Обеспечение устойчивого развития предпринимательских структур на основе организации открытых инновационных сетей

Тихомирова О.Г.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (62), Февраль 2012

Цитировать:
Тихомирова О.Г. Обеспечение устойчивого развития предпринимательских структур на основе организации открытых инновационных сетей // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 2. – С. 43-48.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17311651
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Изложены основные вопросы устойчивого развития во взаимосвязи с инновационной деятельностью предпринимательских структур. Предложено определение и раскрыта сущность открытых инновационных сетей. Рассмотрены задачи менеджмента при организации инновационных сетей. Показано, как создание инновационных сетей обеспечивает устойчивое развитие предпринимательских структур.

Ключевые слова: инновации, предпринимательские структуры, устойчивое развитие, открытые инновационные сети

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Инновации часто трактуются как создание нового продукта или технологии, в то время как множество предпринимательских структур работает на рынках, далеких от высокотехнологичной или наукоемкой продукции. Управление развитием предпринимательских структур по-прежнему опирается на конкуренцию, хотя инновационные модели более адекватны современной экономике, которую разные исследователи характеризуют как экономику знаний [2]. Сохраняя модель бизнеса, ориентированную на конкурентную борьбу, современные компании лишают себя возможности занять собственную нишу и добиться на ней успеха, растрачивая ресурсы на соперничество с конкурентами, производящими аналогичную продукцию посредством аналогичных же бизнес-процессов. А ведь инновации как сущность предпринимательской деятельности являются основой любого бизнеса, каковая при организации эффективного взаимодействия между всеми участниками рынка и институтами обеспечит их устойчивое развитие.

В русле совместной стратегии

Процессы формирования открытых инновационных сетей объективно начали происходить в начале 2000-х годов, когда основной целью сделок по слияниям и поглощениям стал являться доступ к инновационным технологиям и идеям, а не приобретение материальных активов [3]. В 2004 г. специальная комиссия Евросоюза обозначила в качестве формы развития НТП инновационные технологические платформы, основанные на взаимодействии государств, предпринимательских структур, научных и образовательных институтов [1].

Открытые инновационные сети – это совокупность взаимодействующих предпринимательских структур, научных организаций или других институтов, имеющих схожие стратегические цели, ориентированных на инновации и осуществляющих деятельность в рамках единого бизнес-процесса.

В качестве примеров инновационных сетей можно назвать, прежде всего, технологические платформы, стратегические инновационные альянсы, совместные предприятия, сотрудничество в сфере технологической стандартизации, совместные венчурные инвестиции.

Выстраивание инновационной сети позволяет предпринимательской структуре добиться следующих преимуществ:

- трансфер инноваций, обмен идеями в области высокотехнологичных отраслей;

- получение доступа к результатам интеллектуальной деятельности и инновационных достижений сторонних организаций;

- снижение финансовых рисков и затрат финансовых ресурсов;

- сокращение времени на проведение НИОКР и, следовательно, появление возможности резкого технологического скачка;

- снижение затрат на проведение полного цикла собственных инноваций и НИОКР;

- доступ к новым рынкам;

- достижение синергетического эффекта в сфере производства, реализации, НИОКР.

Структурные составляющие инновационной сети представлены на рисунке 1.

1

Рис.1. Структурные составляющие инновационной сети

Создание инновационной сети возможно только на основе сильной социальной сети, опирающейся на эффективные внутренние социальные связи. Организация сетевого инновационного процесса подразумевает, что каждый элемент находится в открытом информационном доступе с целью внесения изменений и усовершенствований всеми заинтересованными элементами сети. Это приводит к сотрудничеству и взаимодействию даже конкурирующих компаний, в результате которого в выигрыше остаются все элементы сети.

Открытые инновационные сети образуются из совокупности самостоятельных институтов – производственных и финансовых компаний, поставщиков ресурсов, потребителей, которые стали частью единого бизнес-процесса в результате информационной вовлеченности. Внутри сети выделяются инновационные узлы, в которых сосредоточена инновационная деятельность.

Устойчивое триединство

Организация инновационной сети требует решения следующих задач со стороны менеджмента:

1. Четкое определение основных компетенций предпринимательской структуры.

2. Обеспечение параллельности и ритмичности деятельности все элементов сети, которые до этого могли быть соперничающими или враждующими.

3. Четкое распределение ролей и обязанностей. Организация совместной работы.

4. Постоянное взаимное обучение и поиск новых решений.

5. Эффективный механизм обратной связи.

6. Организация единого информационного пространства с целью устранения семантического барьера.

7. Постоянный и регулярный обмен данными.

8. Немедленный отказ от неперспективных решений.

