Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»3 / 2012

Принципы инновационного подхода к реализации транзитного потенциала воздушного пространства России

Пахомов Александр Артурович, аспирант факультета Бизнеса и управления, Национальный исследовательский иркутский государственный технический университет; Специалист по развитию сети маршрутов, ОАО «Международный Аэропорт Иркутск», Россия

Principles on Innovative Approach to Implementation of Russian Airspace Transit Capacity - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
Предложены принципы инновационного подхода к реализации транзитного потенциала воздушного пространства России в рамках современной экономики авиатранспортной отрасли. Представлено описание положений данного подхода применительно к концептуальному проекту формирования системы транзитных авиатранспортных комплексов.
Цитировать публикацию:
Пахомов А.А. Принципы инновационного подхода к реализации транзитного потенциала воздушного пространства России // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 3. – С. 47-52.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Низкая конкурентоспособность российской авиатранспортной отрасли на мировом рынке воздушных перевозок во многом обусловлена отсутствием инновационных подходов к разработке прогрессивных управленческих решений, технологических новшеств, производству новых услуг и другим важным факторам конкурентоспособности. Одной из основных проблем современной отрасли авиационных перевозок России является нереализованный транзитный потенциал воздушного пространства. В последние 15 лет ввиду ужесточения конкуренции на международном уровне происходит активное фронтирование российского рынка авиатранспортных услуг зарубежными перевозчиками.

И полетит по небу самолет

Надо признать, что доля транзита международных пассажиро- и грузопотоков, направляемых по воздушным коридорам России, ничтожна мала. Сегодня основной объем потоков следует из Юго-Восточной Азии в Северную Америку и Европу и в обратном направлении. Большинство таких рейсов выполняется в обход российской территории по тихоокеанским и атлантическим трекам. Основная причина, по которой транзит потоков осуществляется в обход России, состоит в отсутствии на территории страны соответствующих авиатранспортных предприятий, специализированных для приема и обслуживания большого объема транзитных рейсов. Инновационный подход к решению данной проблемы необходим.

Рассмотрим инновационный подход к реализации транзитных возможностей воздушного пространства России, смысл которого в формировании системы транзитных авиатранспортных комплексов. Данная система является концептуальным проектом. Базовая функция системы транзитных авиакомплексов – прием и обслуживание потоков воздушных судов, следующих из Юго-Восточной Азии в Северную Америку и Европу и в обратном направлении. Звенья данной системы (транзитные авиакомплексы) функционально, не являются аэропортами и ориентированы исключительно на обслуживание воздушных судов зарубежных перевозчиков. Аналогов таких предприятий на российском рынке нет.

Данное решение также является новаторским для международного рынка воздушных перевозок. Как правило, масштабные инновационные процессы отличаются высокой капиталоемкостью. Это связано с тем, что практически любое более или менее серьезное новшество не может быть внедрено в одной изолированной подсистеме и для успешной его реализации требуется взаимодействие большинства других подсистем организационно-экономического процесса [1].

Вместе с тем реализация указанного проекта обеспечит экономические выгоды не только для предприятий наземного обслуживания, но и для предприятий аэронавигации. Учитывая географическое положение, рассредоточение воздушных трасс и другие характерные особенности и условия, предлагаемый инновационный подход применим исключительно в отношении отечественной авиатранспортной отрасли. Обозначим основные положения, на которых он базируется: 1) генерация стратегических инноваций; 2) производство новых услуг; 3) совместимость с текущими проектами; 4) технологическое новаторство; 5) взаимодействие с государством; 6) синтез оперативного и перспективного развития инноваций.

В свободном воздушном потоке

Применительно к системе транзитных авиакомплексов рассмотрим более подробно смысл каждого положения.

1. Генерация стратегических инноваций. Реактивный характер инноваций, который частично присутствует в авиатранспортной российской отрасли, не способствует улучшению конкурентных позиций на международном рынке. Поэтому необходимо изменение правил игры, создание нового конкурентного пространства и формирование конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

При этом важна идентификация долгосрочных возможностей и установление вектора перспективного развития. При создании стратегических инноваций большое значение имеет сочетание упорядоченных процессов с креативным воздействием на рынок и акцент на опережающее развитие. Кроме того, система транзитных авиакомплексов может иметь стратегическое значение не только для отрасли, но в целом для страны.

2. Производство новых услуг. Безусловно, транзитное обслуживание международных потоков воздушных судов не является новшеством. Крупнейшие аэропорты России частично оказывают комплекс подобных услуг, включающий прием (выпуск), наземное техническое обслуживание, топливообеспечение транзитных рейсов зарубежных авиакомпаний. Однако на отечественном рынке не представлено ни одного предприятия, способного оперативно и бесперебойно обрабатывать транзитные воздушные потоки в объемах, достаточных для реализации транзитного потенциала.

