Измерение процесса инновационного развития в региональных социоэкономических системах

Урасова А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (62), Февраль 2012

Цитировать:
Урасова А.А. Измерение процесса инновационного развития в региональных социоэкономических системах // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 2. – С. 38-42.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17311650

Аннотация:
Рассматриваются возможности измерения процесса инновационного развития в региональных социоэкономических системах на примере субъектов Приволжского федерального округа. Раскрываются понятия уровня и потенциала инновационного развития как основы для интегрального анализа инновационного развития.

Ключевые слова: инновации, региональная социоэкономическая система, интегральный индекс инновационного развития, уровень/потенциал инновационного развития



В настоящее время наблюдается активное развитие российской экономики во всех направлениях, в том числе в области инноваций. Инновации становятся составной и неотъемлемой частью экономической системы каждого региона, а также имманентным условием эффективного роста в рамках конкурентной модели. Однако в рамках каждого субъекта возникает проблема комбинации факторов производства, способной обеспечить эффективное внедрение инноваций и рост инновационной активности хозяйствующих субъектов, а также увеличение основных инновационных показателей. Представляется возможным провести анализ сложившихся стратегических позиций ряда субъектов (на примере субъектов Приволжского федерального округа) по уровню инновационного развития, проследить динамику изменения этих позиций, а также дать оценку сложившейся ситуации с позиции существования определенных моделей инновационного развития. В этом же ряду и измерение процесса инновационного развития субъектов.

В притяжении залог развития

Региональная социоэкономическая система (далее – РСЭС) – это совокупность взаимодействующих и взаимовлияющих элементов социоэкономической действительности, стремящаяся к достижению и совершенствованию определенных показателей жизнедеятельности населения, имеющих стоимостное выражение [1]. Данная система стремится к совершенствованию жизни населения путем приведения всех сторон жизни к стоимостному эквиваленту, что является основой для измерения эффективности избранных методов развития.

Значимой чертой социоэкономической системы является, прежде всего, динамичный характер развития, который прослеживается в изменениях определенных показателей, по которым можно судить о конъюнктуре социоэкономического цикла, корректировать существующую концепцию развития. Кроме того, все действия и мероприятия в рамках РСЭС имеют стоимостную оценку. Любые, даже самые сложные социально-экономические явления, могут и должны быть измерены, так как от этого зависит мера эффективности всей системы. Рассмотрим взаимное влияние экономических и социальных показателей.

Для анализа процесса инновационного развития используем два интегральных показателя: уровень и потенциал инновационного развития, соотношение которых дает основание для построения способа измерения данного процесса. А именно, соотношение уровня и потенциала инновационного развития формирует интегральный индекс инновационного развития, который отражает взаимосвязь между существующими возможностями развития региона и реально достигнутыми показателями. Также продемонстрируем, насколько эффективно реализуется потенциал региона.

Под уровнем инновационного развития понимается совокупность достигших определенной величины показателей инновационного развития, которая характеризует субъекты с точки зрения комплексности развития, не учитывая специализацию регионов, их экономико-социальную специфику. Любые дисбалансы и асимметричность с данной позиции трактуются как препятствие для развития и уменьшают общий суммарный показатель субъекта. Однако с помощью указанных показателей можно определить общее состояние инновационного развития как области экономической активности и взаимное отставание/опережение регионов.

Потенциал инновационного развития – наличие различного рода ресурсов (финансовых, человеческих, природных и.т.д.), способствующих достижению определенного уровня инновационного развития.

Гонка за лидером

Как своего рода интегральные показатели уровень и потенциал инновационного развития в данном контексте содержат несколько групп величин, которые комплексно отражают процесс инновационного развития в статическом и динамическом срезе.

Соотношение двух интегральных показателей (уровень инновационного развития (УИР)/потенциал инновационного развития (ПИР)) дает основание для существования интегрального индекса инновационного развития (ИИИР), являющегося возможным вариантом для межрегионального сравнения и измерения процесса инновационного развития субъектов. ИИИР – стандартный инструмент при общем сравнении инновационных процессов, происходящих в регионах. Он, с одной стороны, учитывает динамические характеристики процесса (а именно векторные количественные изменения), с другой стороны, включает в себя скалярные величины (численность экономически активного населения, число образовательных учреждений и пр.).

В результате анализа данных по субъектам Приволжского федерального округа за 2008-2009 гг. [2] были получены следующие индексы инновационного развития (табл.):

Таблица

Интегральные индексы инновационного развития субъектов Приволжского федерального округа

Приволжский федеральный округ
ИИИР/2008
ИИИР/2009
Республика Башкортостан
0,57
0,64
Республика Марий Эл
0,46
1,93
Республика Мордовия
0,23
1,02
Республика Татарстан
0,86
1,15
Удмуртская Республика
0,56
0,54
Чувашская Республика
0,65
0,69
Пермский край
0,94
0,97
Кировская область
0,43
0,46
Нижегородская область
1,85
2,06
Оренбургская область
0,39
0,43
Пензенская область
0,83
0,86
Самарская область
1,5
1,42
Саратовская область
1
0,95
Ульяновская область
1
1,13
Чем выше ИИИР, тем с большей отдачей и результативностью используются имеющиеся в субъекте ресурсы, тем грамотней выстраивается экономическая политика. Абсолютными лидерами в ПФО являются Самарская и Нижегородская области. На одной плоскости находятся регионы с индексом, близким к 1: Ульяновская, Саратовская области, Пермский край и Татарстан. Обособленную группу составляют Марий Эл и Мордовия, в которых значительное изменение ИИИР связано с одновременным снижением ПИР и увеличением УИР [3].

Таким образом, сквозь призму инноваций анализируемые субъекты нельзя назвать однородно развивающимися. Существует ярко выраженная группа лидирующих субъектов и отстающих. В соответствии с уровнем развития каждый субъект должен формировать собственную стратегическую позицию и экономическую модель поведения по отношению как к федеральному центру, так и к своим реальным и потенциальным конкурентам.

В результате анализа статистических данных представленных групп субъектов в первом приближении можно утверждать о принципиальных отличиях их социоэкономических принципов развития, от правильности определения которых зависит успешность развития региона в целом.

Выводы

Региональная социоэкономическая система содержит ряд важнейших составляющих: конкурентоспособность региона, которая может измеряться с помощью индексов относительной и абсолютной конкурентоспособности; стратегическая позиция, которая может быть измерена с помощью категорий уровня и потенциала инновационного развития региона, и на более высоком уровне обобщения с помощью интегрального индекса инновационного развития.

Возможный спектр типов инновационного развития позволяет говорить о разнонаправленности процесса смены стратегических позиций, что позволяет субъекту достичь эффективного роста экономики, сбалансированного сочетания факторов производства и мобилизации ресурсов. В результате наблюдается рост конкурентоспособности регионов. От того, насколько грамотно субъект формирует стратегическую позицию, зависит дальнейшее развитие его экономических составляющих.

В целом возможности измерения и моделирования региональных социоэкономических систем позволяют дать определенную оценку инновационного развития региона, сформировать стратегическую позицию в отношении потенциальных конкурентов.


Источники:

1. Сухих В.А. Основные концептуальные положения и принципы социоэкономической парадигмы регионального управления [Текст] //Ars administrandi: Ежегодник-2009. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 2009.
2. Сухих В.А. Социоэкономика региона: методология исследования, тенденции развития и механизмы регулирования [Текст]. – Пермь. 2008.
3. Урасова А.А. Региональное инновационное развитие: анализ конкурентоспособности Пермского края и регионов приволжского федерального округа [Текст] // ARS Administrandi. 2010, №3.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:18:27