Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»4 / 2012

Инновационный аспект экономического роста Азербайджанской Республики

Эминов Назим Октай, к.э.н., доцент Азербайджанского государственного экономического университета, Азербайджан

Innovation Aspect of Economy Growth of Azerbaijan Republic - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 35

Аннотация:
В условиях трансформации и глобализации мирохозяйственной системы проблемы роста национальной экономики отличаются актуальностью. Особое значение имеют поддержка и сохранение стабильного роста экономики национальных субъектов и совершенствование экономических механизмов. Одним из механизмов являются инновации, которые способны оказать серьезное влияние на последовательность диверсификации национальной экономики, создание конкурентоспособных секторов и сетей предприятий.
Цитировать публикацию:
Эминов Н.О. Инновационный аспект экономического роста Азербайджанской Республики // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 4. – С. 119-124.

В настоящее время в Азербайджане наблюдается рост валового внутреннего продукта. Однако обеспечение качественного роста экономики возможно только при наличии особых условий, которые бы активизировали и усилили инновационную составляющую. Поэтому перед Республикой Азербайджан сегодня стоит задача повысить качество экономического роста, стать страной, обеспечивающей его не только за счет сырьевых отраслей и экспорта их продукции, но и за счет наукоемких факторов, сформировать экономику инновационного типа, сделать инновации ключевым фактором развития.

Новое зовет

Источники появления инноваций представляют собой фундамент, без которого создание инноваций невозможно или затруднительно. Существуют два основных источника:

• противоречие между возрастающими потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения:

• накопленный обществом ресурсный потенциал, включая научно-интеллектуальный.

В работе Н. Кондратьева [10] исследованы многофункциональные аспекты инновационной деятельности и получен ряд результатов, которые кроме теоретической основы имеют существенное практическое значение. Н. Кондратьев изучил циклы инновационной функции и определил их конструктивность по стимулированию продуктивной деятельности. На базе научных результатов исследований Н. Кондратьева австрийский экономист Й. Шумпетер, углубляя свою собственную исследовательскую работу, создал начальную базу и принципы инноваций. В опубликованной в 1939 году работе «Экономические циклы» австриец сделал упор на осознание и определение базовых принципов и основных теоретических понятий инновационных циклов [9; 11]. Автор отвел особое место понятию конкуренции, в которой, по его мнению, важно новаторство с акцентом на «открытие нового товара, новой технологии, нового источника сырья, нового типа организации…» [12].

В другой работе («Теория экономического развития») Й. Шумпетер исследовал инновацию как экономическое воздействие на технические изменения. Здесь автор сопоставил элементы производственной функции, которые, собственно говоря, и составляют основу инновационности предпринимательства.

Трактовка инноваций как эффективного и продуктивного механизма (средства) для ускорения практической реализации полученных идей, приобретений и прочего нашли свое отражение в трудах группы ученых (Б. Твисс, Д. Тисс, Т. Иорд, В.Н. Лапин, С.Ю. Глазьев, В.Г. Медынский и др.). Кроме того, отдельные элементы и стадии инновации и ее практической реализации описаны другой группой (Б. Санто, Й. Шумпетер, Кр. Фримен, Х. Хартманн, С.В. Валдайцев и др.). И наконец, понятие и определение инноваций отражены в работах Ф. Валента и Ф. Никсона.

Ряд ученых в своих исследованиях охарактеризовали особенности составляющих элементов инноваций. Например, Б. Твисс считает, что инновацию можно понимать, как «…процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание» [1]. По В.Н. Лапину инновация рассматривается как «…комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей» [2]. Другие экономисты отмечают, что инновация обогащена определенно понятной ориентацией, которая выступает продуктом конечного результата прикладного свойства и характеризуется как сложный процесс, обеспечивающий ряд технических и социально-экономических аспектов [3].

Ученый-исследователь В.Г. Медынский изучил основные элементы инноваций, он рассматривает инновации как процесс, как систему, как изменение и как результат [4]. Инновация – это «общественный, технический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продуктов, услуг) и технологий» [5].

Э.А. Уткин пишет: «Под инновацией обычно подразумевается объект, внедренный в производство»  [6]. А исследователь Ф. Риггс характеризует инновацию как «коммерческое освоение новой идеи» [7].

Б. Санто представляет как «технико-общественноэкономический процесс, благодаря которому путем практического использования идей и изобретений создаются блага и технологии более высокого качества» [8].

