Лидер для Start-Up предприятий

Макаров С.Л.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (61), Январь 2012

Цитировать:
Макаров С.Л. Лидер для Start-Up предприятий // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 1. – С. 67-71.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17310483
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Раскрывается основополагающее значение руководителя-лидера для формирования команды и привлечения инвесторов в Start-Up-предприятие.

Ключевые слова: управление, экономика знаний, инвестор, инновация, стартап, команда, лидер



В последние годы руководством страны ставятся задачи создания инновационной экономики, перехода с сырьевого на наукоемкий путь развития. Властям действительно удалось сформировать что-то вроде моды на термины «инновация» и «модернизация». Однако мало просто создать инновационный климат в стране, необходимо заставить систему эффективно работать.

Бизнес-единицей инновационной системы является Start-Up-предприятие, деятельность которого отлична от остальных сфер. Основополагающее значение в работе таких организаций занимает руководитель – лидер.

Бремя лидерства

Такой человек должен быть не менеджером, для которого основными элементами предприятия являются бизнес-процессы, и не предпринимателем, чьей основной целью является получение прибыли. Он должен представлять собой именно лидера – человека творческого и гибкого склада ума, который в зависимости от внешних и внутренних факторов может использовать качества всех вышеуказанных типов личностей в нужные моменты.

Получение удовлетворения от результатов своей деятельности – одна из особенностей функционирования Start-Up-предприятий [2]. Поэтому отличие лидеров таких организаций от руководителей «обычных» хозяйствующих субъектов – получение удовольствия от инновационной деятельности, от создания чего-то нового, приносящего пользу человечеству. Лидеры Start-Up-предприятий стремятся не просто заработать денег, а внести свой вклад в развитие науки, техники и технологии, а как следствие в повышение качества жизни людей. Они должны обладать, прежде всего, стратегическими и организационными способностями, умением видеть ситуацию в перспективе, нестандартным логическим мышлением, предполагающим разработку нетривиальных решений для самых разнообразных задач.

Основные задачи руководителя-лидера сводятся к созданию команды талантливых сотрудников, раскрытию потенциала каждого, а также дальнейшему поддержанию и развитию отношений в коллективе, при использовании различных методов мотивации, а также поиску инвестора для развития бизнеса и дальнейшей коммерциализации проекта.

В единой команде

Start-Up-предприятие – это место для «творческих фанатиков». К таким людям нужен особый подход, и если его найти, а также суметь заинтересовать сотрудников, то результат не заставит себя долго ждать. Кроме поставленных задач и работы над проектом, члены команды могут быть источником последующих инновационных задумок. По мнению журнала The IBM Business Consulting Services, именно сотрудники являются основным источником новых идей [3].

В отношениях внутри команды Start-Up-предприятий важнее предупреждать конфликтные ситуации, чем их разрешать. Зачастую на начальных этапах развития компании каждому работнику приходится выполнять множество функции, большая загруженность сопровождается стрессами, причем не всегда понятны степень ответственности и рамки полномочий каждого сотрудника. Очень важными являются аспект субординации: подчинение и подотчетность тому или иному лицу, особенно если собралась команда опытных людей-инноваторов, каждый из которых считает себя более значимой персоной, чем все остальные.

В любом случае руководителю инновационного проекта важно привлечь сотрудников к разработке основных целей предприятия, учесть их технические, экономические и другие предложения, дать оценку результатам и поощрить за продвижение к основной цели предприятия.

В вопросах управления требуется все мастерство руководителя, чтобы вести за собой имеющийся коллектив людей, нанимать востребованных сотрудников. Управленцу нужно учитывать, что очень важным является момент отождествления цели предприятия с целями сотрудников.

Лидер должен знать, что каждому типу интеллекта соответствует определенный вид задач, поэтому если работа сотрудника на конкретном месте оставляет желать лучшего, необходимо понять какие вопросы он сможет решать быстрее и лучше других и поручить ему выполнение именно этой работы. Нужно не жестко направлять работников, а формировать благоприятный климат для трудовой и творческой деятельности. Необходимо рассматривать специалистов в команде не как «винтик», который можно с легкостью заменить, а как неотъемлемое целое единого механизма.

Чаще всего в Start-Up-предприятиях можно говорить об отсутствии культуры управления, соответствующей данному типу хозяйствующего субъекта, имеют место нарушения морально-этических норм, когда руководители позволяют себе повышать голос на подчиненных, не умеют владеть собой, не понимают особенности находящихся рядом личностей. В таких организациях важно прививать работникам правильное отношение к труду, при необходимости позволять решать собственные проблемы, но не в ущерб рабочему процессу и в то же время не давая полной свободы. Кроме этого важно помнить об установке определенных регламентов рабочего времени, поскольку всем людям отдых просто необходим. Соответственно, не нагружать сотрудников большим объемом работы 24 часа в сутки, пусть они даже вдохновлены идеей и всячески борются за ее реализацию.

Если лидер не понимает членов своей команды, не уважает их мнение и не умеет прислушиваться к подчиненным, ему будет трудно найти с ними общий язык и правильно организовать процесс развития проекта.

Участники Start-Up-предприятия смогут добиться успеха только при соответствующей квалификации персонала, причем в первую очередь управленческого.

Привлекаем инвестора

Найти инвестора и убедить его вложить средства в предприятие – важнейшая нетривиальная задача, требующая от лидера максимума компетентности, везения и, конечно, проявления самых лучших качеств: умения убеждать и грамотно презентовать проект.

Между российскими инвесторами и инвесторами Кремниевой долины есть существенная разница. В Калифорнию не нужно привозить финансовые планы на десятках страниц и «горы» других бумаг. Здесь никто к ним не относятся серьезно в силу невозможности оценки по объективным причинам. Для западных инвесторов важнее увидеть, какой вы лидер, насколько «заражены» идеей, какими ресурсами располагаете и как пойдете к намеченной цели.

В России ситуация несколько другая. В силу финансовой нестабильности и высоких рисков необходимо спрогнозировать действие рынка и всей экономики на все предвиденные и непредвиденные случаи. Российские инвесторы хотят получить максимум информации, и это совершенно обоснованно. Поэтому чем больше информации предоставить потенциальному инвестору, тем лучше.

Лидер Start-Up-предприятия должен знать все «мелочи» выступлений перед самыми разными инвесторами, должен забыть о скромности и комплексах и идти к цели с использованием любых законных средств.

Поиск инвестора осложняется российской действительностью, где практически отсутствует доверие между людьми, и чуть ли не главным критерием являются личные взаимоотношения. К тому же инвестиции в российские Start-Up-предприятия сопряжены со слишком высокими рисками. С учетом всех вышеуказанных факторов желающих инвестировать в Россию очень мало [1].

Вывод

Учитывая все перечисленные обстоятельства, можно с уверенностью утверждать, что от компетенции лидера Start-Up-предприятий и его культуры управления зависит самое главное: получение необходимых инвестиций и успешная реализация проекта.


Источники:

1. Кудашкина Т. В поисках инвестора [Текст] // Бизнес-климат в России, 2011, Май, №2(8).
2. Лебре Э. Стартапы. Чему мы еще можем поучиться у Кремниевой долины [Текст]. – М.: Корпоративные издания, 2010.
3. Virginia Ginni Rometty, Expanding the Innovation Horizon: The Global CEO Study 2006 // IBM Business Consulting Services, 2006.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:07:37