Что же касается зарубежных аэропортов, принимающих потоки, следующие по воздушным коридорам «Европа-Азия» и «Америка-Азия», то ни один из них не может принять единовременно достаточно большое количество воздушных судов, поскольку выполняет, прежде всего, функции аэропорта. Функции же транзитных авиакомплексов будут ограничены организацией приема (выпуска), минимального технического обслуживания, заправкой авиакеросином и обеспечением авиационной безопасности. Поэтому инновационная система транзитных авиакомплексов будет ориентирована исключительно на транзит.

3. Совместимость с текущими проектами. На этапе планирования и определения возможностей осуществления инновации в рамках решения задачи реализации транзитного потенциала необходимо учитывать совместимость инновационного проекта с наиболее важными и значимыми текущими программами социально-экономической направленности. В идеале проект создания инновационной системы транзитных авиакомплексов должен быть совместим с проектами, реализуемыми и (или) разрабатываемыми в рамках региональной или федеральной политики.

При планировании и реализации инноваций важно по возможности исключить создание условий, приводящих к взаимоисключению указанных проектов. Это положение инновационного подхода является значимым, поскольку реализация перспективного инвестиционного проекта может не получить достаточной поддержки в регионах ввиду занятости ресурсов в других проектах или по другим причинам.

4. Технологическое новаторство. Смысл данного положения заключается главным образом в разработке и применении прогрессивных технологий и решений при реализации инновационного проекта. Создание транзитного авиакомплекса предполагает отказ от многих объектов традиционной аэропортовой и вспомогательной инфраструктуры, таких как аэровокзалы, цеха бортового питания, гостиницы и др. При этом транзитный авиакомплекс должен содержать несколько независимых взлетно-посадочных полос и мощные станции оперативной заправки самолетов.

Рассматриваемый инновационный подход предлагает формировать новую инфраструктуру транзитных авиакомплексов, применяя технологические и технические новшества. Необходимо отметить, что данные новшества обладают характерной особенностью – стоимость технических нововведений не может быть однозначно определена, так как зачастую трудно определить затраты на них в силу уникальности созданной технологии и ее единичного характера [1]. Тем не менее инновации всегда предполагают ряд неопределенностей, в том числе и в отношении затрат. Технологическое новаторство должно рассматриваться как одна из определяющих позиций инновационного подхода.

5. Взаимодействие с государством. Взаимодействие с государством обусловлено, в первую очередь, необходимостью установления цены на авиакеросин, конкурентоспособной на международном рынке. Государственные структуры должны осуществлять регулирование ценообразования в области производства авиакеросина, поставляемого для системы транзитных авиакомплексов. Учитывая, что фактически транзитные авиатранспортные комплексы экспортируют инновационные услуги, по отношению к этим предприятиям может быть применен льготный налоговый режим. Решение об этом также принимает государство.

С позиции участия государства не менее важны регулирование международных связей в области создания инноваций, а также создание соответствующей правовой базы. Поскольку, правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством [2].

6. Синтез оперативного и перспективного развития инноваций. Инфраструктура системы транзитных авиакомплексов, создаваемая изначально для производства услуг по обслуживанию международных транзитных потоков, в дальнейшем может использоваться с целью реализации транзитного потенциала, но уже в другом формате. Аэродромную инфраструктуру и комплексы топливообеспечения в перспективе возможно задействовать при оказании услуг по дозаправке воздушных судов в воздухе.

Разработкой такой технологии для гражданской авиации занимаются российские и зарубежные ученые. Это позволит позиционировать на мировом рынке принципиально новые услуги по дозаправке самолетов в воздухе при помощи специальных воздушных судов – танкеров. При реализации данного проекта инфраструктура транзитных авиакомплексов может рассматриваться как мощная база, что, безусловно, позволит значительно ускорить процесс коммерциализации транзитных возможностей страны в будущем.

Выводы

Таким образом, создается импульс к развитию новаторских технических и технологических решений. Чем многочисленнее и сложнее технологические параметры нового продукта, тем труднее конкурентам определить основные характеристики, с которыми необходимо конкурировать. [3]. Именно поэтому система транзитных авиакомплексов может обеспечить серьезные преимущества в настоящих условиях и создаст предпосылки опережающего развития в перспективе.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Аншин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учебное пособие [Текст]. – М.: Дело, 2007.
2. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие [Текст]. – ИНФРА-М: Москва, 2008.
3. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие [Текст]. – СПб.: Питер, 2007.