К вопросу о различном понимании сущности еврорегиона

Крутов О.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (64), Апрель 2012

Цитировать:
Крутов О.А. К вопросу о различном понимании сущности еврорегиона // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 4. – С. 126-132.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17562744
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматривается сфера применения термина «еврорегион», объясняется причина вариативности трактовок. Раскрывается его содержание, анализируются различные подходы к изучению самого явления.

Ключевые слова: интеграция, сотрудничество, трансграничное сотрудничество, приграничное сотрудничество еврорегион, внешнеэкономические связи



В современной научной литературе существует множество определений понятия «еврорегион». И несмотря на многообразие и многочисленность формулировок общепринятого подхода так до сих пор не найдено. Этому есть несколько объяснений: во-первых, не существует единой правовой формы оформления или единой модели еврорегиона, а, во-вторых, многое зависит от выбранного направления исследования. Эти подходы одинаково важны, поскольку помогают взглянуть на явление с разных сторон и составить более объективное представление о нем.

Через границы

Наиболее общее представление о сущности еврорегиона дается в документе Совета Европы «Различные формы еврорегионов»: «Название, присвоенное органу по трансграничному сотрудничеству, «Еврорегион», предполагает лишь чувство принадлежности к Европе и стремление участвовать в европейской интеграции, и, таким образом, поддерживать приграничные местные и региональные власти к сотрудничеству в интересах общей пользы».

В «Официальном журнале Европейского союза», представляющем собой правительственный бюллетень ЕС и издающемся с 2003 года, дается следующая дефиниция: «Еврорегионы – долговременные структуры, предназначенные для продвижения сотрудничества в приграничных районах между непосредственно соседствующими местными и региональными властями, расположенными вдоль общей государственной границы».

В исследованиях, посвященных изучению развития приграничного сотрудничества, подчеркивается, что передовой опыт в области становления различных форм и методов интеграции продемонстрировал именно Европейский союз. Следовательно, создание еврорегиона рассматривается как новый этап развития приграничного сотрудничества.

Так же отмечается, что акторы и виды деятельности в рамках еврорегиона фактически идентичны с деятельностью и акторами в рамках классического приграничного сотрудничества [1].

Маркус Перкманн в своих работах выделил четыре типа трансграничных регионов, положив в основу деления интенсивность кооперации, географический фокус и типы акторов:

1) интегрированные еврорегионы;

2) скандинавские еврорегионы;

3) зарождающиеся еврорегионы;

4) рабочие сообщества.

Трансграничным регионам первого и второго типа Перкманн дал следующее определение: «Еврорегионы – это региональные образования, сформировавшиеся в пределах административно-территориальных единиц двух и более стран на основе реализации совместных программ и соглашений» [2].

Адаптор для Европы

Существует подход, согласно которому еврорегион рассматривается, в первую очередь, как механизм привлечения финансовых вливаний из разных источников, например, денежных средств из различных программ, осуществляющихся Евросоюзом.

Сторонники данной точки зрения, утверждают, что в Западной Европе первоначально идет реальная кооперация, и только лишь потом это называется «еврорегионом». Тогда как в Восточной Европе изначально создается еврорегион, заполнять же его содержание проектами приходится позже, преимущественно с большим трудом. Иногда рассматривают сам еврорегион как своеобразный проект, в рамках которого реализуются международные инициативы [3].

В научной литературе можно встретить условное обозначение представителей вышеназванной точки зрения: «реалисты» – сторонники подхода, рассматривающего еврорегион как удобный инструмент, используемый администрацией приграничных территорий для привлечения средств структурных фондов [4].

Также одной из причин отсутствия общепринятого понимания сущности еврорегиона является достаточно активное продвижение этого явления на Восток. Л.В. Воробьева отмечает, что по мере продвижения еврорегионов на восток правовые формы этого понятия становятся более размытыми. Зачастую под еврорегионом понимают «общее соглашение о партнерстве», «сообщество с правами юридического лица», «сообщество по интересам», «общественную организацию» [5].

В связи с вышесказанным следует обратить внимание на тот факт, что некоторые специалисты, формулируя определение понятия «еврорегион», наделяют его обязательным признаком – принадлежность участников к Европейскому союзу.

Другие же, склоняются к тому, что по своей сути создание еврорегиона представляет собой универсальный механизм, учитывающий особенности каждой страны – поэтому может применяться вне зависимости от членства в ЕС.

Так, А.В. Кузнецов отмечает, что широко распространено заблуждение относительного того, что еврорегионы представляют собой исключительную форму приграничного взаимодействия внутри Европейского союза или на его границе со странами – потенциальными членами ЕС. «На самом деле в широком смысле слова еврорегион связан с любым видом добровольной средне- и долгосрочной трансграничной кооперации с участием муниципальных образований или целых районов соседних стран, юридическое оформление которой базируется на принципах «Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» [6]. Данная конвенция была подписана в 1980 году; в состав ее участников входят как страны-члены ЕС, так и многие другие государства. В этом контексте следует упомянуть, что еврорегион можно представить как механизм адаптации к нормам и правилам Евросоюза государств, претендующих на вступление в него в ближайшей или более отдаленной перспективе [7].

В действующем федеральном законодательстве понятие «еврорегион» либо его сущность не раскрывается, но в распоряжение правительства РФ от 06.09.2011 №1540-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года» дается определение понятия как европейской формы международной интеграции, основанной на тесном сотрудничестве 2-х или нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств Европы.