Нашла свое отражение и трактовка о происхождении инноваций в виде гипотез, где в качестве примера можно привести следующие две гипотезы: «технологический толчок» и «вызов спроса». К. Фримен пришел к выводу, что определяющим фактором в создании инноваций является спрос. А С.Ю. Глазьев отмечал, что элементы инноваций формируются под воздействием стереотипов в потребительской среде (3, с.71).

С дальнейшим углублением

Группа экономистов (С. Менделл, Д. Эннис, Ф. Янсен, А.Н. Фоломьев, Э.А. Гейгер, Н.Н. Молчанов, Л. М. Гохберг, В.Н. Архангельский, Э.А. Уткин и др.) предполагает, что инновации выступают в качестве конечного продукта, объект которого уже внедрен в практические циклы, т.е. при объектном подходе инновация рассматривается как конечный продукт.

Стоит отметить, что в настоящее время оптимальный период обновления технологии и техники существенно сократился и составляет 4–5 лет, а в модернизированных сферах – до 3 лет, в течение которых процессы обновления обычно инициируются с фактором морального износа [13].

В Азербайджане, где основные этапы экономических реформ более-менее завершены и углублены, начиная с 1999 года, наблюдается рост ВВП и других макроэкономических индикаторов (показателей). Однако основное преимущество имеют добывающие отрасли и их продукция. Иными словами, элементы инновации больше всего присущи добывающему сектору. Кроме того, хотя не масштабно, но наблюдаются наличие инновационной функции и в других секторах экономики Азербайджана, в частности в производстве алкогольной продукции, в финансовом секторе и других.

Мы считаем, что под качественным экономическим ростом нужно понимать рост потенциального выпуска за счет инноваций. Иначе говоря, представляется целесообразным объединить рост потенциального выпуска и инновационный фактор, имея в виду, что рост потенциального выпуска может произойти за счет традиционных (экстенсивных) факторов, а рост инноваций и их удельного веса может происходить на уровне ниже потенциального. Не случайно, начиная со второй половины XX века, прирост национальных экономик развитых стран в значительной степени обеспечивается благодаря инновациям. На инновации в США, Японии и Германии тратится 2,5–2,8 % ВВП, а во Франции и Великобритании – 2,3–2,4%, в Азербайджане же всего 0,2 %.

Выводы

Ресурсы, накопленные государством в виде стабилизационного фонда и международных резервов Центрального банка, нужно использовать на развитие прорывных направлений мирового конкурентоспособного уровня: нанотехнологий, биотехнологий, космической отрасли, ядерных технологий, информационно-коммуникационных технологий, образования, создания альтернативных источников энергии.

Нанотехнологии меняют принципы производства материальных объектов, открывают новые широкие возможности для всего человечества в области создания новейших материалов с заранее заданными свойствами и даже технических систем, копирующих живой организм. По прорывным направлениям необходимо создать открытые национальные научно-исследовательские центры; поднять уровень оснащения академических и вузовских лабораторий, имеющих потенциал развития прорывной проблематики. Важно продвинуть систему фискальных льгот на уровни предпринимательства. Для этого нужно стимулировать затраты бизнеса на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Прогнозируется, что вышеизложенные мероприятия будут способствовать усилению роли инноваций в экономическом росте Азербайджана и, следовательно, повышению его качества [13].


Источники:
1.Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями [Текст]. – М.: Экономика, 1989.
2.Лапин В.Н. Социальные аспекты управления нововведениями. – Таллинн, 1981.
3. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. [Текст]. – М.: Владар, 1993.
4. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 2002.
5. Медынский В.Г. Инновационное предпринимательство [Текст]. – М.: ИНФРА-М., 1997.
6. Уткин Э.А. Управление компанией [Текст]. – М.: ЭКМОС, 1997.
7. Иванов М., Колупаева С., Кочетов Г. США: Управление наукой и нововведениями [Текст]. – М.: Наука, 1997.
8. Санто Б. Инновация как средство экономического развития [Текст].– М.: Прогресс, 1991.
9. Шумпетер Й. Теория экономического развития [Текст]. – М.: Прогресс, 1982.
10. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры [Текст] // Вопросы конъюнктуры, 1925, №1, Вып.1.
11. Schumpeter I. Business Cycles Miogrow-Hill. – New York, 1939.
12. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. [Текст]. – М. Экономика, 1995.
13. Алиев Ш.Т. Вопросы экономического роста и финансовых ресурсов Азербайджана в контексте нефтяного фактора // Финансы и кредит, 2008, №30.