Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»4 / 2012

Трансформация подходов к исследованию инновационного потенциала предприятия в условиях развития информационных технологий

Ершов Сергей Александрович, аспирант, кафедра экономики предприятия и производственного менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Россия

Transformation of Approaches to Enterprise Innovation Capacity Research in Conditions of Information Technologies Development - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 23

Аннотация:
В условиях экономики, основанной на знаниях, актуальной становится задача формирования и использования инновационного потенциала. Имеющихся показателей, характеризующих инновационный потенциал предприятия, становится недостаточно. Автором предложен новый подход к его оценке, учитывающий информационные технологии и возможности сети Интернет.
Цитировать публикацию:
Ершов С.А. Трансформация подходов к исследованию инновационного потенциала предприятия в условиях развития информационных технологий // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 4. – С. 23-28.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Одним из ключевых факторов развития бизнеса в условиях современной экономики становится инновационная деятельность. 

Однако для ее эффективного осуществления необходимо четкое представление о том, какими ресурсами и возможностями обладает предприятие и как они могут быть использованы для достижения поставленных задач.

С упором на информацию

Опираясь на системно-ситуационный подход, можно заключить, что построение внутрифирменной системы управления основывается на исследовании внутреннего потенциала предприятия и факторов внешней среды, непосредственно оказывающих влияние на деятельность организации.

Следовательно, определение параметров и характеристик инновационного потенциала является обязательным для принятия адекватных решений, касающихся текущего и перспективного развития компании.

Термин «инновационный потенциал» был впервые употреблен Питером Друкером применительно к современной промышленности. Друкер отмечал, что инновации начинаются с анализа имеющегося потенциала с целью его эффективного использования [6].

В настоящее время под инновационным потенциалом понимают возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственную деятельность.

В экономической теории существует большое многообразие подходов к выбору показателей, характеризующих составляющие инновационного потенциала. Основываясь на изученных материалах, посвященных исследованию инновационного потенциала предприятия, можно выделить следующие его элементы [4]:

1. Кадры (доля персонала, имеющего специальное образование; доля лиц, занятых в изобретательской деятельности; мотивированность персонала; наличие специалистов в сферах управления персоналом, маркетинге).

2. Интеллектуальная база, (технологическая документация, изобретения, полезные модели и т. д.).

3. Материально-техническая база (исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование).

4. Финансы (собственные, заемные, бюджетные, грантовые).

5. Организационная составляющая, (наличие собственных подразделений НИОКР, конструкторского отдела, отдела маркетинга новой продукции, отдела контроля качества продукции, патентно-лицензионного отдела).

6. Прочие источники, такие как партнерские связи предприятия с научно-исследовательскими организациями, наличие опыта управления предприятием, наличие стратегии инновационного развития.

Однако стоит отметить, что в современных условиях данных показателей становится недостаточно для всестороннего изучения инновационного потенциала предприятия. При его оценке целесообразно учитывать следующие тенденции, наблюдающиеся в экономике в настоящее время:

• постепенный переход предприятий от традиционного бизнеса к бизнесу электронному;

• все более тесное взаимодействие между поставщиками и потребителями за счет применения глобальной сети, открывающей новые рынки;

• концентрация усилий предприятия на удовлетворении запросов потребителей и получении от него ответной реакции;

• капитализация нематериальных активов, таких как бренд и репутация.

В настоящее время большую роль в общей эффективности предприятия начинают играть сетевые технологии и технологии управления информацией. Вопросы хранения, обработки и распространения информации стали ключевыми для выживания организации и представляют собой основной резерв для роста производительности предприятия и сокращения его расходов. Именно поэтому одним из критериев оценки инновационного потенциала предприятия должен стать уровень использования информационных технологий (далее – ИТ).

