Инновационная деятельность как объект налогового стимулирования

Бельтюкова С.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (65), Май 2012

Цитировать:
Бельтюкова С.М. Инновационная деятельность как объект налогового стимулирования // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 5. – С. 14-17.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17693791
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются теоретические аспекты использования налоговых инструментов в целях стимулирования инновационной деятельности предприятий и актуальные проблемы налогового регулирования инновационной деятельности в РФ.

Ключевые слова: инновации, налоговое стимулирование, инновационная деятельность, налоги, налоговое регулирование



В современной рыночной экономике инновационная деятельность имеет ключевое значение, поскольку является основой конкурентоспособности предприятий. Серьезное влияние на развитие инновационной деятельности оказывает государство, при этом государственная поддержка осуществляется при помощи прямых и косвенных методов. Соотношение данных методов объясняется экономической ситуацией в стране. В последнее время правительство нашей страны целенаправленно регулирует инновационную деятельность предприятий, дает возможность осуществлять инновационные процессы при минимальных затратах.

Формула благоприятствования

Рассмотрим методы косвенного регулирования. Одним из значимых методов, по мнению автора, является налоговое регулирование, ведь основной из функций налогов, несомненно, является регулирующая. Причем налоговое регулирование – один из наиболее эффективных инструментов государственного воздействия на экономику нашей страны. Основу регулирования составляет система экономико-правовых мер по созданию благоприятных условий для инновационной деятельности. При этом необходимо отметить, что регулирующая функция налогов может быть направлена также на стимулирование инновационной деятельности [1].

В последнее время очень часто стал применяться термин «налоговое стимулирование», в том числе налоговое стимулирование инновационной деятельности. Здесь может показаться, что под «налоговым стимулированием» понимается термин «налоговые льготы». Однако, как показывает практика, имеет место более широкое понятие. Понятие «налоговые льготы» в значительной степени относится к деятельности налогоплательщика, что же касается «налогового стимулирования», то оно в большей степени связано с деятельностью государственных органов власти. В целом под «налоговым стимулированием» следует понимать целенаправленную деятельность органов государственной власти по осуществлению мер, закрепленных в Налоговом законодательстве РФ.

Деятельность органов государственной власти может осуществляться при помощи следующих косвенных методов:

1) применение налоговых льгот, в том числе применение ускоренной амортизации;

2) льготное кредитование (пониженная процентная ставка по кредитам);

3) отсрочка платежа;

4) специальные законодательные нормы.

Позитивный настрой

Применение налоговых льгот является самым распространенным методом косвенного регулирования в мире. Под налоговыми льготами стоит понимать преимущества, предоставляемые налогоплательщикам, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. Сущность налоговых льгот состоит, главным образом, в снижении при определенных условиях налогового бремени по отдельным видам налогов. Такое снижение позволяет налогоплательщикам финансировать за счет освободившихся средств инвестиционные проекты. Например, с помощью налоговых льгот можно уменьшить стоимость научных и опытно-конструкторских работ (НИОКР) [2]. В российском законодательстве понятие налоговых льгот определено в статье 56 Налогового кодекса РФ. [3].

Следующим важным методом косвенного регулирования в мировой практике является налоговый кредит. Используя налоговый кредит, который позволяет промышленным предприятиям уменьшать существующий налог на прибыль на величину, равную определенному проценту от понесенных затрат на инновации, государство выступает как инвестор, при этом поощряя инновационную деятельность предприятия.

Отсрочка платежа решает также ряд проблем, возникающих у предприятий. Применение налоговых отсрочек для инновационных предприятий предполагает, например, перенос убытков на будущее, тем самым уменьшая налоговую нагрузку.

И последним косвенным методом налогового регулирования инновационной деятельности являются законодательные нормы. Они могут быть весьма разнообразны. Например, в США патентное право законодательно закрепляет право изобретателя на интеллектуальную собственность, что позволяет изобретателю получать «инновационную ренту», т.е. плату за пользование его изобретением [2].

В российской практике со стороны были внесены заметные изменения в части формирования благоприятных (налоговых) условий для инновационной деятельности. По крайней мере, на сегодняшний день уточнен порядок учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации, определен перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизационные отчисления, материальные и прочие расходы) на НИОКР для целей налогообложения прибыли организации. В рамках равномерного учета расходов на НИОКР налогоплательщику также предоставляется право формировать в налоговом учете резерв предстоящих расходов. При этом предусматривается, что налогоплательщик на основании разработанных и утвержденных им программ самостоятельно принимает решение о создании резерва, отражая соответствующее решение в учетной политике для целей налогообложения. Запланированный резерв может создаваться на срок не более двух лет. Также предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность [3].

Выводы

Однако, несмотря на все перечисленные изменения, в российской экономике наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. Существующее налоговое законодательство до сих пор имеет ряд проблем и недостатков, которые препятствуют эффективному функционированию инновационных предприятий в РФ. Законодательство недостаточно ориентировано на создание стимулов у собственников предприятий к стратегическому планированию и к проведению своих собственных исследований и разработок.


Источники:

1. Васильев С.В. Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности [Текст]. – М.: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, 2008.
2. Полтавский П.А. Государственное регулирование инновационной деятельности [Текст] // Вестник Челябинского государственного университета, 2010. №27 (208). – Экономика. Вып. 29.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/

Страница обновлена: 24.01.2024 в 14:14:28