Можно выделить следующие основные характеристики эффективных инновационных сетей:

1. Наличие множества инновационных узлов, конкурирующих друг с другом (внутренняя конкуренция). Их деятельность координируется центром, основываясь на результатах конкуренции между ними: наиболее эффективным предоставляется больше ресурсов и привилегий, наименее эффективные постепенно отсеиваются или начинают работать лучше.

2. Построение организационной структуры, основанной на сетевом принципе распределения работ (проектной, матричной, сетевой), позволяющей инновационным узлам действовать более или менее автономно (отсутствие традиционной жесткой иерархической структуры).

3. Инновационная избыточность. Любая сетевая структура предусматривает заменяемость узлов – элементов системы: если один выходит из строя, оказывается неконкурентным, его тут же заменяет другой, что и обеспечивает выживаемость и устойчивое развитие системы. Множественность инновационных узлов обеспечивает практически безболезненное исключение неконкурентных направлений и естественный поиск и отбор наилучшей инновации.

4. Высокая степень элементарности (делимости) предпринимательской структуры. В случае наличия прямой угрозы существованию предпринимательской структуры в виде банкротства или поглощения более успешным или крупным конкурентом необходимо разбить ее на множество подсистем и элементов, что затруднит ее уничтожение. Таким образом, после устранения внешней угрозы у структуры появляется возможность выжить и выйти на новый уровень развития, хоть и в измененном виде.

5. Равномерное распределение ресурсов и рисков между инновационными узлами.

6. Гибкость стратегий развития: возможность быстрой замены менее успешного инновационного решения на более эффективное.

7. Полная информационная свобода: информация об успехах или провалах, достижениях инновационных узлов должна быть доступна всем элементам предпринимательской структуры в любой момент времени.

8. Наличие единой организационной культуры и корпоративных ценностей.

9. Инновационная стратегия развития, как и любая инновация, должна быть рисковой, то есть предполагать определенную степень риска в силу новизны принятого решения.

Взаимосвязь инновационных сетей и устойчивого развития в триединстве экономической, социальной и экологической составляющих приведена на рисунке 2.

2

Рис.2. Взаимосвязь инновационных сетей и устойчивого развития

В плане внедрения инноваций и создания инновационных сетей консервативные традиционные отрасли находятся в более сложном положении, чем высокотехнологичные, так как инновационная активность компаний ограничивается реальными потребностями рынка. Поэтому предпринимательские структуры, занятые в традиционных отраслях (например, выпуск товаров широкого потребления – FMCG) не стремятся к инновациям, и так работая с достаточной эффективностью.

Создание инновационных сетей вовсе не означает тотального производства инновационной, наукоемкой продукции, проведения НИОКР и т.п. Устойчивое развитие предпринимательских структур возможно во взаимодействии высокотехнологичных и консервативных отраслей: рост спроса на продукцию FMCG требует от производителей новых технологий, продуктовых и производственных инноваций и т.п. Таким образом, устойчивое развитие обеспечивается вовлечением в инновационную сеть самостоятельных высокотехнологичных компаний, разрабатывающих новые технологии и продукцию, решения социальных и организационных задач, и консервативных производителей FMCG, ритейлеров, строителей и т.п., для которых инновационная деятельность является неприоритетной.

Выводы

Симбиоз и взаимодействие со вчерашними конкурентами дает возможность более узкой специализации, выбора уникальной ниши с одновременным трансфером инноваций, знаний, технологий в той области деятельности, которую предпринимательская структура осуществляет лучше, чем конкуренты. Естественный вопрос, который необходимо задать руководству современных предпринимательских структур: «Зачем производить аналоги и пытаться догнать лидера, когда можно стать лидером в своей собственной нише, обеспечив стабильное долгосрочное существование и устойчивое развитие?».

Организация открытых инновационных сетей, переход на модель управления, основанную на взаимодействии и внутренней конкуренции, обеспечит устойчивое развитие и рост эффективности предпринимательских структур в современных высоконестабильных и стохастических условиях функционирования.


Источники:

1. Официальный сайт Европейской комиссии по науке, исследованиям и разработкам CORDIS [Электронный ресурс] // http://cordis.europa.eu/technology-platforms/about_en.html.
2. Подлесных В.И., Кузнецов Н.В., Тихомирова О.Г. Новые подходы и методы обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур [Текст] / Под ред. проф. В.И.Подлесных. – М.: ИНФРА-М, 2011.
3. Тихомирова О.Г.Анализ структурных преобразований и изменения организационных форм предпринимательских структур в процессе развития [Текст] // Труды Гуманитарного факультета СПбГУ ИТМО: сборник научных статей – СПб: СПбГУ ИТМО, 2011.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 18:10:25