Многообразие формулировок связано и с тем фактом, что каждый исследователь, определяя понятие, старается подчеркнуть тот признак, на который был сделан акцент в его работе. Например, в исследованиях, посвященных проблемам нахождения баланса в распределении полномочий между центральной властью и самим приграничным сообществом, под еврорегионами будут пониматься приграничные сообщества международного трансграничного сотрудничества европейских стран в области культуры, образования, транспорта, экологии и др., создаваемые на основе принципа субсидиарности [8].

В научной литературе можно встретить исследования, подробно рассматривающие еврорегион как порождение процесса глобализации, (главным образом, экономической) и формирования сетей международного производства [9]. Регион как «малая родина» в условиях глобализации представляет собой некую гарантию от обезличивания как на национальном, так и на общеевропейском уровне. Специалисты отмечают, что «новое усиление роли локального» [10] протекает на фоне сильных глобальных интеграционных процессов. При этом глобальное и локальное нисколько не вступают в прямое и явное противоречие: локальное не что иное, как неотъемлемый аспект глобального.

В ходе такого рассуждения был предложен термин, составленный, казалось бы, из противоположных по смыслу слов – глокализация (глобальный и локальный). «Глокальная реорганизация пространства означает, что территории отличаются друг от друга «прежде всего своими неповторимыми ситуациями», складывающимися из включенности в глобальные потоки и следования местным традициям и устоям» [11].

Таким образом, еврорегион – воплощение глокальной реорганизации пространства, своеобразная автономия, образованная не на национальной, а на исторической или географической основе [12].

Иными словами, еврорегион представляет собой функциональное сетевое территориальное образование, наделенное значительной политической автономией, появляющейся в результате обусловленной глобализацией концентрации материальных и нематериальных потоков.

Еврорегион рассматривают и как механизм, способствующий наращиванию экспорта товаров и услуг, оздоровлению инвестиционного и бизнес климата, укреплению и развитию экономического потенциала малых и средних городов и населенных пунктов [13]. А также он может выступать как инструмент сглаживания различий в уровнях экономического развития сотрудничающих территорий, снятия культурных и языковых барьеров, разного рода фобий и стереотипов [7].

Согласно распоряжению правительства РФ от 05.09.2011 №1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года», создание еврорегиона, в частности «Донбасс», рассматривается как механизм или инструмент развития внешнеэкономических связей региона. Иными словами, еврорегион представляет собой правовую форму или модель, включающую в себя инструментарий наращивания потенциала развития внешнеэкономических связей региона.

Вывод

Большинство из рассмотренных определений понятия еврорегиона не вступают в противоречие между собой, а лишь представляют разные стороны этого многогранного явления. Противоречие же остальных исходит из того, что до сих пор остается дискуссионным вопрос об основных причинах или предпосылках его происхождения, а также из оценки эффективности данного института вне границ Евросоюза, в границах стран ЦВЕ. Почву для разнообразия в трактовках дает и отсутствие четкой правовой формы, модели, но в тоже время это и преимущество в виде гибкости, позволяющее учитывать при еврорегиональном строительство как национальные, так местные особенности: политические, правовые, культурные, экономические и иные.


Источники:

1. Яровой Г.О. Трансграничная региональная интеграция в Европе. Проблемы и перспективы развития «внешних» еврорегионов на примере еврорегиона «Карелия»: диссертация на соискание уч. степ. кандидата политических наук [Текст]. – Санкт-Петербург, 2006.
2. Гутника В.П., Клемешева А.П. Балтийский регион как полюс экономической интеграции Северо-Запада Российской Федерации и Европейского союза [Текст]. – Калининград: РГУ им. И. Канта, 2006.
3. Александров А.А. Приграничное сотрудничество России и Финляндии в контексте интеграционных процессов на современном этапе [Текст] // Вестник Бурятского государственного университета, 2011, №6.
4. Давидов Д.М., Чекалина Т.Н. Трансграничное сотрудничество как инструмент регионального маркетинга в Балтийском регионе [Текст] // Балтийский регион, 2009, № 2.
5. Воробьева Л.В. Межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации с зарубежными странами как одна из важнейших составляющих внешнеэкономической деятельности регионов [Текст]. – М.: Научная книга, 2006.
6. Кузнецов А.В. Еврорегионы: полвека «малой интеграции» [Текст] // Современная Европа, 2008, №2.
7. Воронина Т.В. Приграничное сотрудничество как форма нового регионализма в глобальном экономическом пространстве [Текст] // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология, 2010, Т.3. №2.
8. Вовенда А.В., Плотников В.А. Еврорегионы как фактор успешной международной интеграции в современных условиях [Текст] // Балтийский регион, 2011, №4.
9. Зверев Ю.М. «Особые» социально-экономические регионы: концептуальный подход и типологизация [Текст] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2010, №1.
10. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию [Текст] / Пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника; Общ. ред. и послесловие А. Филиппова – М.: Прогресс-Традиция, 2001.
11. Бусыгина И.М. Политическая регионалистика [Текст]. – М.: МГИМО, 2006.
12. Богатырева О.Н., Перевалова А.А. Деятельность еврорегионов с участием Италии в начале XX века [Текст] // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры, 2010, Т. 75. №2.
13. Карпенко И.В. Трансграничное сотрудничество как инструмент внешнеполитической деятельности [Текст] // Евразийская интеграция: экономика, право, политика, 2010, №8.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:36:34