Опираясь на опыт зарубежных стран, в первую очередь Германии, где инновационная политика является одним из национальных приоритетов, можно заключить, что предприятия, основу бизнес-процессов которых составляют информационные технологии, относятся к технологически ориентированным (Innovations-oriente). Они характеризуются высокими показателями затрат на НИОКР, освоение новых технологических процессов, продвижение и сбыт продукции [2].

В то же время исследование эффективности использования ИТ в конце 1990-х годов в Германии показало, что реализация задач в области управления информацией не всегда приводит к получению предприятием дополнительных конкурентных преимуществ и росту прибыли. Однако было отмечено, что информационные технологии положительно влияют на инновационный потенциал предприятия [3].

Руководители компаний ощущают все большую необходимость в переходе от традиционной модели бизнеса к бизнес-моделям, основанным на использовании информационных технологий.

Большой рост при малых усилиях

Одним из наиболее перспективных направлений развития бизнеса с использованием информационных технологий является электронная коммерция. Внедрение системы электронной коммерции позволяет предприятию снизить транзакционные издержки, повысить качество продукции, сократить сроки поставки и охватить новые рынки. Также появляется возможность использовать удаленный труд специалистов, при этом координировать и получать результаты их работы в режиме реального времени.

Выделим на рисунке 1 основные структурные различия в потенциалах традиционного предприятия и предприятия электронной коммерции.

Из представленного рисунка видно, что основой развития традиционного предприятия является физический капитал, то есть основные средства и оборотные активы.

У предприятий электронной коммерции на первый план выходят такие составляющие ведения бизнеса, как управление нематериальными активами, развитие ИТ и кадрового потенциала. Подобная трансформация позволяет высвободить капитал, сконцентрированный в физических активах, и направляет его на формирование бренда, накопление нематериальных активов, привлечение потребителя и другие процессы, обеспечивающие лидерство в отрасли.

Также использование методов электронной коммерции дает предприятию широкий выбор новых возможностей для ускоренного развития.

Это выражается в возможности генерирования новых идей, изобретении новых продуктов и услуг быстрее, чем это делают компании традиционного бизнеса. Сетевые технологии играют важную роль при разработке прототипов новой продукции, согласовании технических характеристик и стратегии вывода продукции на рынок.

С точки зрения реализации продукции преимущества предприятий электронной коммерции заключаются в возможности предоставить клиенту максимально широкий спектр товаров и при этом учесть персональные потребности и вкусы потребителя.

Интернет-технологии формируют новую внутреннюю культуру бизнеса, развивая у предприятий способность адаптации к изменяющимся условиям рынка. Ускоряется процесс актуализации идей [3].

Также стоит отметить, что согласно статистическим исследованиям, инновационные проекты в области ИТ, в том числе электронной коммерции, требуют меньших инвестиционных затрат на начальных этапах развития бизнеса, а также являются более привлекательными по срокам их реализации и темпам роста.

Вывод

Электронная коммерция обладает высоким инновационным потенциалом, и ее внедрение на предприятии позволит активизировать инновационную деятельность. Преимущества, которые представляют бизнесу информационные технологии и Интернет, дают основания считать, что в ближайшем будущем произойдет повсеместный переход от традиционной коммерции к коммерции электронной, что положительно скажется на общем уровне инновационности отечественной экономики.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Антонец В.А. и др. Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок [Текст]. – М.: Дело, 2010.
2. Валдайцев С.В. и др. Малое инновационное предпринимательство [Текст]. – М.: Проспект, 2011.
3. Минс Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в ХХІ веке [Текст]. – М.: Альпина Паблишер, 2001.
4. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия [Текст]. – М.: Финансы и статистика, 2005.
5. Шатраков А.Ю. и др. Инновационная деятельность высокотехнологичных предприятий [Текст]. – М.: Экономика, 2007.
6. Шевченко С.Ю. Инновационное развитие и конкурентоспособность: методология обоснования стратегических решений [Текст]. – СПБ.: Издательство СПБУЭФ, 1996.