Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»2 / 2012

Система управления корпоративными знаниями в интегрированной промышленной организации

Панфилова Елена Евгеньевна, доцент кафедры «Управление организацией в машиностроении» Института управления в промышленности и энергетике, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет управления», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 31

Аннотация:
Рассматриваются вопросы усиления конкурентного статуса промышленной организации за счет формирования системы управления корпоративными знаниями с выделением стадий интеграции организации в интернет-бизнес.
Цитировать публикацию:
Панфилова Е.Е. Система управления корпоративными знаниями в интегрированной промышленной организации // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 2. – С. 17-22.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Развитие конкурентного статуса промышленной организации в условиях формирования глобального информационно-экономического сообщества требует от руководства наличия адекватной системы управления корпоративными знаниями (СУКЗ). Отправной точкой при развитии конкурентного статуса организации является четкое осознание того факта, что использование классических ERP, CRM, PLM-систем в настоящее время не приводит к желаемому результату [1]. Для промышленной организации становится важным не то, как ее информационная система интегрирована с системами территориально удаленных структурных подразделений, филиалов, а каким образом методологически организовано управление корпоративными знаниями.

На глобальной волне

Процесс стратегического управления конкурентоспособностью интегрированной организации должен выстраиваться с учетом специфики реализации проектов в условиях глобализации – постоянно протекающих процессов организационных изменений. Формирование СУКЗ в организации может возлагаться на дирекцию по развитию методологии (стандартов) управления или отдел организационного моделирования и развития.

Основной целью создания СУКЗ в промышленной организации в условиях глобализации является совершенствование управления индивидуальными и групповыми компетенциями сотрудников, участвующих в реализации проекта. Перечень задач, решаемых с использованием СУКЗ, сводится к следующему:

- исключение потерь любых видов компетенций организации вследствие реорганизаций, слияний иных структурных преобразований;

- исключение потерь любых видов индивидуальных компетенций вследствие увольнения сотрудников или их ротации, носящих временный характер и обусловленных особенностями реализации проекта в рамках глобального бизнес-сообщества;

- выявление источников покрытия разрыва между имеющимися и требуемыми компетенциями в организации;

- составление «профилей» ключевых сотрудников, позволяющих очертить круг профессиональной компетенции каждого из носителей знаний;

- актуализация состояния информационной системы поддержки принятия решений на стратегическом и тактическом уровне.

СУКЗ может рассматриваться:

- на микроуровне (конкретная промышленная организация);

- на мезоуровне (глобальное бизнес-сообщество);

- на макроуровне (глобальное информационно-экономическое сообщество).

Использование на макроуровне СУКЗ двух предшествующих уровней позволит:

- сформировать конкурентоспособный индустриальный комплекс в результате становления нового типа отраслевой структуры промышленности, характеризующейся наличием высокотехнологичного ядра с преобладанием производств пятого и элементами шестого и седьмого технологических укладов;

- повысить долю инновационной и высокотехнологичной продукции в фонде накопления РФ с 3% до 50 % и более (как в странах ЕС и США);

- увеличить число инновационных промышленных организаций с 6% до 30% [2].

Система лучше – скорость выше

В условиях глобализации увеличивается количество сделок, направленных на консолидацию активов, следовательно, нематериальных активов, в том числе являющихся неотъемлемой частью СУКЗ. Поэтому потребность в сохранении и успешной интеграции СУКЗ различных организаций будет особенно актуальной. Наибольший эффект от использования СУКЗ может быть получен в соответствии с теорией полюсов роста французского экономиста Ф. Перу в особых полюсах – особых экономических зонах (ОЭЗ). Качество сформированной СУКЗ напрямую влияет на скорость получения (распространения) знаний в рамках глобального бизнес-сообщества и их воплощение в товарах и технологиях.

Конкурентный статус промышленной организации в условиях глобализации предопределяется характером тех знаний, которые в большей степени будут способствовать реализации текущего проекта. Эффективность сформированной в промышленной организации СУКЗ может быть оценена с помощью подхода информационного менеджмента, оценивающего любые совершенные действия менеджеров в рамках СУКЗ при управлении организацией. В этом случае капитал, созданный сгенерированным корпоративным знанием, определяется как отношение дохода (добавленного знаниями, извлеченными из СУКЗ) к процентной ставке на акционерный капитал.

