Развитие компетенций у выпускников высшего профессионального образования, востребованных в условиях развития инновационной экономики

Питухина М.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (61), Январь 2012

Цитировать:
Питухина М.А. Развитие компетенций у выпускников высшего профессионального образования, востребованных в условиях развития инновационной экономики // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 1. – С. 84-88.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17310486

Аннотация:
Работа посвящена исследованию актуального вопроса развития компетенций у выпускников высшего профессионального образования. В основу были положены документы, формирующие инновационную политику России (Послания Президента РФ, Поручения Президента РФ, Стратегия инновационного развития РФ и т.д.), которые позволили сделать вывод о существенной повышении роли компетентностного подхода.

Ключевые слова: рынок труда, инновационная экономика, образовательная политика, компетенции выпускников



В докладе на пленарном заседании Социального форума «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития» 10 ноября 2011 года в Москве руководитель Федеральной службы по труду и занятости РФ Ю.В. Герций отметил, что для России самая главная проблема заключается в несбалансированном спросе и предложении по профессионально-квалификационной структуре. Представляется, что единственное решение данной проблемы – в развитии компетенций выпускников.

Профессионализм по приоритетам

Развитие компетенций выпускников в настоящее время обуславливается:

• переходом на стандарты Болонской системы в образовании и, в частности, оптимизацией ФГОСов III поколения;

• формированием инновационной экономики. Так, вопросы развития компетентностного подхода в России актуализируются в Стратегии инновационного развития на период до 2020 года («Инновационная Россия–2020»); Указе Президента №899 от 7 июля 2011 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»; Послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации от 12.11.2009; Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 (ВТСЭ).

В Поручении Президента РФ от 9 сентября 2010 Пр-2663 говорится об обеспечении с учетом международной практики разработки профессиональных квалификационных стандартов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития. В Поручении Президента РФ от 30 марта 2011 Пр-3011 отмечена необходимость разработки квалификационных рамок с набором требований к специалистам инженерно-технического профиля, соответствующих приоритетным направлениям модернизации. В проекте стратегии «Инновационная Россия–2020» отмечается, что ключевыми компетенциями «инновационного человека» должны стать:

• способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

• способность к критическому мышлению;

• способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде;

• широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке.

Сколько живешь – столько и обучаешься

Одним из наиболее важных аспектов при изучении компетентностного подхода в России, в частности в высшем профессиональном образовании, является взаимодействие различных факторов на рынке труда: федеральных органов исполнительной власти (ФОИВов), работодателей, институтов системы профессионального образования (рис.1). После окончания образовательных учреждений на рынок труда поступает определенное количество выпускников с соответствующим качеством подготовки. Причем, количественные и качественные показатели определяются ФОИВами (Минобрнауки России) и федеральными государственными стандартами (ФГОСами ВПО) соответственно. В идеале они должны соответствовать требованиям работодателей и профстандартам, однако, в реальности на рынке труда существует серьезный дисбаланс.

Рис.1. Взаимодействие на рынке труда

Кроме этого, в настоящее время в России имеются следующие сложности в ходе внедрения компетентностного подхода:

• работодатели большое внимание уделяют высокому профессионализму работника и компетенциям, но в узкоспециализированных направлениях;

• зарплата по ряду видов экономической деятельности не соответствует основам инновационной экономики.

В связи с этим, например, в науку молодые люди не идут;

• в России в послевузовском образовании или на курсах повышения квалификации участвует небольшой процент населения.

Для сравнения в странах Северной Европы, где компетентностный подход был внедрен несколько десятилетий назад, процент трудоустройства выпускников остается самым высоким в Европе, в Норвегии этот уровень превышает 90%. Обучение там не заканчивается с получением диплома о высшем образовании, и многие выпускники продолжают повышать квалификацию в течение всего периода своей деятельности. Ежегодно по программам дополнительного профессионального образования обучаются от 60% в Швеции и Финляндии, в то время как в остальной Европе лишь 40%. Также, образовательный процесс в Дании и Финляндии в среднем длится 8-9 лет, в других странах – 6-8 лет. Все это вкупе с компетентностным подходом приводит к тому, что продолжительность безработицы в Северной Европе составляет в среднем меньше 6 месяцев.

Вывод

В заключение можно отметить, что актуальность развития компетентностного подхода в России возрастает в условиях перехода системы образования на Болонские стандарты и формирования инновационной экономики.


Источники:

1. Инновационная Россия–2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). Проект [Текст]. – М. Минэкономразвития России, 2010.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 (ВТСЭ) [Электронный ресурс] // http://www.smolin.ru/odv/reference-source/pdf/Progr-2020_total.pdf.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 11.02.2002 [Электронный ресурс] // http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html.
4. Макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 22.02.2007 [Электронный ресурс] // http://yseti.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=251%3A----22022007&catid=60&Itemid=87.
5. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 [Электронный ресурс] // http://www.rg.ru/2009/11/13/poslanie-tekst.html.
6. Поручения Президента [Электронный ресурс] // http://kremlin.ru/assignments.
7. Указ Президента №899 от 7.07.2011 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» [Электронный ресурс] / http://www.garant.ru/hotlaw/federal/335057/.
8. Education at a glance – OECD indicators 2011: [Electronic resource] // http://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance_19991487.
9. Education at a glance – OECD indicators 2010: [Electronic resource] // http://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2010_eag-2010-en;jsessionid=764j3rjnan8nc.epsilon.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:07:49