Институциональная основа развития инновационного предпринимательства в России

Разумова И.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (62), Февраль 2012

Цитировать:
Разумова И.В. Институциональная основа развития инновационного предпринимательства в России // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 2. – С. 55-58.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17311653
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются вопросы функционирования инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства. Проведен анализ регионального распределения организаций инфраструктуры, оценена теснота связи между уровнем развития инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства и статистическими показателями, характеризующими инновационную активность предприятий региона.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инфраструктура, инновационная система



Очевидно, что повышение конкурентоспособности российской экономики возможно лишь через развитие инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства.

Активность в цифрах

В Российской Федерации проведена серьезная работа по формированию инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства. Зарегистрировано более 80 технопарков, 89 инновационно-технологических центров, более 100 центров трансфера технологий, 10 национальных инновационно-аналитических центров, 86 центров научно-технической информации, свыше 120 бизнес-инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга и других организаций инновационной инфраструктуры. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем поддерживает информацию о 688 организациях инновационной инфраструктуры [1].

Оценим наличие связи между обеспеченностью регионов элементами инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства и степенью инновационного развития предприятий региона. В качестве показателей инновационной деятельности выбраны следующие: уровень инновационной активности организаций; объем инновационных товаров; насыщенность рынка инновационной продукцией; затраты на технологические инновации; интенсивность затрат на технологические инновации; окупаемость затрат на инновации, удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации; удельный вес экспорта высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта региона.

Данные проведенного исследования показали, что в 2009 году по удельному весу организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, с огромным отрывом от всех остальных субъектов РФ лидировала Магаданская область. В ней около 33,3% предприятий осуществляют инновационную деятельность. На втором месте Пермский край (23,7%), а на третьем – Нижегородская область (18,4%). В среднем по России инновациями занимаются 9,3% всех предприятий. Низкий уровень инновационной активности предприятий в Тверской области (4,4%), Забайкальском крае (4,4%), Сахалинской области (3,0%) и Чеченской Республике.

По объему инновационных товаров, работ и услуг на первом месте находится Республика Татарстан. В ней производится около 152,2 млрд. руб. инновационной продукции, что составляет 16,3% от всего объема инновационных товаров, работ и услуг в РФ. Стоит также отметить Самарскую область (90,8 млрд. руб.), Московскую область (86,5 млрд. руб.) и Свердловскую область (57 млрд. руб.).

Удельный вес инновационной продукции и услуг в общем объеме отгруженных товаров в 2009 г. наибольший в Республике Мордовия – около 20,2% всех товаров, работ и услуг являются инновационными. Также высок данный показатель в Татарстане (17,9%) и Самарской области (17,8%). В среднем в РФ производится около 4,5% инновационной продукции и услуг.

Наибольший объем затрат на технологические инновации в Сахалинской области (59,7 млрд. руб.), Челябинской области (41,0 млрд. руб.), г. Москва (26,0 млрд. руб.), Липецкой области (25,6 млрд. руб.), Нижегородской области (23,8 млрд. руб.) и Тюменской области (23,4 млрд. руб.). Необходимо отметить регионы в которых этот уровень затрат минимален – Еврейская АО (61 млн. руб.), Забайкальский край (61 млн. руб.), Дагестан (51 млн. руб.), Тыва (45 млн. руб.), Республика Алтай (26 млн. руб.) и Чечня (0 млн. руб.). В среднем в России затраты на технологические инновации составляют 1,9% от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. В 2009 году Сахалинская, Липецкая, Ивановская, Челябинская области – лидеры по затратам на технологические инновации в процентах от объема отгруженных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг.

По окупаемости затрат на инновации лидерами являются Мордовия (24,3 руб./руб.), Брянская область (23,8), Татарстан (18,4), Калининградская область (11,8) и Самарская область (11,5). В среднем по России окупаемость затрат на инновации составила 2,3 руб. с каждого рубля затрат на исследования, разработки и приобретение технологических инноваций. Причем в Москве окупаемость затрат на инновации довольно низка (1,4).

Еще одним показателем, также характеризующим инновационную активность предприятий, является удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации. По данным Росстата, наиболее инновационно активные малые предприятия располагаются в Республике Алтай (9,4% от всех малых предприятий), Чувашской Республике (8,5%) и Камчатском крае (8,2%). В среднем по России доля инновационно активных малых предприятий составляет лишь 4,1% всех малых предприятий [2].

Наибольшая доля инновационных товаров в общем экспорте региона в Ставропольском крае – около 51%. На втором месте Воронежская область (49,3%), на третьем Республика Мордовия (45,6%). В среднем в России 7,4% экспорта в сфере добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, связи, деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, оптовой торговли приходится на инновационные товары.

В разных весовых категориях

По результатам проведенного исследования выявлены следующие инновационно активные субъекты РФ: Республика Татарстан, Республика Мордовия, Нижегородская область, Московская область, Самарская область, Магаданская область, Пермский край, Ставропольский край, Воронежская область, Брянская область.

В таблице представлена группировка регионов РФ по уровню развития инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства. В основу группировки положено наличие в регионе элементов производственно-технологической, консалтинговой, финансовой, кадровой, информационной и сбытовой составляющих инфраструктуры.

Таблица

Группировка субъектов РФ по уровню развития инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства

Уровень развития инфраструктуры в регионе
Количество субъектов, ед.
Перечень субъектов
Высокий
7
Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Нижегородская область, Самарская область.
Средний
21
Белгородская, Вологодская, Калининградская, Камчатская, Кемеровская, Магаданская, Мурманская, Воронежская, Новосибирская и Омская области, Приморский край, республики Карелия, Коми, Саха (Якутия), Свердловская, Томская и Челябинская области, Хабаровский край, Ставропольский край, Пермский край, Красноярский край.
Достаточный
28
Архангельская, Астраханская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кировская области, Краснодарский край, Курганская, Курская, Новгородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская области, республики Марий Эл, Смоленская, Тверская, Тамбовская и Тульская области, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Ленинградская область, Ульяновская и Ярославская области, Республика Башкортостан, Тюменская область, Иркутская область.
Низкий
21
Алтайский край, Амурская область, Еврейская автономная область, республики Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Тыва, Ростовская, Псковская, Саратовская, Костромская, Липецкая, Сахалинская, Рязанская и Читинская области, Хакасия, Чеченская Республика.
Отсутствие
1
Ямало-Ненецкий автономный округ
Практически все регионы-лидеры по инновационному развитию имеют высокий и средний уровень развития инфраструктуры в регионе. В целом же между обеспеченностью регионов элементами инфраструктуры и масштабами их инновационной деятельности выявлена тесная связь.

Выводы

На современном этапе создание условий для развития инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства становится одним из важнейших направлений государственной политики. От уровня развития инфраструктуры поддержки предпринимательства и качества ее функционирования зависит не только скорость осуществления инновационных преобразований в экономике, их стоимость и результативность, но и возможность реализации любого инновационного проекта.


Источники:

1. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации [Текст]. – М.: 2009.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Статистический сборник [Текст].  М.: Росстат, 2010.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:02:01