Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»3 / 2012

Принципы управления творческим процессом в коллективе коммерческой фирмы

Абрамов Егор Геннадьевич, кандидат экономических наук, заместитель главного редактора журнала «Научная периодика: проблемы и решения», Россия

Principles of Creative Processes Management in Commercial Company Staff - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 37

Аннотация:
В статье рассмотрены принципы управления творческим процессом с позиций понимания различий творчества в бизнесе и в искусстве. Приведены критерии разграничения данных понятий. Сформулированы практические рекомендации для эффективной организации творческой работы в коммерческих компаниях как для руководителей, так и для исполнителей.
Цитировать публикацию:
Абрамов Е.Г. Принципы управления творческим процессом в коллективе коммерческой фирмы // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 3. – С. 58-62.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


На страницах журнала «Креативная экономика» большое внимание уделяется вопросам творческого подхода к решению бизнес-задач, управления творческим процессом, оценки и использования результатов интеллектуального труда. Однако значительная часть противоречий при исследовании данных вопросов вызвана неоднозначным пониманием сути творческого процесса и разных аспектов творчества в различных его видах. В данном исследовании сделана попытка проанализировать основные аспекты творчества в бизнесе и привести рекомендации по управлению творческим процессом.

Цели творчества

О творчестве можно говорить при наличии творца, определяющего смысл, цели, ценностные ориентиры своих действий. Творчество — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца [2]. То есть субъектом творчества всегда выступает человек, а объектом – творческий процесс, который должен быть направлен на достижение того или иного результата, не существовавшего ранее.

И именно здесь стоит обозначить одну из граней, разделяющих два вида творчества: творчество в бизнесе и в искусстве. Эта грань должна разделить два вида творчества по их конечной цели. Цель творчества в искусстве находится внутри творца, цель творчества в бизнесе ‑ во внешней среде (рис. 1).

Рис. 1. Внутренняя и внешняя цели творчества

Целью творчества в искусстве является внутренняя удовлетворенность творца результатом своих творческих действий.

Целью творчества в бизнесе всегда является какой-либо рыночный результат.

Именно этот факт следует принимать во внимание при организации творческого процесса и контроле над его результатами (табл. 1).

Таблица 1

Критерии разграничения творчества в искусстве и в бизнесе

Критерий

Творчество в искусстве

Творчество в бизнесе

Цель творчества

Внутренняя

Внешняя

Критерий достижения цели

Удовлетворенность результатом

Соответствие формализованным характеристикам

Время для достижения цели

Время не ограничено

Время ограничено

Результат

Самореализация

Финансовый

Пояснить эти утверждения проще на примерах из практики.

Пример.

Когда художник пишет картину в рамках своего хобби, то оценивать результат своей работы он будет в итоге по своей собственной удовлетворенности. Наверняка, покажет ее родным и друзьям, но окончательное решение останется за ним – гордиться этой картиной или выбросить испорченный холст. Цель творчества здесь находится внутри творца, критерий – это его удовлетворенность результатом, то есть актом самореализации.

Но в случае, когда художник должен написать картину на заказ, целью будет удовлетворенность не самого художника, а заказчика. Картина должна будет отвечать всем поставленным в техническом задании. А в итоге результатом для художника будет оплата за выполнение заказа (финансовая или нематериальная). Именно заказчик будет принимать решение о том, выполнена ли работа, и если результат не будет соответствовать поставленному заданию, то заказчик может просто не заплатить за ненужную работу.

Множество таких примеров можно привести в различных креативных отраслях, таких как дизайн, реклама, индустрия развлечений и т.п.  Как нами было показано ранее, объективные критерии являются неотъемлемой частью договора между организациями на выполнение работ или оказание услуг, связанных с творчеством [2]. Тем не менее, при организации творческого процесса в коллективе коммерческой фирмы зачастую забывается этот основной принцип. Отсюда следует, что когда творчество является внутренней потребностью (целью) человека и не ограничено временными рамками, оно не может быть охарактеризовано рыночными показателями. Если же творчество является откликом на запросы потенциальных потребителей (внешняя цель) и ограничено временными рамками, оно отвечает всем рыночным требованиям.

Задача руководителя в данном случае ‑ четко обозначить цели творческого процесса, то есть описать результат с учетом критериев, приведенных в табл. 1. Это может быть общий доход от проекта, технический уровень промышленного образца для инженеров, список показателей для нового отчета у финансовых работников и т.д.

Принципы оценки творческого вклада

Одним из обязательных объективных критериев должно стать время выполнения задания, которое определяет конкурентоспособность результата. В общем виде данный результат может быть оценен по уровню творческой энергии, определяемой как ΔN / t, то есть, отношением уровня новизны к затраченному времени [3, С. 151].

Задачей исполнителя также будет уточнение этих критериев и четкое следование им при выполнении творческой работы. То есть данный подход позволяет вписать использование творческого труда в простейшую систему менеджмента в части планирования и контроля.

Игнорирование этого принципа часто приводит к превращению творчества в бизнесе в искусство, когда сотрудник выполняет творческую работу без учета объективных критериев. Сотрудник, как только он понимает, что выполняет творческую работу, стремится сделать ее так, чтобы он был доволен своей работой. То есть, когда у того или иного сотрудника внутренняя цель превалирует над внешней процесс организации творческой работы становится неуправляемым, увеличивается количество трудовых конфликтов, эффективность работы команды снижается вследствие того, что усилия всех участников направлены в разные стороны.

При этом ограничение свободы в творчестве может привести к некоторому снижению уровня творческой энергии специалиста, но заданные рамки позволят сфокусировать его усилия для более эффективного достижения итоговой цели [4].

Сегодня отсутствие четко сформулированной цели творчества является основной проблемой при оценке творческого вклада, который оценить довольно трудно. Однозначно оценить можно только результат творческого труда. Однако это не исключает возможности использования творчества как искусства в коммерческих целях.

При этом необходимо помнить, что свободное творчество является потребностью любого человека и оно тем более всегда необходимо в жизни творческого сотрудника. Результат такого труда позволяет найти ответы на еще не сформулированные вопросы. Но следует помнить, что в таком случае процесс творчества становится принципиально неуправляемым и не может быть оценен заранее.

Выводы

Для управления творческим процессом, прежде всего, необходимо понимать его цели, то есть будет ли это искусством или же бизнесом. Непонимание разницы в этих подходах может привести к попыткам управлять неуправляемым. При этом эффективная оценка творческого вклада возможна по его планируемому результату. А объективная формулировка такого результата, заложенная в техническом задании, является неотъемлемым аспектом творчества в бизнесе. Без выполнения этого условия оценка творчества также будет попыткой оценить неоценимое.

Не менее важными являются профессиональные качества как заказчика, так и исполнителя в их стремлении формулировать объективные критерии результата творческого труда. Только при взаимном понимании важности такого стремления возможно взаимовыгодное сотрудничество в области творческой деятельности как в бизнесе, так и в искусстве.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
2. Мельников О.Н., Абрамов Е.Г. Как организовать учет интеллектуально-креативного капитала инновационно-активных организаций // Креативная экономика. — 2008. — № 1 (13). — c. 52-55. — http://www.creativeconomy.ru/articles/3147/
3. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – 2-е издание, перераб. и дополн. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 384 с.: ил.
4. Голяс С.В., Мельников О.Н. Творческая энергия как фактор, определяющий динамику производительного труда // Российское предпринимательство. — 2009. — № 3 Вып. 2 (131). — c. 4-10. — http://www.creativeconomy.ru/articles/6495/