, в Финляндии Национальное технологическое агентство (TEKES) выделяет средства, покрывающие 35-60% необходимых расходов на научно-инновационный проект. В Эстонии такой вид финансирования направлен на поддержку прикладных исследований и может покрывать от 60 до 75% всех расходов финансируемого проекта [8].

Как правило, в развитых странах сформирован перечень приоритетных направлений, поддержку получают исследования и разработки повышенной значимости для страны в целом.

Среди косвенных методов стимулирования инновационной активности можно выделить информационную поддержку инновационной деятельности. Ярким примером этого является Закон о японской технической литературе (1986 г. в США). В рамках этого закона в США была организована служба, которая занималась переводом научно-технических журналов и отчетов, издаваемых в Японии. В Великобритании Министерство инноваций высших учебных заведений и повышения квалификации на своем официальном сайте размещает большой массив документов, которые могут оказаться полезными участникам инновационного процесса. В Германии важным источником информации в области инновационного предпринимательства является Патентное ведомство, а для того, чтобы облегчить доступ малым и средним предприятиям к соответствующей информации, было создано более 20 патентно-информационных центров, рассредоточенных по всей стране [5].

Однако кроме информационных ресурсов в развитых странах существуют подразделения и учреждения, которые участвуют в посреднической деятельности между разработчиками инновационных идей и представителями бизнеса. К их числу относятся всевозможные офисы по трансферу технологий и инновационные брокеры.

Выводы

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что не существует конкретной модели инновационного развития экономики, строго следуя которой в стране неминуемо наступит социально-экономическое благополучие. Каждая страна с развитой экономикой прошла свой путь, но, безусловно, существуют общие критерии, способствующие инновационному развитию:

- развитая социально-экономическая среда, как основа инновационного развития;

- жесткая стратегия инновационного развития, в рамках которой отобраны приоритетные направления развития;

- налоговое стимулирование инновационного бизнеса;

- бюджетное финансирование научных исследований;

- информационная поддержка инновационного бизнеса;

- широкая сеть учреждений, занимающихся трансфером наукоемких технологий.

Россия находится в самом начале инновационного развития, и от рациональности применения накопленного мирового опыта и выработки собственной стратегии зависит будущее благополучие страны.


Источники:

1. Дагаев А. Налоговое стимулирование инноваций в предпринимательском секторе [Текст] // Проблемы теории и практики управления. – М.: 2004, №3.
2. Инновационный менеджмент: Учебное пособие [Текст] / Под редакцией доктора экон. наук, проф. Л.Н. Оголевой – М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Микушева Т.Ю. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности [Электронный ресурс] // http://www.pandia.ru/816112/.
4. Мировая экономика в XX веке: потрясающие достижения и серьезные проблемы [Текст] // Мировая экономика и международные отношения. – М.: 2001, №1.
5. Калятин В.О., Наумов В.Б., Никифорова Т.С Опыт Европы, США и Индии [Текст] // Российский юридический журнал, 2011, №1.
6. Усенко А.М. Классификация источников финансирования инновационно активных малых предприятий [Текст] // Экономические науки, 2009, № 4.
7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 6-е изд. [Текст]. – СПб.: Питер, 2008.
8. Finland as a knowledge economy / ed. by C. J. Dahlman, J. Routti, P. Yla-Antilla. Washington: The World Bank, 2007.
9. Raising EU R&D Intensity. Report of European Comission by an Independent Expert Group. L.: Office of official publications, 2003.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:13:08