Техническая поддержка системы управления корпоративными знаниями должна учитывать такую складывающуюся ключевую мегатенденцию в отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как гиперподключенность. (Hyperconnectivity), которая позволяет спроектировать СУКЗ с учетом появления новых источников информации и электронных устройств, изменений количества объектов управления, числа используемых интерфейсов и введения новых протоколов взаимодействия при обмене информацией [3]. Фактически матрица гиперподключенности позволяет определить модель функционирования СУКЗ как в существующей информационной системе промышленной организации, так и в потенциальной (стратегической) информационной системе.

СУКЗ является своеобразной надстройкой к существующей корпоративной информационной системе (КИС), которая позволяет произвести доставку необходимой информации и знаний как из контента КИС, так и из иных внешних источников. Управление корпоративными знаниями происходит с помощью портальных средств и средств коллективного общения.

Формирование и развитие сильного конкурентного статуса традиционной промышленной организации напрямую зависит от той стадии интеграции в интернет-бизнес, на которой она находится. Можно выделить четыре основных стадии в данном процессе.

На первой стадии промышленная организация использует интернет-пространство в качестве дополнительного рекламного канала и ограничивается созданием статического сайта и формированием баз данных клиентов. При этом принципиальных изменений в управлении и организационной структуре управления не происходит. Конкурентный статус промышленной организации как полноправного участника интернет-сообщества можно охарактеризовать как слабый.

На второй стадии Интернет становится основным инструментом ведения бизнеса в конкретной нише глобального бизнес-сообщества, первоначально связывая бизнес-процессы трех ключевых субъектов рынка – поставщика, промышленную организацию и потребителя. В этом случае создается единая электронная цепочка поставок, при которой потребитель может управлять сбытом своего поставщика, формируя заказ на производство. На данной стадии полноценно используются информационные технологии при налаживании электронного взаимодействия между всеми участниками-организациями глобального бизнес-сообщества. Конкурентный статус промышленной организации можно охарактеризовать как средний.

На третьей стадии бизнес-процессы промышленной организации полностью автоматизируются в рамках интернет-сообщества и руководство определяет основные и вспомогательные функции, постепенно отдавая последние на аутсорсинг другим организациям (специализирующимся в соответствующих отраслях или сферах деятельности).

В условиях становления интернет-экономики происходит переход от модели традиционной промышленной организации, осуществляющей все функции управления, к виртуальной организации, которая занимается исключительно:

- вопросами стратегического взаимодействия с участниками корпоративных отношений (в том числе с клиентами). Это означает акцент на использование стратегических информационных систем и систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-систем);

- развитием существующих и разработкой новых продуктов. Акцент на системах управления жизненным циклом продукта (PLM-система) и инженерными данными об изделии (PDM-система).

Конкурентный статус промышленной организации как полноправного участника интернет-сообщества можно охарактеризовать как сильный, при этом СУКЗ основывается в основном на явных (формализованных) знаниях, полученных из внутренних и внешних источников.

На четвертой стадии промышленная организация является уже постоянным участником нескольких глобальных бизнес-сообществ; параллельно реализует ряд проектов; осуществляет трансферт знаний и их генерирование для создания определенного прототипа реализации типового проекта в глобальном бизнес-сообществе. Конкурентный статус организации упрочняется посредством использования неявных (неформализованных) знаний, содержащихся в оцифрованном виде в СУКЗ.

Выводы

Таким образом, система управления корпоративными знаниями, сформированная на основе жизненного цикла знания, матрицы гиперподключенности различных внешних и внутренних устройств, а также с учетом выделения тех бизнес-функций, которые передаются внешним исполнителям на аутсорсинг, позволяет укрепить конкурентный статус промышленной организации в условиях глобализации  экономики.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Дынкин А.А., Куренков Ю.В. Конкурентоспособность России в глобальной экономике [Текст]. – М.: Международные отношения, 2003.
2. Годин В.В. Управление инновационными процессами в информационных системах организаций [Текст]. – М.: ГУУ, 2004.
3. PC Week / RE № 35 (641), 23-29 сентября 2008.